Управление морского лова часть 1 Печать

Итак, очередная встряска! 1957 год знаменит очередной перестройкой руководства народным хозяйством. Для этого повсеместно создаются Советы Народного Хозяйства (СНХ), в том числе Мурманский Совнархоз. Ему подчинены все предприятия Мурманской области.

Для руководства ими в составе СНХ образованы Управления по специализации. Для руководства предприятиями рыбной промышленности, включая учреждения, науку и учебные заведения, создано Управление рыбной промышленности (УРП). Кроме того, созданы Управления строительства, горнометаллургическое, химическое и другие. Снабжение единое, объединенное. Чудом удается сохранить в составе УРП транспортно-складскую контору (ТСК) и строительно-монтажный трест.

Председателем Мурманского Совета Народного Хозяйства назначен Михаил Николаевич Сухорученко - бывший зам. министра рыбной промышленности СССР. Само министерство ликвидировано в связи с глобальной перестройкой.

Центральный аппарат Совнархоза комплектуются специалистами, прибывшими в Мурманск вместе с Михаилом Николаевичем, из Минрыбпрома СССР.

В число многих предприятий Управления рыбной промышленности входило вновь созданное в июне 1957 г. Управление морского лова, объединяющее предприятия и колхозы, расположенные на побережье Баренцева и Белого морей. При этом были ликвидированы Кольский Госрыбтрест и областное управление рыбколхозов и МРС. Начальником назначают Сахарова Ивана Тимофеевича, а меня - главным инженером, зам.начальника.

Сахаров Иван Тимофеевич, бывший партийный работник Ростовского Обкома партии. Во время Отечественной войны руководил партизанским отрядом в Приазовье, награжден орденами и медалями.

С первых дней нашей совместной работы мы с пониманием приняли друг друга и за пять лет между нами никогда не возникали проблемы или конфликты.

И.Т. Сахаров был волевым руководителем, деловым и грамотным специалистом. С доверием относился к своим подчиненным, при необходимости тонко, сдержанно, не унижая человека, поправлял. У Ивана Тимофеевича было чему учиться, и он пользовался среди работников рыбного хозяйства заслуженным авторитетом.

Никогда Иван Тимофеевич не вмешивался в мои обязанности, и, ощущая полное его доверие, я старался не терять этого. Человек большой культуры, отзывчивости, всегда готовый прийти на помощь, Сахаров был для нас, его подчиненных, прекрасным примером выдержки и спокойствия.

В состав Управления морского лова входили:

• Порт-Владимирский рыбзавод (включая Полярную МРС);

• Сайда Губский рыбзавод;

• Териберский рыбзавод (включая Териберскую МРС и несколько рыбоприемных пунктов;

• Умбский рыбзавод (включая Терскую МРС и около десятка рыбоприемных пунктов;

• Кандалакшский рыбоконсервный комбинат (включая Кандалакшскую МРС и ряд рыбоприемных пунктов);

• Териберские судоремонтные мастерские;

• Строительно-монтажное управление в Териберке;

• Мурманская перевалочная база готовой продукции;

• Управление государственного лова в Мурманске;

• 19 рыболовецких колхозов. Несколько позже нам были переданы:

• Тайбольский рыбоводный завод;

• Умбский рыбоводный завод;

• Варзугский рыбоводный завод;

• Кандалакшский рыбоводный завод (на стадии строительства);

• Княжегубский рыбоводный завод (на стадии строительства).

А также, через некоторое время, после передачи от Управления рыбной промышленности строительного треста «Мурманрыбстрой» управлению строительства Совнархоза нам, «Морлову», передали Мурманское строительно-монтажное управление - СМУ «Севрыба».
Вот таким хозяйством, расположенным по периметру Кольского полуострова, к большей части которого можно было добраться только водным путем, нам предстояло руководить.

Ко времени организации Управления Морлова качественно обновился весь промысловый флот, что потребовало от нас организации грамотной его эксплуатации и ремонта. Отдел флота Управления укомплектовали опытными специалистами: капитан флота Полторацкий, главный механик - Травкин, групповые механики Толмасов и Поспехов. Особое внимание уделялось подбору командных кадров судоводителей, механиков и радистов и их закреплению за судами.

Было уделено особое внимание развитию Териберских судоремонтных мастерских - главной нашей ремонтной базы. Приобрели комплект специального станочного оборудования для капитального ремонта двигателей ЗД6, установленных на МРТ. В него входили такие станки, как хонинговальный для хонингования (проточки) цилиндровых втулок, особо точные станки для проточки и шлифовки коленчатых и распределительных валов и другие.

Слесарный цех, руководимый Поповским Григорием, и бригады слесарей, возглавляемые отличными специалистами Дмитрием Шульгиным и Семеном Харченко, освоили все виды ремонта главных и вспомогательных двигателей и механизмов, обеспечивали высокое качество работ.

Работал, набираясь опыта, в бригаде Шульгина молодой слесарь Бахтиаров. Вскоре сам стал бригадиром молодежной бригады слесарей. И вполне оправдал свое назначение. Отличались высокой квалификацией и качеством выполняемых работ судоплотники братья Мишиаковы, шлюпочник Мартынов, цех токарных работ, руководимый Александром Назаровым, электро-радиоремонтный цех, руководимый Тыкмоновым.

Много сил, знаний и энергии приложили к развитию мастерских в разное время главные инженеры Семенов, Виленский, Сукманов, Иванов. Под их руководством были освоены технологии ремонта, включая капитальный ремонт композитных судов проекта 365 и 365-бис, двигателей «Катерпиллар», «Букау-Вольф.

За качеством выполняемых работ (ОТК) следил опытный судоремонтник, многие годы возглавлявший разные цеха судоремонтных мастерских, Ситников Анатолий.

Мы постоянно уделяли внимание развитию, оснащению, комплектованию наших судоремонтных предприятий в Териберке, Рктинском, в Умбе (Терская МРС). Обновляли и расширяли их парк металлорежущих, деревообрабатывающих, кузнечно-прессовых станков и другого оборудования. Внедряли элементы агрегатного ремонта: освоили замену на МРТ двигателей, капитально отремонтированных и находящихся в резерве блоков радиостанций.

Однажды мне позвонил главный механик Мурманского рыбокомбината Гольдштейн и спросил, не нужен ли нашим судоремонтникам опытный, квалифицированный кузнец. Дело в том, что комбинат не мог его полностью загрузить кузнечной работой, отсюда и низкие заработки. Я попросил прислать его на переговоры. Пришел. Представился: Давид Мейман демобилизованный офицер, приехал в Мурманск, главная цель - заработать, поправить свое финансовое положение. Я сказал, что работа для него найдется. Но предупредил, что условия жизни в Териберке несколько отличаются от мурманских. Его это не смутило. Уточнил, есть ли пневмомолоты. Есть.

В это время наш флот, мастерские по изготовлению орудий лова ощущали тяжелейшую нехватку такелажных изделий: чекелей, вертлюгов, коушей для оснащения тралов. Получить их из других источников было большой проблемой. А расход их велик. И мы дали ему направление, предупредив об этом директора СРМ.

Проработав около трех лет, обучив партнеров премудростям работы, Мейман уехал к семье, на юг. Поковки его изготовления прошли необходимые испытания на прочность, получили высокую оценку. Проблема была решена, дефицит поковок тралового снаряжения был ликвидирован.

Еще в 1944 году директором Териберских судоремонтных мастерских стал Михаил Михайлович Кодачигов, бывший заместитель директора Абрам-Мысских судоремонтных мастерских. Человек высокой культуры, выдержки, и главное - преданный своему делу труженик. Эти его качества грамотного, умелого и в то же время волевого руководителя я узнал еще раньше, когда выступал в роли заказчика услуг по ремонту судов Полярной МРС.

Нам с ним было легко работать. В вопросах технической эксплуатации флота мы находили с ним полное взаимопонимание. Много сделал Михаил Михайлович для развития социальной сферы предприятия: строительству собственными силами жилья, ремонту и повышению комфортности ранее построенного.

Нам удалось развить в СРМ строительную группу, придав ей значение одного из важных цехов предприятия. Силами этой группы были построены два брусчатых восьмиквартирных дома. Собран четырехквартирный дом из комплекта деталей финской поставки. Капитально отремонтировали клуб. Силами строителей СМУ «Севрыбы» в Лодейном в разное время были построены несколько сборно-щитовых домов, магазин, пилорама, детский сад, котельная (на угле), баня. Новое жилье предназначалось не только работникам СРМ, но и рыбозавода, и МРС, расположенных в одном поселке. Большим подарком всем жителям поселка и производству был водопровод из озера Секретарского. В тяжелейших условиях болотистой и скалистой местности строителями СМУ был проложен водопровод длиной более двух километров, построены водонапорная емкость, насосная, хлораторная и электролиния. Вода поступала не только жильцам, но и на причалы для снабжения флота.

Задумал я построить в Лодейном современное жилье со всеми удобствами. Для начала приобрели проект двухэтажного восьмиквартирного рубленого из бревен дома. Договорились с Кодачиговым о строительстве дома силами строительной группы СРМ. Проект предусматривал не только подключение дома к водопроводу и канализации, но и установку ванн! И когда я пришел в УМТС Совнархоза просить восемь ванн, у них это вызвало удивление. Объяснили, что они с громадными трудностями обеспечивают вводимое плановое жилье - очень уж дефицитная позиция. Поэтому для внепланового жилья, да еще в какой - то Териберке они не могут выделить. Пришлось побороться, и даже очень. Объяснял, что люди побережья не очень обласканы природными условиями жизни - дайте ванны, пусть тоже почувствуют дары цивилизации! И ванны дали. Дом построили. Единственный, кого пришлось долго уговаривать поселиться в нем, был Михаил Михайлович Кодачигов. Проба сил удалась. После этого в поселке деревянное жилье мы не строили - строили кирпичные трех- и пятиэтажные со всеми удобствами, передав первые этажи под магазины и другие общественные нужды. А наше СМУ «Севрыба» построило типовую школу и детсад. Поблизости к мастерским построили двухэтажное здание столовой и магазина в одном комплексе, что позволило высвободить в клубе комнаты для кружковой работы. Перебросили через залив мост к рыбозаводу.

Дизель-электростанция мощностью 150 кВт с двигателем производства завода «Русский дизель», по преданию якобы в свое время подаренным поселку и мастерским самим А.Н.Косыгиным, тормозила, не могла обеспечить возросшие потребности в электроэнергии. Добились выделения двух дизель-генераторов чехословацкого производства. Однако, и не снимали вопрос о подключении к электросетям «Колэнерго». И в начале восьмидесятых годов задача была осуществлена. Ранее плотники МРС собрали из финских деталей четырехквартирный и одноквартирный дома, построили новое здание конторы, к сетевязальной мастерской была пристроена котельная, тепло которой позволило женщинам-сетевязам работать в зимнюю стужу в легкой домашней одежде (ранее они вынуждены были работать в зимней одежде). Силами участка СМУ, (а в Териберке нам удалось сохранить строителей) был построен двухэтажный каменный дом междурейсового отдыха (ДМО), предоставлявший комфортный приют командам судов, находящихся в ремонте на слипе мастерских.

Стройучасток СМУ (начальник Павел Иванов) строил также благоустроенное жилье для колхозников в Териберке.

Чтобы сохранить количество места на слипе СРМ, пришлось удлинить существующие две дорожки. В сложных условиях, работая в зоне прилива и отлива, судоремонтники с этой задачей справились. Более того - мы задумали построить третью дорожку. И это нам удалось.

Теперь без проблем на этой дорожке стало возможным поднимать РС-300 и даже СРТ-400! Правда, не без труда, но для слипа нам удалось получить шахтную лебедку, более мощную, чем ранее установленная. В нарушение существующих правил, капитально отремонтировали сарай, примыкающий к слипу. В нем судоплотники, готовившие детали из дерева для ремонта судов, работали в тяжелейших условиях.

Дощатое (в одну доску, местами со щелями) здание стояло на сваях. Прилив-отлив подходил под «цех», через щели в полу по цеху гулял ветер.

Решили и осуществили ремонт: утеплили стены, потолок, пол, подключили цех к сетям теплоснабжения, устроили раздевалки, вентиляцию, установили деревообрабатывающие станки. Люди стали работать в комфортных условиях, жизнь налаживалась.

Все бы хорошо... Но тут вдруг спохватился Госбанк. Им была санкционирована углубленная проверка во всех наших предприятиях и подразделениях и, с их точки зрения, было выявлено много нарушений. К вопросам по Териберке, прибавились объекты в Порт-Владимире: например, из строящегося здания жилого дома - построили клуб. Там же капитально отремонтировали водопровод, увеличив его пропускную способность. Подобное нашли и в Сайда-губе; и новую сетевязальную мастерскую, и подключение домов МРС к водопроводу в Умбе, в Терской МРС... Набралось порядочно грехов.

Когда мне принесли акт проверки, я не стал читать его, просто подписал. Очевидно, управляющий Мурманской областной конторы Госбанка товарищ Пиюк решил на этом материале прославиться, показать всем наверху, что он бдит и очень печется о сохранности государственных средств, да и в Москве его тоже заметят... Ну, а люди? И везде в акте подчеркнуто: «по указанию», «по разрешению»... Гехмана!

Он написал докладную записку в Обком КПСС! И завертелось колесо! Меня несколько раз приглашал для уточнения отдельных нюансов секретарь обкома Шапкин Е.О. Все наши прегрешения оказались правильно изложенными. Никаких приписок выполненных объемов работ или сокрытия расхода строительных материалов, соответствие начисленной зарплаты и прочее - никаких фактов криминала. И, понимая суть и необходимость наших действий, Шапкину очень не хотелось, чтобы нас наказали. А могли даже очень и очень больно ударить! В чем я не сомневался, так это в том, что дело не будет передано прокуратуре.

И уже почти перед заседанием бюро обкома ко мне зашел начальник нашего СМУ Иванов В.М. и в повинном тоне мне говорит, что он, по просьбе Териберского районного отделения банка, за счет средств капитального ремонта, вне плана пристроил к зданию банка кирпичное помещение (несгораемое) довольно больших размеров, а расплачивалась за выполненные работы областная контора, то есть сам Пиюк! Вот так новость! И при очередной встрече с Шапкиным, я ему эту шутку и рассказал! Он аж с кресла подскочил! «Почему раньше не сказал, почему...» «Да я сам только узнал!» «Вас с Ивановым надо наказать...» А за что? Я молчал.

И вот товарищ Пиюк на заседании бюро докладывает... и очень складно и драматично... Все присутствующие замерли, некоторые на нас с Сахаровым смотрят с участием, некоторые с ухмылкой...

Доклад окончен. Председательствующий первый секретарь Денисов Г.Я. ищет меня взглядом и, найдя, просит: «Ну, что скажете, товарищ Гехман?» В ответ я говорю, что добавить мне нечего и в нарушении инструкции Госплана Союза виноват. Поднял он и Сахарова. Иван Тимофеевич, не сговорившись со мной, заверяет, что ошибка в акте проверки имеется, фигурирует только тов. Гехман, а он, Гехман, проводил все мероприятия, согласуя их со мной, Сахаровым, и он был осведомлен полностью обо всех делах...

Попросили присутствовавших на заседании начальника управления рыбной промышленности Сапанадзе П.В. и Зам. Пред. Совнархоза (кстати, будущего министра рыбной промышленности Союза) Каменцева В.М. высказаться по этим нарушениям. Они с готовностью осудили наше поведение, признались, что очень мало выделяют Морлову государственных капиталовложений, что недосмотрели, не потребовали и больше не допустят...

И тогда Е.О. Шапкин спокойным голосом, как будто что-то уточняет, спрашивает Пиюка: «А за счет каких средств построена новая пристройка, да еще кирпичная, к зданию банка в Териберке?» И закружилось, завертелось... первый секретарь попросил Пиюка поподробнее рассказать и т.д... Кончилось тем, что о нас, «преступниках», совсем забыли, и стал фигурировать Пиюк. Не выдержав, Пиюк взмолился: «Так что, я во всем виноват, я не должен был доложить бюро...?» Никто ему не ответил. А Денисов заключил: «Ограничимся обсуждением, вопрос с повестки заседания снять». Но мы еще с Пиюком встретимся...

Продолжение читать здесь

Причалы мои путевые