Управляющих двое. Вытащат? Печать

К концу лета 1997 года на Мурманской судоверфи было введено внешнее управление. Так решил арбитражный суд. Руководство верфи просило судей вчитаться в представленные 136 страниц бизнес-плана и отклонить иск. Не получилось. Теперь внешний управляющий Е.П.Панибратец69 обязан восстановить платежеспособность верфи, разработав план ее финансового оздоровления.

Если до 20 февраля 1999 года новому руководителю не удастся осуществить это, то встанет вопрос о банкротстве предприятия.

Итак, сентябрь 1997 года. Расчетный счет предприятия заблокирован. Большие долги в бюджет и внебюджетные фонды. Трехмесячная задолженность по зарплате. Но стоимость основных фондов предприятия в три раза превышает все долги вместе с пенями и штрафами. Это во-первых.

Во-вторых, на предприятии разработан бизнес план, и ситуация уже меняется к лучшему. Постепенно погашается кредитная задолженность - уплатили 30 миллиардов рублей.S Немногим меньше, 23 миллиарда, направили на производственно-хозяйственную деятельность (зарплата, пособия, долги «Колэнерго», «Водоканалу» и т.д.).

В-третьих, верфь работает! Здесь трудятся полторы тысячи человек, идет капитальный ремонт четырех кораблей. Сохранились классные специалисты, уникальное оборудование. С трудом, но избавляется верфь от лишних фондов, соцкультбыта, федеральных складов и строений с товарами «на случай войны».

- Ах, если бы все это было хотя бы годом раньше! - восклицает Инна Березюк, рассказывая о постепенных положительных изменениях на предприятии. И тут же добавляет: - Ходят слухи, что кому-то очень хочется подвести судоверфь к банкротству. Их подтверждением может служить резкое повышение стоимости акций предприятия - на треть. Довольно странная ситуация. Кому же выгодно распродать верфь?

Отдельно причал или цех продать не получится - только все предприятие полностью. Разумеется, за бесценок. Контрольный пакет акций теперь у обладминистрации. Финансовое оздоровление судоверфи происходит. Так дайте руководству осуществить намеченное!

- Внешнее управление имуществом должника - это реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности предприятия-должника, - говорит Е.П.Панибратец. - На судоверфи внешнее управление введено по ходатайству собственника задолжавшего предприятия - КУГИ администрации Мурманской области, поддержанному налоговой инспекцией Мурманска... Пока у меня полное взаимопонимание в вопросах необходимости и возможностей спасения судоверфи с Владимиром Евгеньевичем Храповым. Никто лучше него не знает состояния дел. Он будет продолжать работу в своей должности с определенными ограничениями.

Что же касается управлением имуществом, реализации той части, которая сейчас не используется непосредственно в деле создания новых производств, то эти вопросы будем решать либо совместно, либо я сам. У меня большой опыт работы, мне не трудно определить «узкие места» на производстве и принять соответствующие меры. Введение внешнего управления - последний шанс спасти судоверфь. Не получится - предприятие объявят банкротом. Если бы я не видел реальных шансов сохранения производства, то отказался бы от назначения...·

Через год, в сентябре 1998-го, «Рыбный Мурман» вновь возвращается к теме внешнего управления на Мурманской судоверфи, вновь приглашает к разговору Е.П.Панибратца. И первый к нему вопрос:

- Что удалось выполнить из намеченных мероприятий?

- Согласно утвержденному плану была предусмотрена реализация значительной части имущества, - отвечает Евгений Петрович. - На сегодняшний день эта программа выполнена лишь на 14 процентов. Не удалось осуществить перевод на баланс города общежития и турбазу «Парус». В федеральную собственность все еще не переданы объекты промышленного назначения для базирования дивизиона сторожевых пограничных кораблей. Организационные и экономические мероприятия - второй и третий разделы плана - в главном выполнены: восстановлено управление производством, в основных цехах внедрен хозрасчет, произведена структурная перестройка, сокращены высвободившиеся работники. Объем выпуска товарной продукции увеличен в два раза. В 2,8 раза уменьшены убытки. Но обстановка на предприятии остается крайне напряженной. Задолженность по зарплате превышает 7 миллионов рублейS, что чревато социальным взрывом.

Снять проблему по зарплате могло бы погашение задолженности из федерального бюджета за выполненные работы и оказанные услуги пограничной службе. А если к тому же выплатили бы свои долги наши клиенты - «Карелрыбфлот», «Севрыбпромразведка», «Мурманрыбпром» и другие, то мы бы не только с лихвой ликвидировали задолженность по зарплате, но и смогли бы внести в бюджетные фонды более 10 млн. рублей.

- Известно, что комитет по экономике областной администрации разработал и вскоре внесет в областную Думу проект закона о зонах экономического развития и роста Мурманской области. Предполагается, что первая такая зона будет создана на территории судоверфи.

Информация верна? Вы могли бы ее прокомментировать? - спрашивает Леонид Павлов.

- Указание по подготовке необходимых документов по созданию зоны экономического развития на нашем предприятии мне было передано лично губернатором Юрием Евдокимовым. За короткий срок мы подготовили необходимый пакет документов. В нем предусмотрено получение в течение 10 лет налогового кредита по отчислениям в областной бюджет в сумме 32 миллиона рублей. Это, пожалуй, наиболее важный момент.

- Что даст городу и области создание зоны на судоверфи?

- Появится не менее 400 дополнительных рабочих мест. За счет организации качественно новых производств примерно в четыре раза увеличится реализация товарной продукции. Рост доходов позволит стабильно пополнять бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды...*

И вот прошли те 18 месяцев, отпущенные на внешнее управление. Несмотря на оптимистичные заверения Е.П.Панибратца, арбитражный суд констатировал, что перемен к лучшему на АО «Мурманская судоверфь» не произошло. И готовился начать процедуру банкротства предприятия, на котором висели долги почти в 100 миллионов рублейS - в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, кредиторская задолженность и т.д. Шанс удержаться на плаву судоверфи предоставили областная и городская администрации, подписав с дирекцией соглашение о совместных действиях по стабилизации социально-экономического положения на предприятии. Они готовы были провести реструктуризацию долгов в местные бюджеты, ряд фондов. С налоговыми недоимками в федеральный бюджет и пенсионный фонд все обстояло сложнее - уступки вероятны только с разрешения Москвы. Предстояло еще уговорить на отсрочку выплат кредиторов, подписать с ними мировую...·

Несколько дней судьба верфи висела на волоске. 26 марта 1999 года арбитраж утвердил мировое соглашение. Очевидно, победил реальный взгляд на положение дел. Сказалась настойчивая и самоотверженная работа всего коллектива и, в первую очередь, руководителей производства, направленная на вывод родного предприятия из кризиса. Стало ясно, что полтора года в режиме внешнего управления, предусмотренные законодательством страны для восстановления платежеспособности, реструктуризации и создания эффективного производства, для такого предприятия, как судоверфь, слишком малый срок. К тому же не решив задачу создания нормальных условий для захода судов в порт Мурманск, нельзя гарантировать загрузку верфи в ближайшем будущем.

В чем причина кризисной ситуации в целом для отрасли? Она банальна - экономическая нестабильность. В рыночных условиях флот, не пополняясь новостроем, оказался в сложном положении. Постоянный рост количества судов, выслуживших нормативные сроки, с одной стороны, а с другой - отсутствие средств на восстановительные работы и модернизацию. Поэтому и объемы судоремонта резко сократились.

Нельзя забывать и о том, что, согласно официальным данным, в области было зарегистрировано свыше 280 различных фирм, в уставной деятельности которых предусматривался судоремонт. Только в Норвегии ежегодно производился ремонт наших судов в объеме 10 миллионов долларов США. Это чуть ли не в пять раз превышало программу судоверфи. А приплюсуем сюда деньги на ремонт судов в Польше, Финляндии, Германии... Подобную ситуацию здоровой конкуренцией не назовешь. Ремонт за границей для наших судовладельцев был привлекателен прежде всего кредитом под гарантии покупателя их продукции. Делалась ставка на строительство новых судов за счет иностранных кредитов с последующим ремонтом опять-таки за рубежом. Кроме того, не желая или не в силах нести расходы по поддержанию нормального технического состояния судов, флотоводцы эксплуатировали их «до упора», когда использование становилось уже небезопасным и экономически нецелесообразным.

В результате всех этих коллизий объемы производства на верфи сократились в пять раз, использование имеющихся мощностей составляло 18,7 процента, а производственных площадей - менее 30 процентов. И все же в уже упомянутом соглашении между администрацией области, города и ОАО «Мурманская судоверфь» был очень важный пункт о сохранении на предприятии 1100 рабочих мест на срок не менее пяти лет. Так что взвесив все «за» и «против», кредиторы приняли решение о заключении мирового соглашения. В нем предусматривался график погашения задолженностей в течение четырех лет.·

 69 - ПАНИБРАТЕЦ Евгений Петрович, до 1992 года директор крупнейшего в России завода ВМФ «Севморпуть». Родился в Одессе, там же закончил кораблестроительный факультет института инженеров морского флота. Работал на судоремонтных заводах в Риге, Таллинне, Кронштадте, Мурманске, Санкт-Петербурге. Прошел путь от мастера до директора. С 1997 года назначен арбитражным управляющим ОАО «Мурманская судоверфь».

S Курс Центробанка РФ на 10 сентября 1997 года составлял 5840 рублей за один доллар США.

· Управляющих двое. Вытащат? «РМ» от 12 сентября 1997 года.

S Курс Центробанка РФ на 16 сентября 1998 года составлял 9,61 рубль за один доллар США.

· Горькие плоды приватизации, «РМ» от 18 сентября 1998 года.

S Курс Центробанка РФ на 24 февраля 1999 года составлял 22,8 рубля за один доллар США.

· На грани, «РМ» от 26 февраля 1999 года.

· Мировое соглашение? «РМ» от 26 марта 1999 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй