О кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области Печать

Выступление на заседании Координационного Совета по кадровому обеспечению Мурманской области

Мурманск                                                                                                                                                                               06.03.2006

В конце декабря 2006 года завершились работы по договору между Комитетом по образованию Мурманской области и территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области. Предметом договора являлось обследование предприятий и организаций Мурманской области с целью получения информации.

Впервые обследование кадровой структуры экономики и специальной сферы Мурманской области проводилось в разрезе групп специальностей и направлений подготовки, предусмотренных действующим Общероссийским классификатором специальностей по образованию, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 № 276-ст. Обследование проводилось по специальным формам, утвержденным постановлением Правительства Мурманской области специально для целей данного обследования.

Обследование проводились во всех муниципальных образованиях (МО) Мурманской области с выборкой, пропорциональной количеству жителей данных МО. В процессе выполнения договора было обследовано 1175 наиболее крупных предприятий и организаций, действующих на территории Мурманской области с общим числом работников 159 тысяч человек. Значение выборки как в целом по области, так и по отраслям и муниципальным образованиям составляет примерно 35% (общий массив занятых в экономике и социальной сферы МО - 448 тысяч человек). Высокий коэффициент корреляции между количеством обработанных анкет и их распределением по соответствующим районам Мурманской области подтверждает высокий уровень репрезентативности указанной выше выборки.

Предварительный анализ полученных данных позволяет говорить о следующих характеристиках областной структуры кадров и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования Мурманской области.

1. Анализ соотношения штатной численности и фактического количества специалистов с ВПО, СПО и НПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области позволяет оценить уровни заполненности имеющихся штатных единиц фактическими работниками в целом по области в разрезе групп специальностей и профессий, а также в разрезе отраслей, муниципальных образований и форм собственности.

Общая заполненность штатов физическими лицами составляет в целом по области - 83% %, в том числе в секторе ВПО – 93,5%, в секторе СПО – 79,1% , в секторе НПО – 75,0%. При этом, по некоторым группам специальностей этот показатель превышает 100%, то есть, наблюдается явный переизбыток кадров.

По другим же группам отмечается резкий дефицит кадров. Если указанный показатель рассмотреть в разрезе уровней образования, то можно отметить следующее:

Уровень ВПО.

Дефицит наблюдается по следующим группам специальностей: «Безопасность жизнедеятельности» (25% обеспеченности), «Информационная безопасность» (40% обеспеченности), «Здравоохранение» (68%), «Геодезия и землеустройство» (67%), «Социальные науки» (72%), «Строительство и архитектура» (80,2%) и некоторые другие.

Переизбыток кадров наблюдается по следующим группам специальностей: «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Естественные и физико-математические науки», «Образование и педагогика», «Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Авиационная техника», «Транспортные средства», «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» и некоторым другим.

Уровень СПО.

Дефицит наблюдается по следующим группам специальностей: «Безопасность жизнедеятельности», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Геодезия и землеустройство» и др.

Переизбыток кадров наблюдается по следующим группам специальностей: «Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров», «Сельское и рыбное хозяйство», «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов» и некоторым другим.

Уровень НПО.

Дефицит наблюдается по большому количеству профессий, но особенно заметен по следующим группам специальностей и профессий: «Переработка рыбы и рыбопродуктов» (44,65%), «Полиграфическое производство» (21,8%), «Водный транспорт» (47,5%), «Химическое производство» (54,8%).

2. Таблицы и диаграммы, полученные на базе проведенных обследований, позволяют также проанализировать соотношение штатной численности и фактического количества специалистов с ВПО, СПО и НПО в кадровой структуре отраслей, муниципальных образований и секторов различных форм собственности.

Теперь немного о том, как соотносится полученная кадровая структура экономики и социальной сферы Мурманской области со структурой подготовки кадров в региональной системе профессионального образования по направлениям подготовки.

3. Анализ соотношения штатной численности специалистов с ВПО, СПО и НПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области и контингента студентов учреждений ПО (Приложение 6,7) четко показывает, что не все благополучно в нашей системе профессионального образования.

В секторе ВПО, например, явно виден переизбыток подготовки кадров по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», «Технология продуктов питания» и дефицит подготовки по специальностям: «Здравоохранение», «Безопасность жизнедеятельности», «Строительство и архитектура», «Электронная техника, радиотехника и связь», «»Металлургия, машиностроение и материалообработка», «Сельское и рыбное хозяйство», «Геодезия и землеустройство», «Информационная безопасность».

В секторе СПО переизбыток подготовки кадров виден по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Экономика и управление», «Информатика и вычислительная техника», «Морская техника», «Технология продуктов питания», а дефицит подготовки по специальностям: «Образование и педагогика», «Социальные науки», «Здравоохранение», «Строительство и архитектура», «Безопасность жизнедеятельности».

В секторе НПО переизбыток подготовки кадров виден по следующим направлениям: «Автомобильный транспорт», «Общественное питание», «Торговля», «Сельское хозяйство», «Швейное производство», а дефицит подготовки по направлениям: «Строительные работы», «Горнодобывающая промышленность», «Судостроение и судоремонт», «Водный транспорт», «Сфера обслуживания» и многим другим направлениям.

4. Еще более информативным являются данные по соотношению штатной численности специалистов с ВПО и СПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области и объёма выпуска из региональных УПО. Анализ этой информации позволяет в будущем построить прогнозную модель воспроизводства кадров для экономики и социальной сферы в разрезе групп специальностей и направлений подготовки с учетом динамики выбытия кадров. Указанные данные еще резче подчеркивают уровень соответствия имеющейся структуры кадров и структуры их подготовки в системе ПО Мурманской области.

Но наиболее неожиданные и интересные результаты принесло обсуждаемое сегодня обследование в части соотношения штатной численности специалистов с ВПО СПО и НПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области.

Мы традиционно, на протяжении нескольких лет, основываясь на известной структуре вакансий в службе занятости считали, что доля работников с начальным профессиональным образованием (рабочих) составляет в кадровой структуре Мурманской области в среднем примерно 70%, то остальные 30 соответствуют ставкам, требующих высшего и среднего профессионального образования. Однако, это оказалось не так.

5. По данным обследования соотношение штатной численности специалистов с ВПО СПО и НПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы в целом по Мурманской области выглядит следующим образом: 
ВПО – 34,4%;
СПО – 33,6%;
ВПО + СПО – 68%;
НПО – 32,0%.

Данные по соотношению штатной численности специалистов с ВПО СПО и НПО в кадровой структуре экономики и социальной сферы Мурманской области в разрезе отраслей, муниципальных образований и видов собственности во многом объясняют упомянутый выше факт, а, кроме того, имеют большое самостоятельное значение.

6. На этом фоне, сложившаяся в Мурманской области структура подготовки кадров в региональной системе профессионального образования в разрезе уровней образования выглядит не так уж и абсурдно, как считалось раньше, особенно по структуре выпуска.

По структуре контингента обучающихся картина выглядит следующим образом:

ВПО – 62,6%;
СПО – 21,1%;
ВПО + СПО – 83, 7%;
НПО – 16,3%.

По структуре выпуска из УПО картина выглядит следующим образом:

ВПО – 42,3%;
СПО – 31,1%;
ВПО + СПО – 73, 4%;
НПО – 26,6%.

Несмотря на некоторую предварительность полученных результатов, мне кажется, что они уже сейчас могут быть очень полезны как для органов управления, так и для учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования, действующих на территории Мурманской области, при выборе решений, направленных на оптимизацию структуры подготовки кадров в системе профессионального образования Мурманской области с учетом текущих и перспективных потребностей рынка труда.

В то же время, комитету по образованию Мурманской области, территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области следует продолжить работу по увеличению масштабов, глубины и точности обследования кадровой структуры экономики и социальной сферы Мурманской области в рамках, например, региональной целевой программы «Развитие образования Мурманской области на 2006-2010 годы» или в рамках 2-го этапа региональной целевой программы «Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года», который необходимо разработать и утвердить в текущем году.

В.Ф. Штыков, заместитель председателя Комитета по образованию Мурманской области

Персонал предприятия

Еще статьи на тему "Мурманской области":

Геополитическое положение Мурманской области

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Улучшение делового климата в Мурманской области

Объемы производства рыбы в Мурманской области

Новые времена для Мурманской области