Мужчины, влюбленные в море - 14 Печать

Анатолий Михайлович Райцев, Евгения Павловна Рюмина, Петр Семенович Румянцев, Иван Васильевич Рогалевич, В адимир Петрович Рожновский, Алексей Иванович Сахно, Алексей Васильевич Струнин, Иван Егорович Сапелкин, Альберт Максимович Самохвалов, Александр Иванович Титов, Роман Данилович Теплюк, Владимир Александрович Трошин, Александр Евдокимович Толмач, Феликс Григорьевич Темежников, Андрей Васильевич Тулаев, Иван Яковлевич Тропин, Николай Никандрович Устинов, Леонид Григорьевич Фокин, Петр Петрович Хрущев, Генрих Андреевич Цивинский, Феодосии Кузьмич Чунин, Николай Николаевич Шиловский, Владимир Антонович Шевчук, Валентин Сергеевич Цимбой, Геннадий Владимирович Щелко, Александр Григорьевич Шевелев, Аркадий Сергеевич Янковский, начальник радиостанции Валерий Иванович Морозов.

Цыганков Владимир Петрович, групповой электромеханик принадлежит к числу самых опытных специалистов, имеет богатый опыт работы на промысловых судах, заслужил уважение не только среди коллектива электромехаников, но и рыбаков, с кем ему довелось в свое время работать.

К числу опытных специалистов с завидной работоспособностью относятся Александр Викторович Панфилов, Анатолий Федорович Вельмяйкин, Михаил Григорьевич Забарный.

Когда пытаюсь вспомнить все хорошее, что было сделано профсоюзными комитетами базы гослова, то не погрешу против истины утверждая, что наши профсоюзные лидеры Адольф Михайлович Лацин, Николай Александрович Андреев, Сергей Антонович Бокша, Виктор Федорович Кабиков, Владимир Павлович Мелентьев, Виктор Яковлевич Кочегаров были не просто исполнителями, а людьми творчески думающими, сознающими важность профсоюзной работы, добивающимися такого положения, чтобы на промысловых судах и в береговых подразделениях меньше всего возникало конфликтных ситуаций...

Почти каждому из нас остались в памяти туристические поездки по профсоюзным путевкам, оздоровительный отдых в пансионатах и лечение в санаториях.

Ведь что греха таить, с каждым годом профсоюзным объединениям стараются отвести все меньше прав, вплоть до невмешательства во взаимоотношения работодателя и исполнителя. Все это вместе взятое рождает обиженных людей, уменьшает в рабочих коллективах количество единомышленников, а порой толкает рабочих даже на забастовки.

Одним словом, остается на сегодняшний день множество спорных вопросов, порой перерастающих в целые проблемы. Не секрет, что в наше время одним из самых сложных вопросов было и остается отношение человека к его труду. Именно сегодня на профсоюзные объединения накладывается одна из важнейших задач в организации сознательного труда и создании психологических предпосылок для повышения трудовой активности каждого моряка.

Что же касается кадровых моряков и работников береговых подразделений, следует отметить, что в своем подавляющем большинстве у них есть определенный опыт, сноровка, с каждым рейсом они работают все лучше, надежнее.

Остается только лишь надеяться, что улучшится экономическое положение нашего общества, профсоюзные объединения окрепнут материально и тогда никто из моряков не будет искать себе другое место работы, если к нам снова вернется былая слава и повседневная наша действительность не будет вызывать у наших моряков отрицательных эмоций.

Взять, к примеру, нашего председателя месткома В. Я. Кочегарова. Он в прошлом капитан промыслового судна, имеющий в своем роду не одно поколение моряков, младший брат Николай тоже судоводитель, капитан дальнего плавания. Отец Яков Николаевич в свое время служил на Балтийском флоте, в годы войны защищал Заполярье.

Виктор Яковлевич трудился долгие годы в море, но по состоянию здоровья был вынужден работать на берегу. За последние годы приобрел прочные знания профсоюзной работы, накопил богатый опыт. При наличии материальных средств руководимый им профсоюзный комитет в состоянии создать у людей рабочий настрой, оздоровить моральный климат, вселить веру в хорошее будущее.

Каждый ветеран флота помнит то время, когда готовясь к предстоящему рейсу, рыбаки старались получить новую судовую библиотечку, чтобы в передвижке было много книг самого разного содержания.

Каждый наш моряк, который относит себя к книголюбам, с чувством большой благодарности вспоминает заведующую флотской библиотекой Антонину Николаевну Гапоненкову, безупречно работающую на протяжении тридцати семи лет...

С нескрываемым чувством уважения и признательности благодарили ее многочисленные читатели, особенно это были заочники мореходных училищ. Никто не помнит случая, чтобы заведующая библиотекой не выполнила их заявку на необходимый учебник или интересную художественную книгу.

Она отлично знала, как трудна, а порой опасна работа рыбака и ему особенно необходима в часы досуга интересная по содержанию книга.
Свой трудовой день она заполняла библиотечными делами, всем была хорошо известна ее неутомимость, преданность библиотечному делу. Антонина Николаевна хорошо известна своей активной жизненной позицией. На женские плечи взвалила и несколько лет несла тяжелую поклажу поста председателя Совета ветеранов флота.

Находясь на заслуженном отдыхе, Антонина Николаевна продолжает избираться членом Совета ветеранов, ведет активный образ жизни, выполняет ответственные поручения Совета...

...В одной из наших встреч я попросил главного инженера А. А. Ткачука подробнее рассказать о начальнике механико-судовой службы флота Игоре Юрьевиче Михайлове. Андрей Акимович с нескрываемым восторгом сказал, что о таких людях, как Игорь Юрьевич, надо книги писать и подробно рассказал о его завидной работоспособности, умении повести за собой коллектив механиков, нацелить их на выполнение стоящих задач. У начальника механико-судовой службы Михайлова завидная родословная. Его дед по отцовской линии был капитаном первого ранга русского флота, в свое время преподавал в военно-морской академии. Отец всю свою сознательную жизнь занимался судоремонтом, так что для мурманского подростка все пути-дороги вели в мореходное училище. Игорь Юрьевич быстро рос по службе, в свои двадцать пять лет возглавил коллектив машинной команды, в числе первых освоил новые промысловые суда, обнаружил организаторские способности и был выдвинут на должность руководителя судомеханической службы нашего флота.

- Меня всегда поражала и восхищала его целеустремленность, умение увидеть главное в работе, в общении с судовыми механиками найти доброе слово, внести спокойствие и уверенность в успех. Постоянно учил старших механиков заботиться о своих подчиненных, напоминал, что в их работе нет мелочей, ведь они имеют дело со сложной судовой техникой, - продолжил свой разговор Андрей Акимович о своем подчиненном. - Бывали случаи, когда приходит на судно начальник отдела Михайлов, а там будто мешок с неприятностями развязался и как из рога изобилия они посыпались одна за другой. Поскольку он к делу относился со всей ответственностью и очень переживал, если у подчиненных что-либо не ладилось... остался тогда Михайлов на судне и покинул его лишь после того, как убедился, что судовые механики сами устранят возникшие неисправности.

Михайлов кроме многих человеческих достоинств обладает еще отменными душевными качествами, умением расположить к себе, найти путь к сердцу человека.

Много хорошего сделал для Карельского флота Игорь Юрьевич, как руководитель и воспитатель, не говоря уже о его профессиональных достоинствах. Впереди у него большая и напряженная работа на ответственном и весьма важном посту. Все недостатки в работе или успехи судовых механиков неотделимы от его жизни.

...Вячеслав Юрьевич Овчинников - механик современной формации, за плечами у него электромеханический факультет высшей мореходки и без малого двадцать лет напряженной работы по специальности. Нет даже необходимости говорить о его деловых и профессиональных качествах, ибо его, как опытного специалиста, назначили заместителем начальника отдела снабжения флота. Этот участок работы был и остается одним из самых ответственных и важных. Рослый, крупный, большие выразительные глаза, приветливая улыбка делает его лицо привлекательным. В общении вежлив. Все общающиеся с ним видят его старательность в работе, в которой он неутомим.

У Станислава Кузьмича Корнеева никто из родных не был связан с морем. В послевоенные годы его отец приехал на заработки в Карелию, да там и остался на постоянное жительство. Сам Станислав решил стать моряком и не задумываясь поступил и с успехом окончил Беломорское КПТУ-2 на матроса первого класса. Работает на судах базы гослова в должности машиниста РМУ. Работой доволен, жена Ирина Юрьевна подарила ему прекрасную дочь Машу. Моряк доволен работой и своей судьбой, продолжает успешно трудиться. Рыбацкая жизнь приобрела свой ритм, свои особенности, свойственные только людям этой профессии.

За долгие годы совместной работы в Беломорске сложился коллектив единомышленников по руководству базой гослова, был наработан большой опыт. С годами забот у работников управления не убывает, особенно их стало значительно больше, когда государственная организация была превращена в акционерное общество. Когда наш флот был вынужден покинуть уже основательно освоенные промысловые районы, значительно сократилось количество промысловых судов, уменьшился списочный состав работающих как в море, так и в береговых подразделениях.

Сегодня хочется вспомнить о тех, кто не только создавал промысловый океанский флот, но и продолжает трудиться, сохраняя традиции, набирая темпы в работе по возрождению флота.

О первом заместителе Генерального директора акционерного общества Галине Илларионовне Семеновой уже рассказано подробно с перечнем ее личных заслуг перед акционерным обществом. Она давно зарекомендовала себя умелым руководителем, образно выражаясь, постоянно держит руку на пульсе, отлично знает положение дел в управлении. Она по-прежнему не жалует людей, которые винят в существующих недостатках кого угодно, лишь не себя, хотя сами очень мало делают для устранения явлений, мешающих нормальной созидательной работе.

Особенно Г. И. Семеновой претят необоснованные призывы к повышению эффективности производства, которые приобретают в нынешних условиях привкус чистейшей демагогии. Ей по-прежнему приходится беспрестанно искать возможности сбыта рыбопродукции, добиваться ритмичности работы всего управленческого аппарата.

Большую личную заслугу в создании работоспособного, высококвалифицированного аппарата финансовой службы имеет Анна Антоновна Шеметева, много лет работавшая главным бухгалтером. Она подготовила к безошибочной работе и передала бразды правления финансовой службы в руки Ирины Александровны Савенок. Продолжительное время трудились, а некоторые продолжают успешно работать: Ольга Валентиновна Осадчая, Лидия Ивановна и Игорь Викторович Приваловы, Татьяна Константиновна и Владимир Григорьевич Фальковские, Валентина Васильевна Крыкова, Людмила Михайловна Кирилюк, Алексей Александрович Попов и Александр Константинович Попов, Софья Михайловна Долгих, Адольф Михайлович Лацин, Александр Васильевич и Лидия Адольфовна Ефремовы, Виктория Владимировна Хацьола, Валентина Федоровна Панина, Александра Савельевна Папуш, Валентина Сергеевна Кудрявцева, Тамара Васильевна Давыдова, Лидия Ивановна Ротмистрова, Людмила Сергеевна Храмцова, Петр Васильевич Никонов, Валерий Николаевич Пашковский, Владимир Павлович Мелентьев, Валентина Ивановна Буракова, Анна Григорьевна Кадирова.

Коллектив базы выстоял в сложное время реорганизации и перехода к рыночным отношениям, приобрел опыт работы в новых условиях.
Когда собирался поставить, что называется, последнюю точку в рукописи, приехал из деревни в Мурманск один из лучших в прошлом акустик Макс Усманович Хакимов и я решил рассказать читателям об этом интересном человеке, ибо его жизненная история очень похожа на многие другие, которые пережили многие наши моряки при поступлении на работу...

...Он родился и вырос в городе Чимкенте, в южной части Казахстана. Армейская служба проходила в соседнем Узбекистане. Так что его молодость прошла далеко от моря, от Мурманска. Все, что знал он о морской романтике, ограничивалось школьными познаниями географии.

Но на последнем году службы попал в его отделение молодой солдат, сын судового механика Мурманского тралового флота, сам ходивший в море пару лет в должности юнги. Из его рассказов узнал Макс некоторые подробности о жизни и быте рыбаков. Однако тогда не было у него даже мысли, что после окончания службы он отправится на край света, в Мурманск. Но, закончив службу, выписал проездные документы на Север. Заехал по пути к родителям. Выслушали они его рассказ о житейских планах. Мать после обычных в таких случаях слез собрала в дорогу чемодан с нехитрыми пожитками.

...Мурманск встретил декабрьской стужей, порывистым ветром и кромешной темнотой непривычной полярной ночи. Девятнадцать суток пришлось ему обитать на вокзале. Обращался в городской комитет комсомола, обещали помочь устроиться на работу, но дальше слов дело не пошло.

За это время вокзальная милиция не раз уговаривала демобилизованного сержанта служить в их рядах. Но Макс хотел быть только моряком.

А устроиться на промысловое судно не получалось. И Макс согласился с предложением пойти на строительство железнодорожных мостов.

Он уже начал проходить медицинскую комиссию. Но все изменила случайная встреча с женой моряка. Она заверила Макса, что "контора Карельского моря" в Мурманске, где работает штурманом ее муж, охотно берет на работу демобилизованных солдат, уволенных в запас. Перекантовавшись еще одну ночь на вокзале, Макс отправился с женой штурмана на поиски этой морской конторы. Подошли они к зданию, и вчерашний сержант прочитал вывеску: "Мурманский филиал Беломорской базы государственного лова рыбы".

Начальник отдела кадров, бывший офицер Тимофей Петрович Онкин опытным взглядом окинул демобилизованного сержанта. Ему сразу приглянулся посетитель с безупречной выправкой и хорошо поставленным "командирским" голосом. На вопрос, кем бы он хотел устроиться на судно, вчерашний сержант, не задумываясь, на полном серьезе, как научили его бывалые люди с вокзала, выпалил одним духом:

"Капитаном идти сразу в рейс опасаюсь, потому что не справлюсь, а вот матросом первого класса согласен. А если все сложится с работой хорошо, то в следующем рейсе соглашусь вкалывать только капитаном, так как у меня несгибаемая воля и железное здоровье".

Выпалил тогда сержант все скороговоркой и ужаснулся: от гомерического смеха кадровиков, казалось, дрогнули стены "конторы". Одним словом, отношения с начальником отдела кадров Карельского флота у Макса Хакимова сложились. И вообще Онкин ему очень понравился: в меру демократичный, без панибратства. Ни разу не слышал Макс, чтобы главный кадровик повысил голос, но и ни разу не ослушались его рыбаки.

Через неделю ушел в свой первый рейс вчерашний сержант Макс Хакимов на СРТ-4133, но, конечно, не капитаном и даже не матросом первого класса, а всего лишь матросом-уборщиком, ибо в таком звании начинали свой рыбацкий труд почти все знаменитые рыбаки.
Все свободное время Макс пропадал в машинном отделении, а к концу рейса настолько там освоился, что старший механик Павел Тимофеевич Котелевский посодействовал, чтобы в следующий рейс Макс ушел уже судовым мотористом. Радовался за его производственные успехи и начальник отдела кадров Т. П. Онкин, а вскоре посоветовал приглянувшемуся моряку пойти на курсы радистов, которые Макс Хакимов окончил в феврале шестьдесят седьмого года.

...Февраль в Баренцевом море самый штормовой месяц. Разгар мойвенной путины, а тут сутками ревет буря, море словно кипящий котел. Промысловые суда укрылись от непогоды в бухте.

Но вот ветер угомонился, и траулеры начали вести поиск скопления мойвы.

На ходовом мостике СРТ-3171 "Сергей Ложкин" капитан Василий Егорович Вербовский, его старший помощник Анатолий Петрович Чмиль, а у пульта управления гидроакустической станции акустик Макс Хакимов, который внимательно вслушивается в шумы морской воды. Глубины наполнены слабыми шелестами, полувздохами, сливающимися в неясную пульсирующую гамму звуков.

Недаром Макс стремился вникать во все тонкости своей специальности, готов был сутками находиться у прибора. Добился он очень многого, стал виртуозным слухачем, как называют хороших акустиков рыбаки. Точность его определения массы косяка рыбы была поразительной. И неудивительно, что акустик Макс Усманович в немалой степени способствовал большим успехам экипажа на мойвенной путине.

В напряженные минуты замета мойвенного косяка успех зависел от каждого члена экипажа, но особенно большие требования предъявлялись к капитану и к акустику. Совместная работа с капитаном Вербовским продолжалась полтора десятка лет. Моряки СРТ-3171, как правило, перекрывали все планы вылова мойвы. К примеру, далеко не каждый экипаж мог гордиться успехом, которого достигли эти знатные рыбаки. В один из трехмесячных рейсов они добились небывалых результатов - выполнили годовой план добычи мойвы, (вылов составил около семи тысяч тонн мойвы).

Повезло в жизни Максу Усмановичу и на семейном фронте: встретил и полюбил прекрасную женщину Нину Петровну. Родилась у них дочь Галина и сын Макс.

С сентября девяносто первого года Хакимов на заслуженном отдыхе. В свое время купили дом в Липецкой области, где и жили вместе с женой. А каждое лето к ним в гости приезжали дети с внуками. Три года назад похоронил он жену, и стала ему в тягость деревенская жизнь. Потянуло в Мурманск, к своим. Собирается он походить по морским конторам, авось попадется сердобольный кадровик, и тогда появится возможность еще пару лет поработать в море, которое продолжает почти каждую ночь сниться ветерану.

...Своеобразный юбилей отпраздновал недавно рефрижераторный машинист Петр Васильевич Малышев - тридцать лет он отдал морю, три года служил на кораблях Северного флота, а остальное время трудился матросом и рефмашинистом. Ветерану флота Малышеву в свое время выделили в Петрозаводске квартиру, где проживает его семья, в ветеран Карельского флота Малышев по-прежнему работает на промысловых судах. За образцовый и многолетний труд он много раз был поощрен морально и материально.

...В Беломорске отпраздновали семидесятилетие со дня рождения "Почетного радиста СССР", ветерана труда, старейшей связистки базы гослова Екатерины Григорьевны Зеленовой. Она была в числе первых связистов Беломорской радиостанции. За многолетний безупречный труд пользуется большим уважением среди всех радистов Карельского рыбопромыслового флота. Екатерина Григорьевна всегда обеспечивала бесперебойную радиосвязь со всеми промысловыми судами, работающими в разных промысловых районах, за что завоевала среди радиоспециалистов почетное звание - снайпер эфира.

...Участник войны и ветеран труда Александр Васильевич Мещеряков провел за рулем чуть более полувека. В базе гослова начал работать со времени ее создания. Пришлось водить тогда полуторку и работать не только водителем, но и грузчиком. Пригодился фронтовой опыт.

За время своей работы он воспитал не одну плеяду молодых водителей...

Владимир Федорович Герцовский и Алексей Леонидович Фокин являются профессионалами своего дела, шоферами первого класса.
Можно привести множество примеров, когда они совершали поездки на дальние расстояния без необходимого в таких случаях отдыха.
Закрепленные за ними машины находятся в хорошем техническом состоянии, всегда готовы к любому рейсу. Именно за эту завидную работоспособность, хорошие человеческие качества они по праву пользуются заслуженным авторитетом и уважением всего нашего коллектива.

...Мастер лова Юрий Тихонович Чернаков трудится на промысловых судах нашего флота тридцать второй год. За добросовестное отношение к работе капитаны промысловых судов охотно его брали в свои экипажи для работы в море. Свой богатый производственный опыт он охотно передает молодым морякам.

...Александр Иванович Колеганов трудится электромехаником на промысловых судах более двадцати лет после окончания Мурманского высшего инженерного морского училища. Это опытный, хорошо знающий свою специальность моряк. По его стопам пошел и старший сын Олег Александрович, так же как и отец, получивший диплом инженера-электромеханика после окончания высшей мореходки.

Старший Колеганов удостоен звания ветерана труда и уважения всех работающих с ним, за продолжительный примерный труд.
...Комлев Владимир Николаевич, выпускник Беломорского ГПТУ-2. В 1974-м году получил назначение в базу гослова и с тех пор работает на промысловых судах, стал ветераном труда, среди своих соплавателей за свой примерный труд заслужил уважение и авторитет. Помощник капитана по производству Комлев за сданную рыбопродукцию не имел никогда замечаний, трудолюбив, в общении вежлив, дисциплинирован, инициативен.

...Пошел тридцать второй год, когда выпускник судоводительского отделения Херсонского мореходного училища Николай Иванович Климашевич начал работать на промысловых судах базы гослова. Быстро рос по службе, активно участвовал в освоении новых промысловых судов и районов.

В рыбацкой среде слыл удачливым промысловиком, под его командованием экипажи, как правило, возвращались в порт с перевыполненными планами по вылову рыбы. В восемьдесят пятом году окончил Мурманское высшее инженерное морское училище. В июле восемьдесят шестого года был выдвинут на должность заместителя директора базы по кадрам, с августа девяноста восьмого года - начальник Мурманского управления эксплуатации флота, заместитель Генерального директора ОАО "Карелрыбфлот".

За этим беглым пересказом стоят годы напряженной работы и учебы. За большие личные заслуги Николаю Ивановичу присвоено почетное звание заслуженного работника рыбной промышленности Карелии.

Его путь к должности начальника флота не был ни легким, ни гладким. Приходилось учиться в высшей мореходке и одновременно работать.

На посту заместителя директора по кадрам пришлось незаслуженно отвечать за чужие проступки. При этом Николай Иванович никогда не таил никаких недобрых чувств к тем, кто его в свое время подводил.

Работа капитаном на промысловых судах была для него своеобразным университетом, из которого он взял себе на вооружение самое главное - подлинное богатство для руководителя: быть щедрым на дружбу с людьми. Ему всегда хочется оказать помощь тем, в кого он верит и знает, что участие его окупится с пользой для акционерного общества. Отзывчивый, а вместе с тем весьма требовательный и взыскательный, без скидок на личные отношения. Трудовая деятельность для него является делом всей жизни и кривить душой, быть неискренним не может еще и потому, что сам относится с повышенной требовательностью к себе, к своей работе. Сильный характер, умение логически мыслить в соединении с завидной интуицией помогают ему постигать людей, добираться до потаенного смысла многих происходящих событий.

В общении с другими он заметно отличается своими богатыми познаниями, его суждения по флотским проблемам глубоки и продуманы. Он никогда и ни в чем не подчеркивал свое превосходство - ни в знаниях, а позже ни в опытности. В то же время он всегда готов поделиться с менее сведущими работниками. И как важно, что во главе флота находится такой человек, готовый всегда протянуть руки помощи, если работающий этого заслуживает, предостеречь от промахов, а если надо, то и разделить с подчиненным ответственность. Он всегда, при первой возможности, готов помогать молодым, начинающим работать капитанам, сделать все возможное, чтобы уберечь их от ошибочных действий. Именно уберечь, когда действительно речь идет о недостаточной опытности. А сколько уже было случаев, когда неправильные решения, порожденные высокомерием, зазнайством молодых работников были своевременно предотвращены руководителем флота.

Все эти качества Николая Ивановича особенно ценны во время возрождения Карельского промыслового флота.

Работая под непосредственным руководством Генерального директора Дмитрия Анатольевича Потребича, который слывет в акционерном обществе человеком большого интеллекта, значительных экономических знаний и завидных организаторских способностей, Николай Иванович Климашевич своим богатым опытом и обостренным чувством ответственности будет в значительной степени способствовать превращениям в жизнь намеченных планов.

Только от нас зависит, сумеем ли мы вернуть добрую славу Карельскому рыбопромысловому флоту. И уже нет никакого сомнения в том, что в достижении и в упрочении былой славы флота заинтересованы как моряки, так и работники береговых подразделений.

Как и прежде от причалов Мурманска и Беломорска будут уходить в дальнее плавание наши траулеры, и возвращаться обратно с богатыми дарами моря. И снова на причалах морских портов рыбаков будут провожать и встречать женщины. Кто месяцами находился на рыбном промысле, тот поймет всю важность кровной связи берега с теми, кто будет по-прежнему открывать новые промысловые районы, осваивать новые промысловые суда и радовать всех нас своими трудовыми делами!

Так уж создан человек, что чем больше у него на пути препятствий, тем сильнее и безудержней он их будет преодолевать.

29 января 2001 года.

Право на легенду  Владимир Бабуро