Мурманск под бомбами, часть 2 |
Продолжение. Начало читать здесь. 12 февраля 1943 года фашистские самолеты предприняли звездный налет. Три бомбардировщика зашли с запада, намереваясь бомбить судоверфь, но, встретив огонь зенитных батарей с сопки Варничной, повернули на рыбный порт. С рейда по самолетам открыл огонь эсминец Северного флота. Моряки стреляли точно - один из вражеских самолётов разлетелся в воздухе. Осколки взорвавшегося самолета задели вторую машину, и она повалилась вниз. Третий бомбардировщик, получив повреждение и теряя высоту, пошел к Зеленому мысу. Желая, видимо, облегчить самолет, пилот с высоты не более 400 метров сбросил бомбы на улицу Северную.Но это не помогло. «Юнкерс» врезался в сопку, возле места, где ныне воздвигнут памятник защитникам Советского Заполярья. Вторая группа из шести бомбардировщиков «Юн-керс-88» со стороны залива стала пикировать на торговый порт. Большинство бомб не достигло цели, упало в воду у причалов. Одна угодила в стоявшее под выгрузкой английское судно, вызвав пожар. Несколько бомб упало на причалы, причинив значительные повреждения.28 февраля 1943 года, прорвавшись к городу, два фашистских самолета бомбили улицу Шмидта. Прямое попадание в здание областного управления милиции. Погибло тридцать человек. 12 марта 1943 года немецкие самолеты подвергли бомбежке Кольское шоссе. Разрушено несколько домов, двадцать человек ранено, пятьдесят два убито. 13 марта 1943 года немецкие самолеты бомбили торговый порт. Разрушена часть причалов, выведен из строя один портальный кран. На выходе из пике в районе Зеленого мыса воздушных пиратов встретили североморские истребители. В результате этого боя один вражеский самолет упал в залив напротив Угольной Базы, другой пошел на дно у поселка Мишуково. 14 марта 1943 года немецкая авиация впервые применила морскую мину, она упала на городской стадион (ныне стадион «Строитель»), взорвалась на поверхности земли. В доме № 57 по проспекту Сталина, начиная от второго этажа и выше, взрывной волной были выбиты все оконные переплеты, внутри здания искорежены все дверные полотна, во многих квартирах разрушены перегородки. Дом как жилое помещение полностью выведен из строя. 15 марта 1943 года в три часа ночи «Юнкерсы-88», пикируя на железнодорожную станцию, ошиблись в расчете и сбросили бомбы на Ленинградскую улицу. Две из них угодили в деревянный двухэтажный дом, где размещалось общежитие рабочих торгового порта. Пять человек ранено, двое убито. 16 марта 1943 года немецкая авиация бомбила северную часть города. Две фугаски крупного калибра попали в деревянное здание по улице К. Либкнехта, где размещалась рабочая столовая. Из-под завала было извлечено одиннадцать убитых и двадцать три раненых. 20 апреля 1943 года немецкий самолет, преследуемый нашим истребителем, сбросил 50-килограммовые бомбы на центр города. Осколками оторвало руку постовому милиционеру, убило лошадь и ранило возчика. 27 апреля 1943 года при очередном налете полутонная бомба угодила в каменное пятиэтажное здание по проспекту Сталина, где в подвале находилось бомбоубежище. Бомба прошла пятый, четвертый, третий этажи и на втором взорвалась. Кирпичными осколками и плитами разрушенных лестничных площадок завалило выход из бомбоубежища, в котором находилось 150 человек. В последний день апреля 1943 года фашистские летчики впервые применили 50-килограммовые зажигательные бомбы, начиненные горючей жидкостью, которая при взрыве воспламеняется и, обливая все вокруг горящей смесью, вызывает пожар. Три таких бомбы попали в дом № 42, одна бомба в дом № 40 и две бомбы в дом № 38 по проспекту Сталина. Все они взорвались, и пожар возник почти одновременно во всех трех домах. Огнем были охвачены все каменные дома начиная от нынешнего магазина «Нептун» до ресторана «Дары моря». 8 мая 1943 года фашистские самолеты подвергли бомбежке улицу Микояна (ныне улица Полярные Зори). Бомба крупного калибра угодила в здание, где находился армейский пересыльный пункт. Убито 30 и ранено 27 военнослужащих. 9 мая 1943 года бомбы упали в район улицы К. Маркса и Карельского переулка. Прямое попадание двух крупнокалиберных фугасных бомб в здание барачного типа, где размещались военнослужащие, вызвало гибель 70 человек. Во время этой бомбежки была сброшена бомба в 50 килограммов на Кильдинский переулок. При падении она не взорвалась, а раскололась. Из нее разлетелась по сторонам маслянистая жидкость. Наземный разведчик Тимошенко, обнаружив это, заподозрил, что это химическая бомба, и объявил местную химическую тревогу. Пораженный участок со всеми предосторожностями был оцеплен. Срочно была выслана химическая разведка и объявлена боевая готовность дегазационных команд. Специалисты, взяв анализ, отравляющих веществ не обнаружили и установили, что это обыкновенная невзорвавшаяся зажигательная бомба с горючей жидкостью. Это была первая и последняя за всю войну химическая тревога, да и та оказалась ложной. Подразделения химической защиты формирований МПВО города за всю войну ни разу не использовали свои силы и средства по прямому назначению. А опасность химического нападения была, так как фашисты имели на Севере большие запасы химического оружия всех марок и видов. В октябре 1944 года, после освобождения Печенги, в захваченных складах противника было обнаружено огромное количество химических бомб. 10 мая 1943 года немецкая авиация сделала попытку уничтожить Мурманскую теплоэлектроцентраль. «Юнкерс-88», вывалившись из-за облаков с западной стороны залива, начал стремительно пикировать на главный корпус ТЭЦ. С ближайших сопок, по нему открыли огонь зенитные батареи. На высоте не более 300 метров от самолета отделился сигарообразный предмет очень большого размера и полетел вниз. Те, кто наблюдал эту картину, с ужасом ждали, что ТЭЦ взлетит на воздух. Но торпеда, не приняв даже вертикального положения, перелетела территорию ТЭЦ, плашмя ударилась о край оврага, находившегося там, где сейчас стоит здание СЭС Колэнерго, пролетела несколько десятков метров и, не взорвавшись, уткнулась в грунт. 20 мая 1943 года фашистские самолеты впервые сбросили на южные окраины Мурманска огромное количество осколочных 2-килограммовых бомб дистанционного действия. Обычно такие бомбы применяются как противопехотные шрапнельные средства. Доставляются они в кассетах по 100- 200 штук. На определенной высоте кассета раскрывается, у освободившихся бомб начинает действовать металлический пропеллер. При падении бомбы сопротивление воздуха, вращая пропеллер, вывертывает стержень, освобождается чека ударника, Бывает, что пропеллер до падения бомбы не успевает вывернуть из гнезда стержень, на котором держится чека ударника, и взрыва не происходит. Корпус этой бомбы окрашен в ярко-желтый цвет с темно-синей полосой посередине. Три крылышка пропеллера также окрашены в яркий цвет. Нам эти бомбы принесли большую беду, немало неприятностей и хлопот. Дело в том, что многие ребятишки, проживавшие на Жилстрое, во время воздушной тревоги убегали на сопки близ города и оттуда с любопытством наблюдали за панорамой бомбежек. Дети первыми и обнаружили «красивые», похожие на игрушки, бомбочки с пропеллерами. Ну, а что делают ребятишки, обнаружив неизвестный и привлекательный предмет? Конечно, первым делом они начали вертеть пропеллер. Сначала винт уходил внутрь. Стали крутить в другую сторону. Несколько витков, и... взрыв. Четыре мальчика погибли сразу, три других, находившиеся подальше, получили тяжелые ранения. В другой группе было пять мальчиков. Погибли все. Расследовав случившееся, штаб МПВО города немедленно оповестил об опасности все население. Хождение по сопкам, и в первую очередь детям, категорически запрещалось. В операции по обезвреживанию сопок приняли участие более пятидесяти бойцов МПВО. Была обследована территория начиная от Петушинки и кончая восточными склонами Варничной сопки. В результате было обнаружено и уничтожено около четырехсот желто-синих бомб, которые не взорвались, и четыре металлических кассеты. 21, 22, 23 мая 1943 года при очередных налетах немецкие самолеты сбросили более тысячи подобных осколочных бомб. Ио люди уже знали о них, и несчастных случаев не было. Немецкая авиация подвергала прицельным и ожесточенным бомбежкам почти все промышленные предприятия города. Так, на железнодорожный узел за годы войны было совершено 97 налетов, сброшено 757 фугасных и 42 000 зажигательных бомб. Удары оказались тяжелыми. Было разрушено более 5 станционных путей, 24 стрелочных перевода, 2 моста, около 18 километров контактной сети и проводной связи, разбито и повреждено 216 электровозов и паровозов, 1300 вагонов. Погибло восемьдесят один и ранено сто пятьдесят три железнодорожника. Несмотря на разрушения и потери, Мурманский узел ни на день не прерывал свою работу, отправляя на юг стратегические грузы. В пути следования эшелоны не раз подвергались бомбежкам, но поездные бригады, несмотря на смертельный риск, самоотверженно выполняли свой долг. 50 бомбовых ударов принял за годы войны Мурманский торговый порт. На его территорию было сброшено 366 фугасных и 15 000 зажигательных бомб общим весом 125,7 тонны. 24 марта 1942 года на территорию порта упало 37 крупных фугасных бомб. Они наделали много бед. Были разбиты диспетчерская, караульное помещение, трансформаторный киоск, в трех местах водопровод, в пяти местах железнодорожное полотно, повреждены склады № 46, 47 и 14, выведено из строя иностранное судно. 15 апреля 1942 года - две бомбежки. Сброшено 19 фугасок. Взрывом крупных бомб выброшено на мель и частично повреждено английское судно «Ланкастер» водоизмещением 8 тысяч тонн. Прямое попадание двух бомб в иностранное судно «Эмпайр-Стрелькинг». Прямое попадание в укрытие полевого типа. Убитых двадцать один человек, раненых одиннадцать. Разбит катучий железнодорожный кран, разрушен 10-й причал (стенка причала отошла в сторону залива на два метра). 23 апреля 1942 года порт подвергался беспрерывной бомбежке в течение трех часов. Разбиты и повреждены железнодорожные пути, 10 вагонов, платформы. Поврежден плавучий кран и буксир «Строитель». Пострадавших - тринадцать человек. 1 июня 1942 года на порт сброшено много фугасных и более 5000 зажигательных бомб. Сгорели 20 складов, лесопильный завод, кузница, гужевая база, интерклуб, управление порта и две столовые. 18 февраля 1943 года ночной налет продолжался более четырех часов. Прямое попадание бомбы в железнодорожный вагон, стоявший у склада № 14 со взрывчаткой. В результате детонации произошел взрыв огромной силы, которым склад был полностью разрушен. Уничтожено 10 тысяч ящиков сала лярд, 30 тонн пшеничной муки, 20 тонн бобов какао, 200 ящиков мясных консервов, 100 ящиков с заводским оборудованием, повреждено 20 автомашин. Убито три человека, ранено двенадцать человек, в том числе два иностранца. В ночь с 20 на 21 февраля 1943 года торговый порт подвергся комбинированному удару с воздуха. Авиация противника сбросила несколько десятков фугасных бомб и большое количество зажигательных на 5-й район порта. Загорелся вагон, груженный взрывчаткой. Взрыв грозил всему порту. Диспетчер порта Н. М. Демин вступил в единоборство с огнем и вышел победителем. За время войны в торговом порту вспыхивали большие пожары, под бомбами погибло сто восемь человек, сто сорок семь человек было ранено. В результате бомбежек в торговом порту были уничтожены почти все административные, служебные и складские помещения, разрушено три четверти жилого фонда портовиков, подорваны многие причалы и подъездные пути. Люди вынуждены были жить в землянках, и в 1942 году среди рабочих порта вспыхнула цинга, а затем дистрофия. Эти болезни вывели из строя многих портовых рабочих. В этих неимоверно трудных условиях торговый порт работал, разгружал корабли и отправлял грузы по назначению. За годы войны в Мурманском торговом порту было разгружено около 300 судов, переработано около полутора миллионов тонн грузов, состоявших из боевой техники, военных материалов, снаряжения и продовольствия. Мурманский рыбный порт бомбили за войну 43 раза. На его территорию было сброшено 258 фугасных и 15 000 зажигательных бомб. 13 июля 1941 года в 15 часов 30 минут порту был нанесен первый ощутимый удар. Все восемь сброшенных фугасных бомб попали в цель. Были разрушены филейный завод и линия водоснабжения, часть паропровода, выведена из строя электросеть, пострадала нефтебаза. 22 августа 1941 года на рыбный порт совершено четыре налета. В результате прямых попаданий были разрушены семужий цех, медпункт, радиоузел, механические мастерские, консервный завод, склад рыбопродукции. 3 апреля 1942 года при очередном налете разрушен рыбозавод, две бомбы попали в иностранное судно, на котором возник пожар. От ударов бомб затонул у причала РТ-61 «Водник», поврежден РТ-7 «Семга». 5 апреля 1942 года - прямое попадание в иностранное судно «Нью-Вестминстерсити», груженое боеприпасами. Возник пожар. Первой на горящее судно бросилась командир сандружины рыбного порта комсомолка Александра Семеновна Турова, увлекая за собой дружинниц и рабочих порта. Спасено двадцать семь раненых: моряков. 18 июня 1942 года немецкая авиация нанесла рыбному порту комбинированный бомбовый удар, сбросив около десятка фугасных бомб и более четырех тысяч зажигалок. Прямым попаданием был частично разрушен бондарный завод, одновременно загорелись коптильный завод и нефтебаза, электромонтажный цех, пожарное депо, склад Мурманрыбснаба и склад топлива. 23 июля 1942 года прямым попаданием бомб разрушены холодильный завод, фильтрозавод и жестянобаночный цех. 26 июля 1942 года на порт было сброшено 19 крупных фугасных бомб. Разрушены часть посолзавода, котельная № 1, поврежден буксир. Вторичное попадание бомбы в РТ-7 «Семга». 5 августа 1942 года при очередном налете разрушена часть бондарного завода, возник пожар на посолзаводе. В ночь с 5 на 6 сентября его бомбили 13 раз! Упало на территорию 45 фугасных бомб, а сколько их взорвалось в заливе - не счесть! Возникло много сложных очагов поражения с большим количеством пострадавших. Последняя бомбежка порта произошла 18 марта 1943 года. Хотя было сброшено всего 3 фугасных бомбы, но они вызвали большие людские потери. В этот день пострадало восемьдесят семь человек, из них десять человек убито.Нельзя обойти молчанием и мурманские судоремонтные предприятия, где возвращались в строй боевые корабли и выпускались для Карельского фронта оружие и боеприпасы. По документам тех лет значится, что судоремонтный завод ММФ за период военных действий на Севере подвергся бомбовым ударам 14 раз. На его территории взорвалось 130 фугасных и 6400 зажигательных бомб. Завод потерял убитыми и ранеными сто шестьдесят семь человек. Мурманская судоверфь по линии МПВО относилась к важным оборонным объектам, так как в годы войны выполняла особые заказы фронта. Надо полагать, что знало об этом и немецкое командование,- фашистские самолеты были частыми гостями над ее территорией. За период войны судоверфь подвергалась прицельному бомбометанию около тридцати раз. На нее было сброшено 256 фугасных и более 10 000 зажигательных бомб. Предприятие сильно пострадало, 15 судоремонтников погибли, 126 были ранены. Несмотря на непрерывные восстановительные работы, к 29 апреля 1943 года, когда бомбы упали на судоверфь в последний раз, ни один из цехов не имел крыши, потолков, окон и дверей, стояли одни только стены корпусов, и в этих коробках зимой и летом работали люди, отогревались в стужу у костров, разложенных прямо посреди цеха. Работали геройски, выполняя нормы на 200-250 процентов. В годы войны работники служб МПВО часто ломали голову: почему это, как правило, при любой бомбежке в первую очередь и довольно точно немцы били по коммунальным коммуникациям, выводя из строя водопровод, канализацию, отопительные сети, линии связи, электроснабжение города? Почему вражеская авиация никогда не бомбила Планерное поле до тех пор, пока туда не перебазировали продовольственные запасы? Почему немцы начали бомбить район Питьевого озера только после того, как там в землянках стали жить рабочие торгового порта? Почему этот порт подвергался особой интенсивной бомбежке именно тогда, когда там скапливались военные грузы? Нашу догадку, что в Мурманске работала агентура противника, подтвердил случай. Однажды - это случилось в конце мая 1943 года - истребители Северного флота на подходе к Мурманску перехватили немецкий бомбардировщик «фокке-вульф». Завязав с ним воздушный бой, они стали принуждать его к посадке. Сел он прямо на середине проспекта Сталина у дома № 25. Бойцы МПВО, видевшие воздушный поединок, как только немецкий самолет коснулся колесами мостовой, бросились к нему. Фашистский пилот спустился на землю и поднял руки. Бойцы обезоружили его и доставили в штаб МПВО. С первой минуты немецкий летчик объявил, что будет разговаривать только с военными властями. Но когда кто-то из присутствующих в штабе прикрикнул на фашиста по-немецки, тот вскочил на ноги и повел себя менее спесиво. Рассматривая документы, изъятые из планшетки летчика, мы остолбенели, обнаружив среди бумаг план Мурманска, на котором точно были нанесены городские коммуникации. Многие важные объекты были отмечены на карте крестиками. Между тем мы знали, что со дня образования Мурманска его план никогда не печатался, существовали только оперативные схемы для служебного пользования. Приехавшие вскоре военные увезли с собой пленного летчика. Немецкий самолет более двух недель стоял посреди проспекта Сталина, у дома, где размещалось англо-американское торговое представительство; а затем его перетащили на площадку у недостроенного здания краеведческого музея, где была организована выставка трофейной техники. Вражеские налеты продолжались до октября 1944 года, однако силы противовоздушной обороны стали настолько мощными, что удавалось прорываться лишь отдельным самолетам или небольшим группам. Воздушные тревоги, и тем более бомбежки, стали редкими. Страшные, трудные дни и ночи пережили в годы войны мурманчане. Полуголодные, обитая в нетопленых квартирах и в сырых землянках, под взрывами бомб, в огне пожаров, они выстояли и победили.Стоит на сопке у Зеленого мыса мурманский Алеша - величественный памятник героическим защитникам Заполярья. Это памятник и тем, кто жил и работал в Мурманске, защищал и спасал его. В период войны в городе жило немногим более 18 тысяч человек. Немецкая авиация только на жилой массив Мурманска сбросила бомб фугасного действия общим весом 1550 тонн, или по 86 килограммов на каждого жителя. Общее число пострадавших от бомбежек и пожаров составило более тысячи человек, в том числе 550 убитых. Эти потери надо считать большими, так как в городе имелись все условия, чтобы жертв не было. Многие погибли, так как не укрылись в бомбоубежищах по сигналу воздушной тревоги. 12 марта 1943 года при бомбежке военного городка погибло 52 человека. Когда беседовали с оставшимися в живых, один лейтенант ответил; «Мы не ушли в убежище потому, что считали трусами тех, кто во время тревоги скрывался в убежище. А теперь я понял, что в городе страшнее, чем на передовой». Мне не раз приходилось беседовать с нарушителями правил поведения по сигналу «Воздушная тревога». Большинство признавали свою вину, а некоторые ссылались на то, что убежища не гарантируют безопасность при прямом попадании. Но за всю войну при огромной плотности бомбового удара было лишь 11 прямых попаданий в убежища - причем в убежищах, размещенных в каменных домах, не пострадал никто, - а в укрытия полевого типа было всего три прямых попадания.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4535 |