Кола – исторический центр развития торговых отношений на севере Печать

До конца XIX века Кола являлась единственным городом в нашем Заполярном крае

Общеизвестно, что зарождение и развитие торговых отношений России со странами Запада неразрывно связаны с Севером, с Кольским побережьем. Торговая деятельность иностранных купцов на территории нашей страны началась здесь еще в XVI веке, практически одновременно с открытием международной торговли через Белое море и Северную Двину. Причем, если на Белом море обосновались англичане, то через Колу во второй половине XVI века пытались наладить торговые отношения с Россией голландцы, датчане и французы. До конца XIX века Кола являлась единственным городом в нашем Заполярном крае.

Кола, как рыбацкое поселение, возникла в середине 16 века. Вначале оно состояло из трех крестьянских дворов. Но в 1574 году в Коле насчитывалось уже 44 двора, 7 из которых принадлежали иногородцам, среди которых были известные промышленники и торговцы Строгановы. Развитие международной торговли на Мурмане высоко подняло государственное значение Колы.

В 1905 г. Гёбель писал, что во второй половине XVI века «по крайней мере, три пункта принимали участие в торге с иностранцами: Кола, Вайда-Губа и Цип-Наволок». Первоначально этот торг именовали торгом на Кегоре.

Факторами, способствовавшими возникновению и расцвету торга у Кегора являлись географическое положение, удобная якорная стоянка в бухте Западнее мыса Кегор и возможности богатого рыбного промысла в этом районе Мурманского берега. Русская торговля на Севере расширялась и крепла.

Документы указывают, что в 50-60х годах XVI века на Кольском побережье России (в Кегоре, Печенге, Коле) стали появляться торговые корабли норвежцев, датчан, англичан и, чаще всего, голландцев и брабантцев.

Бухта у Кегора - самая северная бухта рыбачьего полуострова. Местонахождение губы у мыса Кегор было одновременно и преимуществом, и недостатком. Близость к Норвегии облегчала торговлю с иноземными купцами. Но этот пункт был неудобно расположен по отношению к северной России: единственный путь через Кольский полуостров с севера на юг шел по реке Кола, цепи озер и рек на Кандалакшу, что и сыграло решающую роль в борьбе Колы с Кегором за гегемонию на Мурмане.

Если в конце 50-х - начале 60х гг. центрами крепнущей русско-нидерландской торговли на Мурманском берегу были Кегор и Печенга, то с началом 70-х г. на первое место выдвигается Кола. В 70-х г. - первой половине 80-х г., в период расцвета мурманской торговли, все три пункта - Кола, Печенга, Кегор - рассматривались как международные торговые центры. В это время торговля на Мурмане переживала период расцвета.

О крупных торговых операциях русских купцов на Кольском побережье в 1575-1585 гг. позволяет судить «Торговая книга» или «Память товарам», составленная в 1575 году. Она давала сведения, «како торг вести и знати всему цену», содержала указания, как приготовлять товары для продажи западноевропейцам. Особое внимание в ней уделялось русско-нидерландской торговле. Русские сельскохозяйственные и ремесленные товары с Поморья доставлялись в Колу два раза в год: весной - с «явкой мурманщиков» и летом - в «Лодейный приход», когда завозились разные съестные припасы и все необходимое для ведения промыслов и жизни колян.

«Торговая книга» советовала русскому купцу заключать торговые договоры о продаже технического сырья и пищевых продуктов, изделий ремесла и лесных промыслов. В ней также были приведены цены на пушнину и кожи. В книге сообщалось о том, что нидерландские купцы привозили на Кольское побережье: сахар, изюм, пряности (перец, корицу), лекарственные вещества (нашатырь, камфору), металлы и металлические изделия (олово, ртуть, медную и железную проволоку, в которой нуждались русские ремесленники). Нидерландские купцы проявляли большой интерес к торговле на русском Севере, так как она приносила высокие прибыли.

Коляне вели постоянную, часто меновую, торговлю с лопарями, скупали у них оленьи кожи, мясо, рыбу, пушнину и снабжали как привозными товарами, так и предметами собственного изготовления.

Автор «Обозрения Архангельской губернии» так описывает торг в Коле: «В марте и апреле месяцах происходил здесь великий съезд промышленников на рыбную и звериную ловлю. Съезжались не только жители Кольского округа, но также из Архангельска, Холмогор, Онеги, Кеми, карелы и другого названия люди».

Торговали с колянами не только лопари ближних погостов, но и весьма отдаленных от Колы - жители Сонгельского погоста (на шведской границе), лопари Нявдемы (сейчас - Нейден в Норвегии), Пазрецкие лопари. Торговля была взаимовыгодной.

К началу XVII века Кола являлась центром регионального рынка, в который входил собственно Кольский полуостров, населенный лопарями (саами) и русскими поморами. В период правления Петра I деятельность иноземцев в Коле, несомненно, оживилась. Это связано с активностью компании А.Д. Меньшикова, получившей монопольное право на торговлю поморскими товарами и сумевшей наладить их сбыт в Коле. Рядом находились владения Дании, с которой у России сложились союзнические отношения, что также способствовало развитию товарообмена.

После отмены монополии Меньшикова скупка поморских товаров иноземцами в Коле продолжилась. Ведущая роль в этом принадлежала гамбургским купцам. С середины 1720-х годов на несколько десятилетий поморские товары вновь были монополизированы. Контора промыслов находилась а Архангельске, где и концентрировались все операции монополистов. Именно туда обращались многие иноземные коммерсанты. Однако в Коле продолжались закупки поморских товаров некоторыми иностранцами.

Торговля иноземцев в Коле имела очевидные особенности, в отличие от их коммерции в Архангельске. Во-первых, крупные иностранные коммерсанты сами не бывали на Мурманском берегу, они находились в Архангельске, а в Коле действовали их комиссионеры или приказчики, которые могли быть и русскими. Во-вторых, иноземцы устанавливали здесь контакты с непосредственными производителями, в данном случае с морскими охотниками, с посадскими людьми Колы и Кандалакши, крестьянами и лопарями.

После отмены монополии в 1760-х годах конкретных сведений о торговле в Коле не обнаружено. Известно, что ее изредка, далеко не каждый год посещали иностранные торговые суда.

Таким образом, в первой половине XVIII века Кола была для некоторых иноземных коммерсантов Западной Европы центром небольшого местного рынка, где они скупали рыбу непосредственно у промысловиков. Во второй половине века такие операции, вероятно, почти полностью прекращаются, что свидетельствует о концентрации крупных иноземных фирм в Архангельске.

Кола, находившаяся ближе всех к западной границе, позволял иностранцам появляться на русской территории более-менее регулярно, и имела ряд преимуществ: была ближе к странам Западной Европы навигация здесь могла быть дольше, поскольку Баренцево море не замерзает благодаря теплому течению Гольфстрим. Однако Архангельск имел неоспоримое превосходство, прежде всего благодаря Сухоне Двинскому речному пути, который связывал его с центральной Россией, Вяткой, Предуральем и обширнейшим регионом Европейского Севера.

Но, несмотря на то, что Кола так и не стала ведущим на Север внешнеторговым портом России, всецело уступив эту роль Архангельску, историческое значение Кольского берега в становлении и развитии международной торговли огромно.

Литература:
Ушаков И. Энциклопедия Кольского края. Торговцы. II Мурманск Вестник.- 24.09.1994.-С.5.
Ушаков И.Кола: городское самоуправление. II Мурманский Вестник. 09.04.1996.-С.З.
Кяйвяряйнен ИМ., Шумилов М., Славин Н.Ф., Ершова В.М. Вопрос истории Европейского Севера.-Петрозаводск, 1980.-С.139-141.
Захаров В.Н. Западноевропейские купцы в российской торговле XVIII век - М.,Наука,2005. - С.299-303.
Вальдеман КН. Старинное становище и торг на Крайнем Севере. Известия Всесоюзного географического общества. -1968.

Автор благодарит сотрудников отдела краеведческой и саамской литературы МГОУНВ за подбор материалов

Подготовила Надежда Лебедева

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 1-2 2007 г.

Еще статьи на тему "Кола":

Движение по автодороге М-18 «Кола» будет ограничено

Автодорога М-18 «Кола» в ремонте

Проезд по автодороге М-18 «Кола» будет ограничен

Монтажные работы на автотрассе М-18 «Кола»

«Кола-гранит» украшает города

Автотрасса М-18 «Кола» - ремонт в июне