Общие вызовы и правовые принципы Печать

О. Нордслеттен, Полномочный посол Королевства Норвегия в России

Северная Атлантика - это «родной дом» для отдельных запасов рыб, являющихся самими ценными в мире. Благодаря многолетним научным исследованиям и обоснованным мерам управления эти запасы пока находятся на устойчивом уровне. И в этой связи всем нам брошен общий вызов.

В ноябре прошлого года Смешанная Норвежско-Российская Комиссия по рыболовству отметила 35-летие. Такую же долгую историю насчитывает и наше научное сотрудничество.

Сотрудничество в области научных исследований этих запасов и управления ими имеет очень большое значение, и до сих пор оно развивалось успешно. Именно поэтому Норвегия стремится продемонстрировать свою максимальную открытость в предоставлении разрешений на выполнение различных морских исследований. Но именно поэтому мы и не понимаем ограничений, а иногда даже и отказов, в выдаче аналогичных разрешений на исследования в российских водах, даже в тех случаях, когда имеется договоренность о необходимости проведения соответствующих исследований.

Норвежско-российское сотрудничество хорошо вписывается в более широкие международные рамки. ИКЕС и НЕАФК - это главные примеры международного сотрудничества в области исследований и управления рыбными ресурсами, сотрудничества, которое является базовым для дальнейшего обеспечения устойчивости запасов.

Наиболее серьезную опасность для рыбных ресурсов Северной Атлантики сегодня представляет нелегальный, незаявленный и нерегулируемый промысел. ННН-промысел может привести к серьезному истощению запасов. Выполненные оценки свидетельствуют о том, что ежегодно в Баренцевом море нелегально добывается 100 000 тонн трески, первичная стоимость которых составляет около 200 млн. евро. Фактически это количество соответствует четверти объема оптимального допустимого улова для этого запаса.

Для прекращения нелегального промысла и нелегальных перегрузок уловов в море ключевым фактором является контроль государства порта и выполнение обязательств государства флага и прибрежного государства. Мы полностью удовлетворены решением, принятым в ноябре прошлого года Комиссией по рыболовству в Северо-Восточной Атлантике (НЕАФК) о введении обязательных правил, касающихся портового контроля, которые должны вступить в силу 1 мая текущего года.

Вместе с другими участниками, такими как, например, ЕС, мы активно работаем в ФАО, поддерживая переговоры по юридически обязательному режиму в отношении контроля государства порта. Вместе с нашим ближайшим соседом Россией мы выступили в основных европейских столицах с инициативой о контроле государства порта и проведении инспекций. Мы также заключили двусторонние соглашения о контроле с большим количеством государств и с Европейской Комиссией. Жаль, что Испания оказалась неготовой заключить такое соглашение.

В дополнение к этим все более интенсивным усилиям на международной арене Норвегия будет еще решительней бороться за такие корректировки норвежского законодательства, в результате которых борьба против ННН-промысла стала бы более эффективной в тех районах, где мы осуществляем нашу юрисдикцию. Один из необходимых элементов в этой связи - это обеспечение того, чтобы иностранные суда, которые принимают или ранее принимали участие в деятельности, связанной с ННН-промыслом, получали отказ в доступе в норвежские порты и в оказании любых услуг и помощи в норвежских водах.

«Договор о Шпицбергене» 1920 года признает полный норвежский суверенитет над архипелагом и требует от Норвегии предоставления определенных прав для граждан других государств, подписавших договор.

Некоторые различия во взглядах на географические границы применения отдельных статей Договора 1920 года, касающихся равенства в отношении к его участникам и взимания платы, хорошо известны.

Последовательная позиция, занимаемая как предыдущими, так и нынешним норвежскими правительствами, заключается в том, что формулировка договора вполне ясна: ссылки на территориальные воды означают именно, что они констатируют. Четкие термины, предложенные Норвегией и принятые в 1920 году, не могут быть просто так отброшены.

Норвегия как прибрежное государство имеет бесспорное право на установление экономической зоны вокруг Свальбарда. В 1977 г. Норвегия отдала предпочтение установлению рыбоохранной зоны (впредь до дальнейшего уведомления). Обязанность Норвегии как прибрежного государства регулировать ведение промысла в этой зоне и наблюдать за соблюдением его законности. Кроме того, все заинтересованы в том, чтобы рыболовство в районе Шпицбергена, как и в остальной части Северной Атлантики, осуществлялось как регулируемое и устойчивое.

Альтернативой ему будет истощение наших рыбных ресурсов.

Природа наградила нас богатыми, но легко уязвимыми рыбными запасами на Крайнем Севере Европы. Как мы управляем этими ресурсами, - это, действительно, тест на наше отношение к морской среде, наше отношение к честным рыбакам и наше отношение к будущим поколениям.

Потому что те, кто участвует в нелегальном, незаявленном и нерегулируемом промысле, совершают преступление по отношению к нашему рыбацкому сообществу, заставляя страдать честных рыбаков и ставя под угрозу общие ресурсы.

Где бы ни располагались ограниченные ресурсы, они всегда представляют собой потенциал для конфликта интересов. И рыбные запасы не являются исключением. Но когда речь идет о рыболовстве, мы находимся в привилегированном положении, потому что у нас есть глобальные правовые рамки, обеспеченные Конвенцией ООН по морскому праву и связанными с ней правовыми инструментами, включая региональные и двусторонние соглашения. Давайте выполнять их полностью, и наградой нам будут мощные рыбные запасы, которые обеспечат высокие заработки и для сегодняшних, и для завтрашних рыбаков.

Хорошее управление - это не какая-то расплывчатая концепция. Это не магия. Это просто четкие правила, основанные на наших научных знаниях и на режиме строгого выполнения закона, чтобы мы могли быть уверены, что каждый играет по правилам. Незаконному промыслу, где бы он ни имел место, должен быть положен конец. Норвегия и впредь будет выполнять свои обязательства в этом направлении, и мы надеемся, что так же будут поступать и другие.
 
Рыболовство в Северной Атлантике: реальность и перспективы

Еще статьи на тему "Норвегия":

Губернатор М.Ковтун встретилась с новым Генконсулом Королевства Норвегия в Мурманске У.А.Линдеманом

Совещание по вопросам реализации договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия

В городе Хашта (Норвегия) состоялась конференция «Баренцвет»

День конституции Королевства Норвегия

Делегация Парламента Королевства Норвегия в Мурманске