Современные реалии развития Российской Арктики Печать

Российская Арктическая зона является стратегически значимым регионом страны

Modern realities of the Russian Arctic regions development

The structure of the Russian Arctic zone in full or in part includes territories of following subjects of the Russian Federation - the Arkhangelsk, Murmansk areas, Republics Sakhas (Yakutia), Krasnoyarsk region, Nenets, Jamalo - Nenets and Chukchi autonomous regions with the population more than 1 million foreheads; here is the enormous nature-resource potential which is offered to be considered as the significant integrated factor of its strategic development.

Полянский Александр Владимирович, заместитель генерального директора ОАО "Мурманский морской рыбный порт" по правовым вопросам, стажер кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-петербургского государственного университета экономики и финансов" (СПбГУЭФ).

В состав Российской Арктической зоны полностью или частично входят территории следующих субъектов РФ - Архангельской, Мурманской областей, Республики Саха (Якутия), Красноярского края, Ненецкого, Ямало - Ненецкого и Чукотского автономных округов с населением более 1 млн. чел; здесь сосредоточен громадный природно-ресурсный потенциал, который предлагается рассматривать как значимый интегральный фактор ее стратегического развития .

Арктика - суровая, но ранимая. Секреты освоения

Российская Арктическая зона является стратегически значимым регионом страны, роль которого в обеспечении национальных интересов определяется в значительной мере внешнеполитическими условиями. В последние десятилетия Арктическая зона России рассматривалась главным образом через призму военно-стратегических интересов страны в качестве «Северного бастиона» в прогнозируемой ядерной войне с США - ведь именно отсюда через Северный полюс ожидали подлета стратегических бомбардировщиков и баллистических ракет, здесь осуществляется добыча стратегических видов сырья (апатиты, титан, никель, медь, кобальт и т.п.) для нужд российского военно-промышленного комплекса, расположены российские испытательные ядерные полигоны (Новая Земля, Плесецк, Ненокса) и дислоцируется Северный флот, подводные атомные ракетоносцы которого выступают основным средством сдерживания угрозы агрессии против России, ключевым фактором обеспечения ядерной безопасности страны.

Это нашло отражение в принятых в 2001 году российским правительством «Основах государственной политики Российской Федерации Арктике», где содержалось: «В Арктике все виды деятельности в наибольшей степени связаны с интересами военной безопасности страны», а в перечне приоритетов значились «обеспечение надежного функционирования группировки морских стратегических ядерных сил ВМФ для реализации задач ядерного сдерживания угрозы агрессии против Российской Федерации и ее союзников» и «обеспечение надежного контроля государственной границы РФ и арктических морских пространств в целях защиты национальных интересов Российской Федерации в Арктике».

Поэтому решения в сфере экономического развития Арктического побережья России диктовались соображениями преимущественно военно-стратегической целесообразности. В результате, в российской Арктике сложился преимущественно очаговый тип промышленно - хозяйственного освоения территории, высокая ресурсоемкость и значительная зависимость хозяйственной деятельности от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости, а структура экономики большинства субъектов РФ, дислоцирующихся в Арктической зоне, входящих в их состав муниципальных образований (исключая несколько крупных и средних городов) носит монопромышленный или близкий к ней характер.

Вместе с тем стратегическое значение российской Арктической зоны не ограничивается только соображениями военной безопасности страны. Здесь разведанные запасы газа промышленных категорий составляют 80% от общероссийских, сосредоточено 90% извлекаемых ресурсов углеводородов всего континентального шельфа Российской Федерации, в том числе 70% - на шельфе Баренцева и Карского морей. Прогнозируется наличие углеводородов и в глубоководной части Северного Ледовитого океана в количестве 15 - 20 млрд. тонн условного топлива. В арктических районах сконцентрирована добыча природного газа и апатитового концентрата, здесь производится продукция, обеспечивающая получение около 11% национального дохода России и составляющая 22% общероссийского экспорта, По некоторым оценкам в российской арктической зоне и на прилегающем шельфе сосредоточено не менее 30% мировых запасов нефти и газа.

В российской Арктической зоне сосредоточено, по разным оценкам, свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, практически все разведанные российские залежи титана, олова, сурьмы, барита. Недра региона содержат до 90% российских запасов золота, алмазов, свинца, бокситов и многих других полезных ископаемых, имеющих высокую экспортную привлекательность.

Кроме природно-ресурсной базы, составляющей главное богатство российской зоны Арктики, принципиально важным для перспективного развития России становится ее географическое положение, обусловливающее активное использование арктических пространств. Речь идет об уникальных транспортно-логистических возможностях России, которые могут позволить ей стать конкурентоспособным транзитным государством с развитой сферой услуг и сервисной экономикой. Реализация таких возможностей связана с эффективным использованием Северного транспортного коридора, связывающего порты Европы со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и органически включающего в себя Северный морской путь с тяготеющими к нему элементами транспортной (речные и железнодорожные коммуникации), промышленной, энергетической, сервисной инфраструктуры.

Сегодня Северный морской путь испытывает серьезные проблемы, главным образом, из-за сильной изношенности ледокольного флота. Вместе с тем все возрастающий интерес в мире к месторождениям нефти и газа в регионах Арктической зоне России, уже произошедшие (и ожидаемые) изменения климатических условий, связанные с повышением среднегодовых температур и существенным уменьшением площади многолетних льдов, значительные возможности сокращения пути из Европы в Азию обуславливают необходимость восстановления этой уникальной транспортной артерии.

Отмеченные обстоятельства и существенные изменения во внешнеполитической обстановке привели к кардинальной корректировке системы национальных интересов Российской Федерации в Арктике, которые носят теперь преимущественно гуманитарный характер. В утвержденных Президентом РФ в сентябре 2008 г. «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» отмечается, что основными национальными интересами в Арктике являются:

а) использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально - экономического развития страны;

б) сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества;

в) сбережение уникальных экологических систем Арктики;

г) использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в Арктике.

Таким образом, в условиях действия новой национальной экономической политики в Арктике вектор ее стратегического экономического развития получил принципиально новую направленность. По существу, это уже не «закрытый» регион, его экономическое развитие подчиняется общим требованиям, предъявляемым к такому развитию.

Журнал "Север промышленный" № 4 за 2012 год