новые новозеландцы Печать

История эта началась в 1995 году, когда, закончив промысел кальмара в районе Юго-Западной Атлантики, карельские суда не пошли в Мурманск, а были направлены в зону Новой Зеландии.

Это было сделано с учетом выбора квоты в Баренцевом море: если бы промысловики вернулись домой, то суда были бы поставлены на отстой. И для того, чтобы сохранить около 200 рабочих мест, совет директоров флота принял вполне разумное решение направить траулеры для работы к берегам близлежащего государства. Естественно, для этого надо было решить все формальности, связанные с рыбалкой в иностранной экономической зоне. Тем более на краю света - в Новой Зеландии. И все шло поначалу хорошо, но в 1997 году министерство рыболовства этой страны направило иск в суд за нарушение правил рыболовства на капитанов судов и компанию «Abel Fisheries», которая осуществляла оперативное руководство судами «Карелрыбфлота». Именно неумело

е руководство, проволочки с оформлением виз для российских рыбаков в иммиграционной службе привели к тому, что четыре месяца суда простояли в порту. В результате вышеназванная компания обанкротилась, и было введено внешнее управление. Промысел для экипажей траулеров был закрыт, так как новые управленцы отказались финансировать работу судов. Другие же новозеландские компании, владеющие квотой на вылов рыбы, с которыми сидящие в Мурманске и Беломорске флотоводцы вели переговоры, заняли выжидательную позицию. В конце концов состоялся суд, который принял решение о виновности как управляющей фирмы, так и капитанов судов в нарушении правил рыболовства. Штрафные санкции были возложены на судовладельца, то есть «Карелрыбфлот», который, как уверяли специалисты, все штрафы незамедлительно выплатил, а рыбакам было предложено вернуться домой. Далее начались чисто российские заморочки.

Вернулись не все, требуя за время простоя заработанную плату в 3-4 раза больше, чем было оговорено в контракте, так как время судебного разбирательства они считали как дни и месяцы полновесного промысла. Прозрачность формулировок некоторых пунктов контрактов давала возможность для юридической казуистики. Это и стало предметом судебного иска к «Карелрыбфлоту» со стороны рыбаков. Новозеландский суд рассмотрел иск и признал его необоснованным. После этого большая часть рыбаков улетела в Мурманск.

Остались самые несговорчивые. Эти шестеро из 102-х рыбаков продолжали борьбу. История умалчивает, на какие средства они существовали аж два года. Хотя, думается, что сильно не бедовали. К тому же старший помощник капитана траулера «Орловка» некто Удовиченко пытался продать траулеры и на вырученные деньги «выдать экипажу зарплату». Конечно, продать, не имея на это полномочий, не удалось. Но шум в прессе, как местной мурманской, так и зарубежной, поднялся большой. Также по решению суда «невозвращенцев» удалили с траулеров. К тому времени двое из них решили «пустить корни» в Новой Зеландии. По сообщениям газет тот же Удовиченко, женившись, уже нянчился с десятинедельной дочкой...

Примерно так вся эта история, конечно же с многочисленными подробностями, была преподнесена заполярному читателю. Вот как прокомментировал конфликт начальник эксплуатации флота Мурманского управления ЗАО «Карелрыбфлот» Николай Климашевич85 :

- Всем морякам, отработавшим по контракту в зоне Новой Зеландии шесть месяцев, были приобретены билеты до Мурманска. Руководство гарантировало выплату всех заработанных денег в рублях в течение месяца с момента прибытия в Мурманск. Требования выплатить зарплату в инвалюте непосредственно на месте противоречили условиям договора между экипажем и флотом. Вполне естественно, последовал отказ. Тут-то и начала накручиваться спираль недовольства среди оставшихся членов экипажа. Преследовалась корыстная цель - используя ситуацию, сорвать разовый куш. Считаю, что причиной всего случившегося стали прежние мертворожденные производственные отношения, когда человек привык получать деньги, даже не заработанные. При советской власти это было возможно, тогда государство брало на себя затраты. Теперь крайним остается работодатель...*

С одной стороны руководитель, конечно же, прав. С другой... Ведь не зря рыбаки не поверили флотоводцам на слово, требуя выплаты зарплаты. К сожалению, именно карелрыбфлотовские моряки не раз были обмануты своими начальниками.

85 - КЛИМАШЕВИЧ Николай Павлович, заслуженный работник рыбного хозяйства. Родился в 1950 году в Ровенской области, украинец. Окончил Херсонское мореходное училище (1969), Мурманское высшее инженерное морское (1985). В Мурманской оперативной группе Беломорской базы гослова начинал с должности третьего помощника капитана (1969), с 1977 года - капитан. С 1986 года - зам. директора по кадрам, с 1988 - моринспектор, затем вновь зам. по кадрам. С 1998 года - первый заместитель генерального директора АО «Карелрыбфлот».

· Трудно быть оптимистом, «РМ» от 13 ноября 1998 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй