Мурманский морской рыбный порт Печать

1965 год был отмечен вводом в эксплуатацию крупных объектов, как в рыбном порту, так и на рыбокомбинате.

Порт принимает и вводит в действие мощный завод по производству дроблёного льда, производительностью 360,0 т льда в сутки. На заводе установлены морозильные ванны льдодробилки, транспортёрные линии для погрузки дроблёного льда на траулеры. Все технологические процессы максимально механизированы. Здесь же имеется льдохранилище для запасов блочного льда, мощная холодильная установка. В этом же здании разместился склад дроблёной соли, емкостью 1000 т для снабжения бортовых траулеров солью.

Ввод в эксплуатацию льдозавода позволило закрыть заготовительные пункты льда на Ледовом озере, Жёлтой горе, в Тюва-губе, где труд работающих был тяжёлым, немеханизированным. В этом же году вводится в эксплуатацию долгожданный и крайне необходимый для бесперебойной работы рефрижераторного флота и береговых предприятий объект - аммиакохранилище, ёмкостью 25,0 т жидкого аммиака. Были в эти годы введены и другие объекты, в частности фидерная подстанция № 2, призванная обеспечить нормальное энергоснабжение предприятий Северного района порта, а также километровые инженерные сети снабжения теплом, водой, канализации.

Все эти объекты возведены трестом «Мурманскпромстрой» (управляющий Лазарев В..А.), и в основном силами СМУ-1 (начальник СМУ-1 Веллер Б.Н., гл. инженер Юдин Б.О.), которое целиком было ориентировано на объекты рыбного хозяйства, а также СМУ-5 этого треста, их субподрядчиками из «Продмонтажа», «Севзапэлектромонтажа», «Промвентиляции», «Сантехмонтажа» и другими... Однако мощности СМУ-1
не позволяли наращивать объёмы строительно-монтажных работ на наших объектах, хотя необходимость в их наращивании была. Особенно остро стоял вопрос создания причального фронта для разгрузки большегрузных судов и т.д.

Началось активное освоение большой перспективной части Рыбного порта, получившей название Южного района Рыбного порта (на Петушинке). На отвоеванной у залива акватории было образовано 35,0 гектар территории - тверди, земли! Летом 1965 г. под руководством молодого специалиста, через годы - главного инженера и управляющего трестом «Мурманскморстрой» Николая Афанасьева, копровщики вновь созданного стройучастка «Мурманскморстроя» забили первые шпунтины будущих глубоководных причалов Южного района порта, за ними двигались укладчики железнодорожных и подкрановых путей, автодорожники, специалисты по электросетям и сетям водопровода, канализации, теплофикации, специалисты по установке портальных кранов... Ежегодно вводилось в эксплуатацию по 100-200 погонных метров причалов.

Уже в начале 1967 г. к новым причалам Южного порта начали швартоваться первые БМРТ, пришедшие с промысла. Из их трюмов рыба разгружалась по схеме «борт судна - вагон», минуя холодильники или цеха. Район порта начал действовать!

Правда, докеров ещё приходилось подвозить для разгрузки судов из обжитого Северного района порта на автобусах. Ещё не были построены котельная, бытовой корпус портовых рабочих ....

В 1970 году морстроевцы полностью закончили строительство предусмотренных проектом 965-ти погонных метров глубоководных механизированных причалов из стали и бетона. Была снята проблема разгрузки крупнотоннажных рефрижераторных судов. От услуг соседей, Морского Торгового порта, где разгружались наши крупнотоннажные суда, полностью отказались.

Началась 8-ая пятилетка (1966-1970 гг). В июле 1966 г. в Мурманске состоялось собрание партийно-хозяйственного актива работников рыбной промышленности Северного бассейна, обсудившее задачи и меры по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 июня 1966 г. «О мерах по дальнейшему развитию рыбного хозяйства в стране, улучшения качества и ассортимента рыбной продукции».

От нас, строителей, требовалось ускорение строительства и ввода мощностей по переработке рыбы, для увеличения выпуска консервов, копчёностей, рыбного филе, кулинарии.

Необходимы были мощности по обслуживанию судов, сокращению пребывания их в портах, увеличению нахождения их на промысле.

Стране нужна была рыба! Можно не сомневаться в том, что строители под руководством Областной партийной организации очень много сделали для выполнения этого важного постановления, направленного на развитие производительности области и города Мурманска. В 1965 г. промысловики Северного бассейна выловили 9630 тысяч центнеров рыбы. К концу пятилетки, в 1970 году вылов рыбы достиг 13030 тыс. центнеров рыбы. Свыше 90% этого улова перегрузили портовики Мурманского рыбного порта.

В 1966 г. строители СМУ-1 треста «Мурманскпромстрой» построили централизованную компрессорную Северного района порта, кардинально решив вопрос снабжения сжатым воздухом все предприятия, расположенные на территории Северного района порта.

Строители «Мурманскморстроя» сдали первые 100 пог. метров причалов Южного района порта.

Главным же достижением этого года был ввод в эксплуатацию первой очереди Центральной котельной в Южном районе: 2-х первых котлов производительностью в 50 тонн/час пара каждый. Возрастающие потребности в тепле недостаточно и сложно обеспечивались множеством котельных, тральщиками, буксирами, поставленными для этой цели к стенкам причалов. Котельные, наземные и судовые, отапливали Рыбный порт, Рыбокомбинат, Судоверфь, Тарный комбинат, Лесозавод и множество других потребителей. Ввиду недостаточной мощности и изношенности котельного оборудования очень часто возникали проблемы с паром нужных параметров для технологических нужд консервных предприятий. Флот, стоящий у причалов порта и судоверфи, постоянно «дымил», обогревая судовые помещения.

Задымлённость атмосферы была угрожающей, в особенности в морозные дни. В последующие 1970, 1971, 1972 гг. в эксплуатацию вводились по одному котлу мощностью в 50 т пара в час. Мощность центральной котельной достигла проектной - 250 т пара в час. Для передачи пара потребителям были построены магистральные паропроводы от котельной до Северного района порта, Судоверфи, Нефтебазы. Помещения бывших котельных были переоборудованы под теплопункты. Ввод мощностей Центральной котельной позволило ликвидировать десятки источников загрязнения воздушного бассейна города, получить значительный экономический эффект.

В 1970 году была сдана в эксплуатацию электрорадионавигационная камера Рыбного порта.

В 1971 году строителями треста «Мурманскморстрой» был закончен строительством на западном берегу залива причал газификации судов протяженностью 165 пм. Этот специализированный причал предназначался для борьбы с грызунами и тараканами на судах. Строители треста «Мурманскпромстрой» закончили строительство ЛЭП-35 кв (1,4 км) и автогаража на 350 автомобилей в пос. Нагорное.

В 1972 году строители «Мурманскпромстроя» закончили строительство Центрального механизированного склада снабжения для флотов, его возвели на территории Южного района порта. Четырёхэтажное кирпичное здание полезной площадью 15.0 тысяч м2 с большим лифтовым хозяйством, электропогрузчиками, электротележками для транспортировки оборудования, судового снаряжения, спецодежды,
арматуры, спасательных средств и много другого для нужд флота создавало условия не только правильного хранения большого перечня материальных ценностей, но и приступить к решению задачи централизации снабженческой деятельности во избежание многократных перевалок и потерь, внедрить систему «центральный склад - корабль». Трест «Мурманскморстрой» в этом же году закончил строительство 219 -ти погонных метров причалов и фабрики орудий лова.

В это же время на западном берегу залива была построена радиолокационная станция «Обзор» для обеспечения безопасного прохождения судов к южным причалам и нефтебазы в условиях плохой видимости. Одновременно были проведены большие дноуглубительные работы на фарватере Кольского залива. Снесена подводная банка Абрам-Корга, представлявшая большую опасность для прохождения судов, особенно при прохождении к причалам Южного района порта и Нефтебазы. Вместе с ней с карты Кольского залива исчез навигационный знак, сигнализирующий об опасности. Сотни тысяч кубометров земли вычерпали землечерпалками «Архморпути» со дна залива на акватории Южного района порта, Нефтебазы, Судоверфи. Залив в его южном колене стал безопасным для прохождения и стоянки крупнотоннажных судов.

В 1976 году вступила в строй первая очередь портового холодильника. Сюда вошли машинный зал, камера хранения мороженой рыбы ёмкостью 6.0 тыс. тонн, здание бытовок, подъездной желдорпуть, погрузо-разгрузочные рампы. Это третья часть большого холодильника ёмкостью в 16,0 тыс. тонн. Схема строительства холодильника, выбранная нами впервые в Мурманске, оказалась очень удачной. Камера в 6,0 тыс. тонн ёмкости была одноэтажной. В последующие 1977-78 гг. были введены ещё 2 промышленные холодильные камеры - https://ooopht.ru/holodilnie-kameri.html. Холодильник стал способен хранить и перерабатывать 16 тысяч тонн рыбы. В этом же году был сдан в эксплуатацию внешний водовод протяжённостью 4,5 км, что позволило снять нагрузки с городских сетей водопровода, которые с большим трудом обеспечивали потребности горожан в воде.

Мурманский морской рыбный порт - самый крупный в системе Минрыбхоза СССР - Вне разрядный. По состоянию на 01.01.1978 протяженность причалов порта составила 5063,0 пм, из них 4000,0 пог. метров грузовых (в Калининградском порту - 2805,0 пог. метров, во Владивостокском - 1600,0 пог. метров, Севастопольском - 1793,0 пог. метров), наличие кранов, всего 70,0 единиц, из них портальных кранов -53,0. Порт обладал 179,0 - ю единицами погрузчиков, из них электропогрузчиков -142,0 шт.

В 1984 году порт обработал 2323,0 единицы судов, в т.ч. 556,0 судов - крупнотоннажных. Количество переработанных грузов - 1394,7 тыс. тонн. Мурманчане, рыбаки и железнодорожники помнят времена, когда рыбный порт заказывал под погрузку рыбной продукции 220-250 вагонов ежесуточно! Охват погрузо-разгрузочных работ механизированной переработкой в отдельные годы достигал 98,3%.

Протяжённость автодорог порта, включая автодороги Нефтебазы, 20,0 км, железнодорожных путей превышает 23,0 км, подъездной путь к станции Кола - 4,5 км. Пути железнодорожной станции порта (новая станция на карте России - «Новорыбная») составляют около 10,0 км.

Всего в порту 37,5 км железнодорожных путей. Порт владел тремя тепловозами для маневровых работ. Таким количеством маневровых тепловозов не может похвастаться даже станция Кола.

Причалы мои путевые