Строительство жилья для каждой молодой семьи – приоритет города Печать

Под определение «молодой семьи» подпадают граждане, чей возраст не превышает 30 лет

На первый взгляд, на вопрос «От кого зависит реализация проекта по обеспечению каждой молодой семьи жильём?», возможен один-единственный ответ: «Конечно, от строителей! От того, насколько быстро и качественно они строят дома».

Ведь основной функцией и задачей семьи является деторождение, а без своего жилья – это невозможная задача. И как обстоят дела на самом деле со строительством жилья? О проблемах, с которыми столкнулся муниципалитет города Мурманска в вопросе обеспечения каждой семьи квартирами и при реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», рассказала Виктория Швец, начальник отдела социально-экономического развития администрации города Мурманска.

Город Мурманск первый в Мурманской области разработал и утвердил программу, которая предусматривает обеспечение жильем каждой молодой семьи города Мурманска на 2006-2010 годы, которая начала работать в 2006 году. (Решение Совета депутатов г.Мурманска от 31.05.06 № 23-277).  

В 2006 году первым 23 ее участникам были выданы свидетельства, подтверждающие право молодой семьи – участницы проекта, на субсидию из муниципального бюджета для оплаты 15% расчетной стоимости приобретаемого жилья. Объем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете на эти цели составил 2,742 млн.рублей. Предусмотрено и выделение для семьи субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка в размере 5% от стоимости жилья.

Количество участников программы в 2007 г. - 40 семей, из них 24 семьи претендуют на участие в региональной целевой программе. Эти семьи были поставлены на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем, эти семьи могут претендовать на получение поддержки из средств всех уровней бюджетов, и получат субсидию в размере 30%, 35%(для семей с детьми) от стоимости жилья. 

Семьи количеством - 16 получат субсидию в размере 15% от стоимости жилья только из средств муниципального бюджета. Объем бюджетных средств муниципалитета, выделяемых в 2007 году для реализации программы строительства для каждой семьи составит 2 млн. 891 тыс. руб. Поддержка из областного бюджета в 2007 г. составит 5 млн. 304 тыс. руб.

Список фактически утвержденных семей-участников Программы меньше планируемого количества участников. Это связано с тем, что значительному количеству семей было отказано из-за их несоответствия требованиям Программы, в основном из-за невозможности признания семьи нуждающейся в улучшении своих жилищных условий.

Вот на этом моменте мне бы хотелось остановиться более подробно, поскольку в нём и заключено основное противоречие программы, тормозящие ее развитие. Правилами предоставления субсидий для молодой семьи на приобретение жилья определены следующие критерии для потенциальных участников программы «Обеспечение жильем молодых семей»:

• Под определение «молодой семьи» подпадают граждане, чей возраст не превышает 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя (не старше 30 лет) и ребенка.

• Такие семьи должны быть признаны нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил.

• Такие семьи должны иметь доходы либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой субсидии.

Под нуждающимися в жилищных условиях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ.

То есть, такие молодые семьи должны:

• либо вообще не иметь никакого жилья,

• либо быть обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (в Мурманске это 12 м2 на человека),

• либо проживать в ветхом или аварийном жилфонде,

• либо в коммунальной квартире с тяжело хронически больным.

Помимо этого, чтобы муниципалитет поставил такие семьи на учет в качестве нуждающихся, такие семьи еще должны быть малоимущими. В методических рекомендациях, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 18 по данному вопросу прописано: «Право на бесплатное предоставление жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилом фонде имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях».

То есть в самом понятии определения молодой семьи, которая может стать участницей программы, заключено противоречие. Семьи с уровнем заработной платы менее прожиточного минимума (в Мурманской области в настоящее время данный показатель составляет 5255 руб.) должны иметь доходы для того, чтобы оплачивать оставшуюся после выплаты субсидии стоимость жилья (а это 70% ее расчетной стоимости, около 1 млн. рублей для квартиры для 3-х человек). На банковский кредит такие семьи рассчитывать не могут, поскольку не являются кредитоспособными.

В случае, если жилищные условия молодой семьи требуют улучшения, но она не относится к малоимущей, или на одного члена семьи приходится более 12 м.кв., то такие семьи не будет признаны нуждающимися и соответственно претендовать на субсидию не могут. Хотя именно такие семьи, хорошо работающие, стабильные, составляющие костяк любого государства и необходимо поддерживать субсидией, а малоимущие семьи должны получать социальное жилье, которое должно для них предоставляться на бесплатной основе по договорам социального найма, как это и прописано в Приказе Минрегиона РФ от 25.02.2005 № 18.

В принципе можно сказать, что данной федеральной целевой программой не определена целевая группа, на которую она рассчитана. И это один из аспектов, тормозящих ее развитие.

И второй, очень важный, момент. Для расчета размера субсидий, предоставляемых из федерального и региональных бюджетов, принимается во внимание средняя рыночная стоимость 1м2, утвержденная Минрегионразвития РФ. На 2007 год для Мурманской области установили данный показатель в размере 13000 рублей, когда уже сейчас рыночная стоимость 1 м2 составляет в Мурманске 26 тыс. рублей, то есть в 2 раза превышает утвержденный норматив — по данным статистики – 15520,3 руб. Если темп роста стоимости жилья сохранится на таком же высоком уровне — 35-40 % в год, то данный показатель в следующем году может достичь 28 тыс. руб. за 1м2. И тогда реальная поддержка из средств бюджета будет составлять не 30-35 %, как декларируются федеральной программой, а менее 15%.

И следующих аспект, который напрямую связан с высоким ростом цен на жилье в городе Мурманске, – это отсутствие нормальной конкурентной среды на рыке недвижимости города, которая порождается отсутствием строительства нового жилья. В городе, где раньше ежегодный объем ввода в строй жилья составлял сотни тысяч квадратных метров, в настоящее время практически не строятся жилые дома, а то жилье, которое начало появляться, как правило, рассчитано на людей с высоким уровнем достатка. В связи с этим молодые семьи могут рассчитывать только на вторичное жилье, где принцип цена-качество не выдерживает никакой критики: за низкое по своим качественным характеристикам жилье эти семьи вынуждены платить достаточно высокую цену.

. Таким образом, для того чтобы механизм подпрограммы «Обеспечением жильем молодой семьи» заработал в полную силу, необходимо:

- во-первых, исключить условие, прописанное пунктом 5б Правил и ввести новое понятие — молодой семьи, желающей улучшить свои жилищные условия при помощи средств субсидии и механизмов ипотечного кредитования. Для такой семьи должны быть установлены иные условия участия в подпрограмме (другая учетная норма площади жилого помещения и уровень дохода). А молодые семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, должны иметь право не на субсидию, а на бесплатное предоставление жилых помещений;

- во-вторых, средняя рыночная стоимость жилья, устанавливаемая для расчета Минрегионразвития РФ, должна соответствовать реальной стоимости жилья в том или ином регионе и при расчете средств выделяемых на планируемый год данный показатель еще должен быть проиндексирован на разработанный и утвержденный тем же Министерством индекс-дефлятор, причем с учетом того, что в разных регионах темп роста стоимости жилья очень разнится такие дефляторы нужно разрабатывать для каждого региона в отдельности;

- в третьих, начать строительство жилья эконом-класса.

Муниципалитет города обратился к депутатам Мурманской областной Думы с предложением выйти в Государственную Думу РФ с инициативой по внесению изменений в постановление Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285 «Об утверждении правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (далее Правила) в части касающейся определения условий, по которым молодая семья может быть признана участницей подпрограммы.

Подводя итог затронутой проблемы, необходимо констатировать, что молодые семьи, должны быть в приоритете внимания наших законодателей и органов управления. Если эти молодые семьи в ближайшее время не увидят решения своих жилищных проблем, то такие семьи будут вынуждены за огромные деньги снимать жилье и им будет не до воспроизводства своего потомства, поскольку на нормальное обеспечение детей просто не хватит финансов.

СТРОИТЕЛЬСТВО И ЖКХ

Еще статьи на тему "семьи":

Многодетные семьи Мончегорска получат землю, которая их устроит

Репрессивный механизм выселения раскулаченных семей

Драмы и трагедии семей спецпереселенцев

Жильё для многодетных семей

15 мая - Международный день семьи