Кому нужны строители? – поднимите руку! Печать

Возросло  количество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для строительного комплекса 

На протяжении последних лет в  Мурманской области наблюдается устойчивая потребность организаций ЖКХ и строительного комплекса в рабочих кадрах и специалистах со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием. В 2007 году в центры занятости поступили заявки по следующим профессиям (специальностям): арматурщик, бетонщик, газорезчик, каменщик, кровельщик, маляр-штукатур, электросварщик, инженер-строитель и др.

Количество образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов для строительного и жилищно-коммунального комплексов, в последнее время возросло. Несмотря на это, общий процент подготовки строителей составляет всего 7,1% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования Мурманской области. Причём направления подготовки порой не отвечает запросам организаций. Наряду с этим, недостаточная квалификация рабочих кадров и специалистов зачастую не позволяет им трудоустроиться по полученной профессии.

Проблемам обеспечения квалифицированными кадрами строительной отрасли было посвящено заседание в правительстве Мурманской области. Департаменты образования, строительства, профессиональные учебные заведения и служба занятости попытались прийти к единому мнению и найти приемлемую для всех структур форму подготовки кадров.

– Востребованность в строительных кадрах на каком-то этапе исчезла, и многие учебные заведения пострадали, растеряв кадровый потенциал. В итоге новые строительные предприятия столкнулись с дефицитом квалифицированных рабочих и специалистов строительного профиля. Дефицит предложений и удовлетворительный спрос – характерные черты регионального рынка труда в сфере строительства и ЖКХ в 2007 году, – проанализировал обстановку Николай Иванович Бережной, вице-губернатор, руководитель департамента строительства и ЖКХ Мурманской области.

– В период перехода от плановой экономики к сегодняшнему «полурыночному» состоянию многочисленные учебные заведения пошли по пути наименьшего сопротивления и стали готовить юристов, экономистов, социальных работников, журналистов, маркетологов, рекламных агентов, обучение которых не требуется многочисленных лабораторий, укомплектованных специальным дорогостоящим оборудованием. Я не уверен, что в Мурманске есть достаточное количество высококвалифицированных педагогов, обладающих не только высокими знаниями в строительной отрасли, но и навыками преподавания. Кроме того, процесс обучения проходит на скудной материально-технической базе.

Существует ещё одна проблема – наплыв дешёвой неквалифицированной рабочей силы из дальнего и ближнего зарубежья. Поэтому стоит задача не только создавать устойчивую систему подготовки местных рабочих ресурсов, устойчивых к жёсткой конкуренции на рынке строительного труда, но и учесть необходимость их переподготовки, повышения квалификации.

- Высокий рабочий разряд должен быть получен за счёт высокого качества обучения и оправдан на деле! – отстаивает своё мнение Николай Иванович.

У службы занятости населения Мурманской области свой взгляд на вопрос кадрового обеспечения предприятий строительного комплекса. Главной проблемой на сегодняшний день это учреждение называет структурное несоответствие спроса и предложения трудовых ресурсов по отраслевым, квалификационным, возрастным и территориальным характеристикам. Спрос сегодня превышает предложение более чем в 2 раза, и эта тенденция сохраняется на протяжении последних 3 лет. К примеру, в прошлом году в службу занятости было заявлено 47 тыс. вакансий и 16% из них – доля строительного комплекса. Причём более 70% вакансий сосредоточены в г. Мурманске.

На сегодняшний день имеются 850 вакансий, относящихся к строительному комплексу. Ищут работу примерно столько же людей, которые могли бы трудиться в строительной отрасли, включая дворников и уборщиц. Но большинство из них отказываются от предлагаемой работы, потому что их не устраивают тяжёлые условия труда и низкая заработная плата. Надо отметить, что престижными профессиями на сегодняшний день школьники по-прежнему называют экономистов, менеджеров, юристов.

Бабакина Н.В., первый заместитель начальника управления государственной службы занятости населения Мурманской области, видит следующие пути выхода их сложившейся ситуации:

– Необходимо устанавливать связь работодателя с учебным заведением, а не наоборот, как это было последние 10 лет. Потому что именно работодатель знает, какой специалист ему потребуется в дальнейшем.

- Надо развивать социальное партнёрство через согласование профилей объёмов средней и начальной профессиональной школы. Сейчас такая работа ведётся с профессиональными училищами. Но здесь должно быть три действующих лица: работодатель, учебное заведение и центр занятости.

- Эти действия и, кроме того, создание единой системы профориентации молодёжи, как это было раньше (речь идёт о цепочке школа-техникум-завод), могут изменить ситуацию в лучшую сторону.

Мнение мастера на строительной площадке:
- Отдать надо профучилища самим строителям. Тогда и не будет проблем – кого и чему учить и где практику проходить. Тут тебе и учителя, и материальная база, и жизненный опыт…

За последние годы открыты строительные специальности в МГТУ, Мурманском филиале СПЭК, с 2008-2009 учебного года Мончегорский политехнический колледж планирует возобновить подготовку по специальности «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» в очной форме. 6 июня 2007 года на базе ПЛ 14 и ПУ 4 образован строительный колледж. Общий контингент – 1,5 тыс. обучающихся на базе начального и среднего профессионального образования, и более 700 слушателей и обучающихся по краткосрочной программе, прежде всего по заявкам предприятий.

– Одним из «моторов» внутри структуры образовательного учреждения должна снова стать сфера переподготовки, которая должна быть максимально гибкой в опережении спроса на рабочую силу, – утверждает В.А. Милиев, директор Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота. – Другой основой образовательного учреждения должно быть классическое образование, которое учит базовым навыкам. Схема двухуровневого образования, которое положено в основе нашего учебного заведения, позволяет адаптировать содержание образования под уровень учащихся. Для учащихся с хорошей базой – это среднее профессиональное образование, для более слабой – начальное профессиональное образование. При этом должна быть заложена основа для повышения уровня перехода с одного уровня на более высокий. А для среднего профессионального должна существовать и последующая вузовская перспектива по ускоренной программе.

Открытие учреждений среднего профессионального образования позволяет улучшить качественный состав студентов на строительных специальностях, «потому что, - как заметил Вадим Анварович, - строительные профессии, такие как мастер отделочных строительных работ, мастер общестроительных работ, маляр и т.д. привлекают далеко не самый сильный контингент учащихся даже в начальном профессиональном образовании. Поэтому более сильный состав студентов на среднем профессиональном образовании постепенно подтягивает уровень преподавателей и даёт через них обратный эффект на большую часть контингента, которая обучается на начальном профессиональном образовании. Это очень важно, потому что в завершении проблем строительного комплекса важны не только количественные показатели, но и критически необходимо, чтобы в сферу строительства пошёл качественно другой состав работников. По крайней мере, на первых порах хотя бы на уровне техников».

У председателя комитета по образованию Мурманской области Василия Филипповича Костюкевича критический взгляд на сложившуюся ситуацию в подготовке специалистов строительной отрасли:

– Комитет по образованию и правительство Мурманской области обращают серьёзное внимание на подготовку рабочих кадров и специалистов для строительного и жилищно-коммунального комплексов. Не надо радужно смотреть на проблему обеспечения квалифицированными кадрами предприятия. Есть данные, что до 2015 года количество выпускников будет уменьшаться, и предприятия столкнутся с реальным кадровым голодом. Надо искать другие пути, помимо создания новых учебных заведений и повышения квалификации преподавательского состава. Необходимо заниматься переподготовкой специалистов. Можно привлекать к обучению военных-контрактников. Очень поможет областная программа по обеспечению кадров, выделение бюджетных средств и аккумулирование средств в строительных организациях.

Только глядя в перспективу, а не проживая одним сегодняшним днём, мы сможем поставить правильные цели и, самое главное, эффективные пути их реализации! – на такой ноте завершил он обсуждение кадрового вопроса строительного комплекса.

Наталья ШОЛОМОВА

Журнал "СЕВЕР строительный" № 5 2008

Еще статьи на тему "строительного":

Существенные условия договора строительного подряда

Перспективы и стратегия развития строительного комплекса Мурманской области

Недобросовестные участники уйдут со строительного рынка

Роль Союза строителей в развитии строительного комплекса Мурманской области

Семинар «Изменения в системе строительного надзора. Контроль в рамках саморегулирования. Требования к членам СРО»

Союз строителей займется подготовкой кадров для строительного комплекса

Система саморегулирования строительного комплекса

Перспективы и стратегия развития строительного комплекса Мурманской области