Атомные ледоколы будут акционированы Печать

2011-10-07  08:26:45

На этой неделе Президент России Дмитрий Медведев исключил из списка запрещенных к приватизации объектов, базирующийся в Мурманске атомный ледокольный флот.

Теперь ледоколы и причалы, предназначенные для их обслуживания, планируется акционировать.

Глава государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» Сергей Кириенко 5 октября в Мурманске заявил, что российский атомный ледокольный флот ни при каких обстоятельствах не будет продаваться в частные руки. Ледоколы были исключены из списка объектов запрещенных к приватизации для того, чтобы акционировать ФГУП «Росатомфлот». «Я прошу вас не путать приватизацию с акционированием, а сейчас планируется именно акционирование «Росатомфлота», - заявил Сергей Кириенко.

ФГУП или ОАО?

Ситуацию прокомментировал доктор экономических наук, эксперт Беллоны Леонид Андреев. «До настоящего времени «Росатомфлот» существует в форме федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП). Это значит, что он не владеет закрепленным за ним имуществом (прямым собственником является государство), а, напротив, распоряжается им на праве хозяйственного управления. Из этого следует, что данное имущество неделимо (не может быть разложено на акции или доли), и не может передаваться в уставный капитал других юридических лиц, хотя и служит для обеспечения обязательств ФГУП.

ФГУП - это коммерческие организации, существующие для извлечения прибыли в пользу собственника, то есть возможная прибыль следует непосредственно государству, однако государство, как собственник, может требовать выполнения других задач, не связанных с извлечением прибыли. Убытки ФГУП также несет государство.

Акционерные общества своим имуществом владеют, то есть распоряжаются на праве собственности, но гораздо более свободно, чем ФГУП. Это относится и к прибыли. Государство, как акционер, может претендовать только на дивиденды.

По словам помощника генерального директора «Росатомфлота» Михаила Белкина, речь идет о передачи 100% акций предприятия в руки Росатома. «С точки зрения законодательства легче управлять такой формой собственности как ОАО, чем ФГУПом, - рассказал он в интервью «Беллоне.ру». Речь идет о госзакупках, оперативности принятия решений и оперативности управления».

Белкин также отметил, что «Росатомфлот» - коммерческое предприятие, направленное на получение прибыли. Это проще делать, когда предприятие ОАО - а не ФГУП. «Контроль над предприятием останется прежним, и, может быть, даже усилится, так как ОАО вызывает более пристальный интерес», - рассказал он.

По словам Леонида Андреева, ОАО, в отличие от ФГУП, не обязаны раскрывать информацию о проводимых ими закупках на официальном сайте государственных закупок РФ. ФГУП «Росатомфлот» сейчас обязано это делать, поскольку обладает государственным имуществом.

Поэтому здесь может присутствовать коррупционная составляющая.

Строительство новых ледоколов

Во время визита Сергея Кириенко в Мурманск на этой неделе обсуждался, в частности, вопрос строительства нового современного ледокольного флота.

Он напомнил, что со следующего года начнется финансирование строительства первого из трех мощных ледоколов нового поколения. Их возможности позволят проходить через трехметровую толщу льда, что будет способствовать восстановлению круглогодичной навигации по Северному морскому пути.

Завершить строительство всех трех новых атомных ледоколов планируется к 2020 году. Общая сумма финансирования составит около 90 миллиардов рублей. По словам главы Росатома, «ядерные энергетические установки для этих ледоколов будут выполняться собственными силами, и эта работа уже началась».

Сергей Кириенко также сообщил, что это будут принципиально новые, более мощные ядерные энергетические установки - Ритм-200. «Это современная установка, аналогов которой пока нет, - пояснил он. - Создавая такую установку для ледоколов нового типа, мы параллельно отрабатываем технологию для нового поколения плавучих атомных станций».

По словам заместителя гендиректора ФГУП «Росатомфлот» по технической эксплуатации флота Андрея Смирнова, акционирование атомных ледоколов России вряд ли будет происходить ранее 2017 года.

«До 2017 года, до того, как появится грузопоток, приватизация вряд ли будет», - сказал Смирнов. Он считает, что именно к 2017 году будет запущен завод по сжижению газа в Обской Губе, грузопоток может увеличиться до 15-20 миллионов тонн за счет вывоза газового конденсата. В этом случае компании могут приватизировать ледоколы.

Заместитель гендиректора «Росатомфлота» также отметил, что, скорее всего компании будут акционировать ледоколы нового типа, которые предполагается построить к 2017 году. К тому времени большинство действующих сейчас атомоходов будет выведено из эксплуатации.

Смирнов сообщил, что в настоящее время объем грузоперевозок по Северному морскому пути составляет более двух миллионов тонн. В то время как в советское время, в 1987 году, он достигал семи миллионов тонн. Затем в 90-е годы он упал до 1,3-1,4 миллиона тонн, а в 2010 году увеличился до 2,4 миллиона тонн за счет транзита. «Надеемся довести грузопоток до трех миллионов тонн к концу 2011 года», - сказал Смирнов.

Российский атомный ледокольный флот. Справка

С самого создания атомного флота, а днем его создания считается день подъема Государственного флага на первом атомном ледоколе «Ленин» - 3 декабря 1959 года, он принадлежит государству. В СССР все морские пароходства были государственными. В период СССР все атомные ледоколы находились в составе Мурманского Морского Пароходства (ММП). В Мурманске была создана специальная база для атомоходов, где они ремонтировались и перегружали ядерное топливо.

В 1993 году, после распада СССР, ММП, как и многие другие предприятия, было акционировано, и хотя ледоколы остались в распоряжении государства и приватизации не подлежали, управление флотом по традиции осуществляло только ММП. С 27 августа 1998 года была реализована форма доверительного управления, когда раз в пять лет компания заключала договор с правительством.

В 2008 году правительство РФ приняло решение не продлевать лицензию, а передать и флот, и техническое обслуживание в собственность «Росатома» как вклад государства в Госкорпорацию. В августе 2008 года атомный ледокольный флот был передан на баланс Госкорпорации «Росатом». Управляет работой ледоколов ФГУП «Росатомфлот».

В состав современного атомного флота России входят четыре двухреакторных ледокола («Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы»), два однореакторных мелкоосадочных ледокола «Таймыр» и «Вайгач», атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть».

Кроме того, эксплуатируются две плавтехбазы («Имандра» и «Лотта»), спецтанкер для жидких радиоактивных отходов «Серебрянка» и судно для обеспечения санитарной обработки персонала и дозиметрического контроля «Роста-1».

Выведены из эксплуатации: первый советский атомный ледокол «Ленин», а также ледоколы «Сибирь» и «Арктика», плавбазы «Лепсе» и «Володарский».

В 2011 году российский атомный флот пополнился современным контейнеровозом водоизмещением 4 тысячи тонн, предназначенным для перевозки отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов. Судно построено итальянской компанией Fincantieri в рамках соглашения между Госкорпорацией «Росатом» и Министерством экономического развития Италии.

Источник: "Беллона" https://www.bellona.ru/articles_ru/articles_2011/1317908713.64