Стармех - больше, чем мы думаем Печать

В небольшом городке Шуя, что в Ивановской области, в рабочей семье среди трёх сестёр жил мальчик Женя Микин. Мальчик как мальчик, но, если присмотреться внимательно, заметна была воля, упорство и настойчивость. Характер проявился рано: чего хотел, того всегда умел добиться, рвался куда-то, искал чего-то нового, неизведанного, но не благ, а знаний и романтики. Не оглядывался назад, не слушал, что скажут другие, шёл сам вперёд в учёбе, работе, дружбе и любви.

По окончании семилетней школы двинулся к морю, поступил в Пярнскую мореходную школу, получил специальность судового машиниста. Дальше - Крайний Север. Восемнадцатилетний машинист прибыл в Мурманское арктическое пароходство и успешно отработал там целый год. Пытливого, энергичного паренька направили в Архангельское мореходное училище.

Так Женя в 1955 году стал курсантом судомеханического отделения старейшей в стране мореходки. Годы учёбы - лучшие годы жизни. Курсант Микин везде успевал: в учёбе, спорте, общественной работе. Выступал за сборную области по волейболу, а что касается гребли на шестивёсельных ялах, то сборной команде мореходки, куда входил Микин, не было равных среди всех училищ морского флота. И что интересно - на вёслах были будущие механики, а на руле будущий судоводитель Ким Кишунов. Достоверно это знаю, так как был участником спартакиад мореходных училищ того времени.

В эти годы встретил Женя свою судьбу - студентку мединститута, свою землячку Генриетту, девушку на год моложе себя. Через год, кстати, у них золотая свадьба. Генриетта Михайловна, ныне кандидат медицинских наук, долгие годы ждала мужа из дальних рейсов. Теперь уже и внук курсант пятого курса морской академии, скоро, как и дедушка, пойдёт в море механиком. И снова ждать...

Стармех. Обыватель сразу же представляет солидного, крепкого мужчину, пропахшего мазутом и тавотом, с ветошью в руках. На самом деле это совсем другое. Огромное число судовых механизмов, труб, кабелей, клапанов, приборов контроля - всё в его ведении. Он - гарант стабильной, бесперебойной их работы в любых условиях. Стармех, как и капитан, на вахте постоянно. Все ждут от него совета и помощи.

Моряки засыпают под ровный звук главного двигателя и мгновенно просыпаются, если он затих.

Закончив мореходку в 1959 году, Евгений Владимирович прибыл в Северное морское пароходство на пароход «Лена»
машинистом, но через пять месяцев был назначен четвёртым механиком и получил первое почётное звание - «Лучший по профессии». В том же году он уже третий механик на пароходе «Могилёв» - и первая блестящая характеристика, подписанная капитаном В.Г. Забелиным. Такое вот было начало трудовой деятельности.

Шли годы, менялись суда, но не менялся упорный и настойчивый Микин. С переходом на теплоходы пришлось переучиваться. Евгений поступил в ЛВИМУ имени адмирала С.О. Макарова, освоил дизельные установки, прошёл солидную практику и вскоре был назначен старшим механиком. На судах стармеха по-доброму называют «дедом». Видимо, потому, что дослужиться до этой должности трудно, до седых волос доработаешь, пока станешь старшим механиком. Евгений Владимирович стал им в 36 лет. Определённо стармех больше, чем мы думаем...

За сорок один год работы на судах пароходства Евгений Микин освоил все типы судов и везде умело управлял судовыми механизмами, активно участвовал в общественной жизни экипажей. Подтверждение тому - отличные характеристики с каждого судна, где ему доводилось трудиться. Вот, к примеру, с теплохода «Воркута»: «Обладает чувством уверенности и достоинства. Вежлив, тактичен, интересуется морской историей, много читает». Вот таков он, Евгений Владимирович.

Потому и был он вожаком молодёжи, пропагандистом, лектором, газетчиком, фотографом. Всё, что ему поручали в экипаже, выполнял со знаком плюс. Когда молодой моряк сетует на трудности морской службы, бывалый его успокоит: «Терпи: знал, куда нанимался». Евгений Владимирович своими делами и поступками постоянно подтверждал этот выбор. Много было экстремальных ситуаций, когда казалось, что не выдержит судно, не выдержат люди. Работа у моряков всегда на грани риска, и прежде всего рискуют стармех и капитан. Но плата за риск бывает разная.

Закрывали как-то навигацию в порту Хатанга. Сильный мороз, крепкий лёд не позволяли судну двигаться. Ледокол не мог подойти из-за мелководья. Приказано было пробиваться самостоятельно до ледокола, иначе - зимовка. Все взоры были обращены на стармеха. «Дед» не покидал машинного отделения, «выжал» из главного двигателя все его паспортные лошадиные силы, но судно - ни с места. Запросил пароходство. Главный инженер дипломатично ответил: «Ты стармех, тебе видней». Это означало - бери риск и ответственность на себя за форсирование мощности главного двигателя.

И Микин рискнул, снял все ограничители и предохранители с главного двигателя, который почти кипел, раскалившись запредельно, выдавая уже неизвестно какую мощность. И вот радость: корпус судна дрогнул и еле заметно пошёл вперёд. Скорость измеряли «сантиметрами в час», но было спасительное движение. Из ледового плена выбрались, дошли до ледокола, а там и до дома. Но чего это стоило «деду» и капитану, одному богу известно. Наградой за риск стармеху Микину была Почётная грамота министра морского флота. Почти такая же экстремальная ситуация повторилась в порту Певек, и вновь платой за риск была грамота министра.

Но пришло время уходить на отдых. Каюту старшего механика на теплоходе «Игорь Грабарь» Евгений Владимирович покинул в конце 2000 года. В приказе по пароходству было написано: «Отмечая долголетний труд на судах СМП, наградить благодарственной грамотой...» Это была очередная и последняя грамота за 41 год непрерывной работы на судах пароходства.

Много было благодарностей и грамот у почётного работника морского флота. Энергичного, деятельного ветерана флота рекомендовали в состав объединённого Совета ветеранов ОАО «СМП». И очень правильно сделали. Как заместитель председателя Совета, Евгений Микин ведёт самый сложный блок - социальной защиты ветеранов. Решительный, смелый, напористый, он и здесь готов снять все ограничители, чтобы выполнить решения Совета и получить положительный результат. Таков характер, таков стиль работы и жизни. Не ошибусь, если скажу, что повезло Совету ветеранов в том, что есть такие люди в наших радах.

А ещё Евгений Владимирович не расстаётся с видеокамерой - новым хобби. На всех общественных мероприятиях ведёт он съёмки, набирает видеоматериал. Придёт день, когда горожане увидят фильмы о моряках-ветеранах. Недавно он подарил видеокассету патриарху ветеранского движения, ветерану Великой Отечественной войны Афанасию Гавриловичу Спирину. Документальные съёмки расскажут детям, внукам и правнукам об их знаменитом дедушке. А это дорогого стоит.

Ветераны XX века