Мужчины, влюбленные в море - 3 Печать

...Капитан плавмастерской Николай Сидорович Абрамченков стоял на верхней палубе, щурился от ослепительной белизны лежащего на сопках снега. Забот у него всегда великое множество. Вот почему его редко можно застать в своей каюте, чаще - на причалах. В прошлом Николай Сидорович слыл среди карельских рыбаков удачливым капитаном. Рыбацкие науки проходил у Героя Социалистического Труда Юрия Алексеевича Осташкова. Позже сам стал первоклассным рыбацким командиром, из рейса в рейс руководимые им экипажи перевыполняли планы вылова рыбы. Особенно больших успехов добился капитан Абрамченков на кошельковом промысле. В работе себя не щадил, но врачи стали настойчиво рекомендовать ему береговые работы. Уход с промыслового судна на мостик плавмастерской дался Николаю Сидоровичу нелегко.

Морской инспектор Альберт Сергеевич Осадчий так охарактеризовал трудовую деятельность капитана плавмастерской: "Николай Сидорович и на берегу продолжает морские традиции. В свое время навел и умело поддерживает первостатейный морской порядок. В работе въедливый, вечно в заботах и в делах".

Нельзя обойти молчанием многолетнюю и безупречную службу вахтенных штурманов: бывшего юнги Северного флота, кавалера трех боевых орденов, участника парада Победы в Москве в 1945 году Ивана Петровича Зорина, бывших капитанов промысловых судов Михаила Федоровича Рубанова, Алексея Анастасьевича Мухина, Александра Александровича Иванова.

...Плечистый моряк стоял у трапа. Сомнений в том, что это именно боцман, не могло быть - волевое и властное выражение лица, да и всем своим обликом он походил на настоящего хозяина палубы, которая, несмотря на недавний снегопад, была чистой, рубка плавмастерской отсвечивала белизной.

Повышенное внимание к личности боцмана не случайно. Ведь именно Владимир Васильевич Тихоновский являлся на плавмастерской непосредственным руководителем всех хозяйственных работ. Ежедневно перед боцманом вставали разнообразные вопросы, требующие незамедлительного разрешения. Надежными помощниками зарекомендовали себя хорошо работающие на протяжении многих лет матросы: кавалер ордена Трудового Красного Знамени Константин Михайлович Козлов, Петр Семенович Румянцев, Владимир Александрович Павлюченко.

У каждого своя" дорога на палубу промыслового судна. Александр Герасимович Хрущев был рыбаком нашего флота, когда беломорчане только что начали осваивать сельдяной лов в просторах Северной Атлантики. Считался неплохим рыбаком, трудился на палубе от души, служил для других примером в труде.

А тут случай - на плавмастерской стало туго с кадрами судоремонтников. Александру Герасимовичу предложили перейти на берег, в плавмастерскую. Сказали временно. Но это временное перемещение со временем превратилось в постоянное. Новое дело Александру Герасимовичу пришлось по душе, полюбилось. Так бывший рыбак стал профессиональным котельщиком: почему-то именно эта специальность привлекла его больше других. С присущей ему энергией и темпераментом Александр Герасимович отдался новой работе, быстро накопил опыт и мастерство.

Чаще всего рабочее место котельщика на открытой палубе, под ветрами и дождями. Однако ни рыбаки, ни ремонтники не помнят случая, чтобы работу, выполненную Хрущевым, приходилось переделывать - качество ее гарантировано добросовестностью и умелыми руками опытного мастера.

Ветераны флота еще помнят то время, когда было причалено к берегу маленькое суденышко - старая "Фреза" с весьма скромными судоремонтными возможностями. Самый простой по нынешним меркам ремонт выглядел как сверхсложная операция. Но недаром судоремонтом занимались вчерашние судовые механики, энтузиасты своего дела. С большими трудностями, но почти всегда в срок отходили средние рыболовные траулеры от причала плавмастерской.

Без всяких прикрас можно утверждать, что коллективу плавмастерской в свое время повезло на руководителей: начальником плавмастерской был назначен один из опытнейших судовых старших механиков Александр Степанович Носницин, который свою главную задачу видел в создании прочного коллектива. Человек, обладающий большими организаторскими способностями, предельным вниманием к людям, Александр Степанович сумел повысить профессиональный уровень и трудовую дисциплину: каждый судоремонтник понимал, что является первым помощником рыбаку. Последние двадцать лет своей работы в должности начальника флота Александр Степанович почти ежедневно бывал в цехах плавмастерской, хорошо знал заботы коллектива, помогал не сдавать завоеванные упорным трудом передовые позиции.

В конце семидесятых годов Карельский промысловый флот быстро пополнился из новостроя самыми современными траулерами, на борту которых была установлена сложнейшая техника. Соответственно возросли требования к судоремонтникам. В то время мне довелось нанести визит на плавмастерскую и поинтересоваться, как ее коллектив выдерживает строгий экзамен на профессиональное мастерство.

...Дорога отпочковалась от автомагистрали и привела нас к стылому Кольскому заливу, берега которого дружно окаймили озябшие заполярные березки. И через несколько минут я уже был на причале плавмастерской "Фреза" акционерного общества "Карелрыбфлот", где в такт ленивой волне скрипели швартовые концы промысловых судов.

Тогда я насчитал у двух причальных линий шестнадцать траулеров, которые встали сюда залечивать раны, нанесенные им океаном. Правда, не всем был необходим большой ремонт, некоторым было достаточно междурейсовой профилактики. Но попробуй достань всасывающие и выхлопные клапана, которые так были тогда необходимы для главного двигателя "Облучье". Были поставлены, что называется, "на уши" снабженцы, надрывно трещали долго и нудно телефоны, а клапанов нет как нет.

Короче говоря, проблема с запасными частями для главного двигателя и "вспомогачей" доминировала над всеми остальными. Ведь не секрет - суда с каждым годом, а в безремонтном отстое стареют еще быстрее, как заброшенный дом без про-топки и пригляда. Да и при нормальной эксплуатации все когда-то изнашивается, вырабатывается моторесурс двигателей... А большинство запчастей тогда можно было приобрести только за валюту. Примеров тому несть числа. Был бы к турбине ротор - его мог установить и судовой механик, пошел бы траулер наверстывать промысловое время. И ведь уже был продуман руководителями флота план строительства дизельного цеха, но хроническое безденежье заставило отказаться от этого плана.

Давно пора приобрести буксир для несамоходного крана, постоянные перестановки которого весьма необходимы производству, а пока все операции с перевалом массивных агрегатов остаются проблематичными. Почти на два года затянулся ремонт рабочего бота, который нужен плавмастерской как воздух...

Но проблемы проблемами, а работа движется. Тогда было на выходе два траулера "Белогорье" и "Белозерск", которым был запланирован рейс в транспортном варианте. Работы и забот невпроворот, выручает опыт и завидное трудолюбие судоремонтников.

Обо всем мы беседуем с директором плавмастерской Анатолием Степановичем Колчиным, его заместителем главным инженером Николаем Юрьевичем Гуляевым. Оба опытные инженеры, но и еще с талантом организатора. Именно поэтому коллектив судоремонтников при всех неурядицах времени остается мобильным и слаженным. К чести Анатолия Степановича, например, следует сказать, что в разговоре о производстве он не скрывает острых углов, не выдает желаемое за действительность. Зато о коллегах, подчиненных говорит тепло, даже с гордостью, особой удачей считая, когда каждый специалист на своем месте. Во всем этом, по моему разумению, сила и обаяние личности директора.

Порой удивляюсь, как наши судоремонтники не сломились под многократными перегрузками? А директору не до удивлений, он - действует.

Наряду с производственными стратегиями решает житейские частности. Пару лет назад он выхлопотал спецавторейсы для рабочих плавмастерской. Сегодня, когда неимоверно подорожал транспорт, это особенно ценится. По его инициативе осенью в среднюю полосу отправлялись гонцы на двух машинах и вскоре каждый судоремонтник смог купить до ста килограммов картофеля по щадящим ценам...

Тогда штатный состав плавмастерской (судоремонтной базы) насчитывал сто десять человек - ровно вдвое меньше по
объему работы. Хотя платили судоремонтникам неплохо, условия труда здесь далеко не тепличные. Трудней всего зимой, когда электросварочные и другие работы по палубной части приходилось выполнять в лютую стужу под пронизывающим ветром.

Много лет я знаком с мастером цеха Александром Герасимовичем Хрущевым, а он связан с судоремонтом более тридцати лет. И прикипел к делу - даже случается, что приезжает на Фрезу" в выходные дни, часами задерживается после работы. А за самой ответственной заковыристой деталью станочной обработки надо обращаться к токарям Владимиру Михайловичу Титову и Евгении Павловне Рюминой, стаж ее работы токарем более тридцати лет.

Высокого мнения руководители производства о квалификации рабочих бригады электриков, слесарно-механического участка. Добрым словом отозвались о групповом механике Алексее Веселове, о мастерах Вячеславе Клюкине, Анатолии Сидельникове, Петре Абрамове.

Много лет успешно возглавляет токарный цех мастер Татьяна Александровна Гриневич (к слову, жена капитана-рыбопромысловика). Из мастеров "деревянного" цеха в первый ряд следует определить Виктора Ивановича Кондратьева, на многих траулерах шкафы и кресла, диваны и стулья сработаны его умелыми руками. Нельзя обойти вниманием и вахтенную службу. Директор директором, но у "Фрезы" еще есть и капитан Анатолий Александрович Погодин, который не столь давно оставил капитанский мостик промыслового судна. В числе надежных помощников вахтенный штурман Михаил Федорович Рубанов, матрос Константин Михайлович Козлов. И, конечно, боцман Николай Федорович Кочума, который уже отходил в море свое, но и в береговой службе следует морским традициям.

Но хватит о "железе" и проблемах, поговорим лучше о женщинах. Я бы очень хотел, например, много доброго сказать в адрес заведующей здравпунктом Зои Павловны Елема.

И уверен, что меня поддержат в коллективе "Фрезы". А сегодня пальму первенства - коллективу столовой. "Фреза" по праву гордится своим "камбузом", где умело хозяйствуют Александра Николаевна Карпова, заведующая производством Анна Тиофиловна Сухова. А за кассовым аппаратом - Градислава Адольфовна Терех. Коллектив в столовой небольшой, но приветливый к посетителям, кормят здесь вкусно и разнообразно.

Почти каждую неделю от плавмастерской уходили в море траулеры. Да, бывали, к сожалению, случаи, когда судовым специалистам приходилось на переходе в район промысла устранять выявленные огрехи судоремонтников. Но это были единичные случаи. А по большому счету - не одни траулер не возвращался в порт раньше положенного срока. Потому что суда были отремонтированы добротно и провожали их с любовью.

Василий Иванович Евстафьев родом из Архангельской области. Семья потомственных рыбаков-поморов воспитала у него любовь и уважение к нелегкому рыбацкому труду, преданность к этой профессии. Служил в армии, вернулся и снова в море. Тридцать лет трудился в Беломорской базе гослова: боцманом, мастером, старшим мастером по обработке рыбы, а с восьмидесятого года - мастером наставником.
Немалый трудовой стаж, завидная работоспособность и богатый багаж знаний помогали Василию Ивановичу в борьбе за увеличение выпуска качественной рыбопродукции.

Василий Иванович немногословен. Но ощущение недосказанного не возникает: говорит со знанием дела, с чувством собственного достоинства и что особенно подкупает - с уважением к рыбакам.

- Что такое моя работа наставника в море? - На мгновение задумывается. Возраст матросов на промысловых судах в основном от двадцати до тридцати лет. Молодежь. Вел среди них разъяснительную работу о важности рыбацкой профессии, о рыбацком долге и чести. А самое основное - была работа практическая. Учил, как надо трудиться на палубе, трудовой дисциплине. Главное в профессии рыбообработчиков - как можно качественней обработать уловы. Государственные стандарты очень жесткие, наша рыбопродукция шла как на внутренний рынок, так и на внешний. А в сложных морских условиях дать высокое качество выловленной рыбе - дело далеко непростое. При больших уловах, как правило, на судах организовывались подвахты - на палубу выходят сменившие со своей вахты судоводитель, механик, гидроакустик, боцман. Мастер-наставник постоянно нацеливал экипаж на выпуск разнообразной рыбной продукции - не гнать "кругляк", а вырабатывать улучшенный ассортимент.

Василию Ивановичу доводилось бывать в море на всех промысловых судах. Пять-шесть дней проведет на борту судна, поработает рядом с молодыми матросами, проинструктирует судового технолога, поинтересуется у капитана, какие есть трудности, чем помочь, а там глядишь, на очереди другое судно, новая команда, которой необходим деловой совет и мудрый взгляд старшего опытного специалиста. В море он находился по нескольку месяцев. А на берегу ждали специалиста "бумаги" - отчеты о количестве и качестве рыбопродукции, о причинах рекламации, о сути замечаний к качеству рыбопродукции.

Василий Иванович честно трудился, показал себя инициативным, пользующимся у рыбаков большим авторитетом и уважением. Его требовательность к подчиненным умело сочеталась с постоянной заботой о них.

Такие специалисты, как Василий Иванович Евстафьев, постоянно флоту нужны, на него можно было всегда положиться как на квалифицированного специалиста и тогда, когда нужна была поддержка в чисто человеческом плане.

В настоящее время Василий Иванович находится на заслуженном отдыхе, пребывает в хорошей рабочей поре для человека его возраста. Здоровья и личного счастья, ветеран!

В канун Дня Победы морскому инспектору отдела флота Израилю Давидовичу Тинтману за боевые заслуги в дни великих сражений в годы с гитлеровцами был вручен орден Отечественной войны первой степени. Горячо поздравили с высокой наградой ветерана войны товарищи по работе, моряки, которые много лет ходили с капитаном дальнего плавания Тинтманом на промысел.

У Израиля Давидовича Тинтмана богатая и содержательная биография. До Отечественной войны он работал штурманом в торговом флоте.

А когда немецко-фашистские орды вторглись в нашу страну, Израиль Давыдович в составе морской бригады сражался за родную Одессу.

После войны голубые морские дороги позвали ветерана войны Тинтмана на работу в Заполярье. Он приезжает в Мурманск и начинает работать в Беломорской базе гослова. Долгие годы капитан Тинтман водил рыболовные траулеры в Северную Атлантику. Отличное рыбацкое мастерство демонстрировал ветеран войны. Экипажи судов, возглавляемые Израилем Давыдовичем, всегда возвращались в порт с выполнением рейсового задания. Под его началом было воспитано немало отличных судоводителей, настоящих знатоков своего дела.

На работу в отдел флота перешел по состоянию здоровья. Два года занижал должность капитана береговых бригад, затем капитана наставника. Здесь в полной мере развернулся его талант организатора и командира. Израиль Давыдович с завидной оперативностью и знанием дела решал на своем служебном посту весьма сложные вопросы. Зачастую его можно было видеть на палубах ремонтируемых судов.

Ветеран войны Тинтман долгие годы безупречно работал в нашем фоте. Все работающие с ним сохранили добрую память о капитане дальнего плавания Израиле Давыдовиче Тинтмане.

...Диспетчерскую службу Мурманской оперативной группы базы гослова в разное время можно было без преувеличения назвать штабом промыслового флота, ибо все вопросы, с множеством которых обращаются пришедшие с моря и уходящие на промысел рыбацкие командиры, не остаются нерешенными, причем в своем большинстве они решаются оперативно.

Много личного труда и энергии вложил в ее образцовую работу начальник службы эксплуатации Марк Исаакович Любовский.

Продолжительное время трудились высококвалифицированные специалисты, которых возглавлял старший диспетчер, в прошлом известный капитан промыслового судна Анатолий Петрович Фищенко.

Право на легенду  Владимир Бабуро