Главная Отдел главного сварщика атомному ледоколу «Ленин»
Отдел главного сварщика атомному ледоколу «Ленин» Печать E-mail

В.О. Муктепавел, инженер лаборатории сварки предприятия «Звездочка», доцент кафедры «Судостроительное производство и сварка» Севмашвтуза.

И.П. Тестов, главный сварщик предприятия «Звездочка» в 1964-1965, 1968-1972 гг.Инженеры и рабочие отдела главного сварщика, те, кому в далекие шестидесятые годы прошлого века довелось трудиться на «Звездочке», с благоговением и гордостью вспоминают сегодня время работы на атомном ледоколе «Ленин».

Мы многое сделали в то время по сварке впервые в отечественном судостроении. И все это благодаря опытным инженерам и молодым, азартным и вдумчивым недавним выпускникам сварочных кафедр различных институтов СССР, опытным и молодым сварщикам, наладчикам сварочного оборудования. Безусловным генератором предложений, ведущим «паровозом», решительным и настойчивым проводником задач и новых решений для сварочного производства на «Ленине» был первый главный сварщик «Звездочки» И.П. Тестов. Это был инженер старой ленинградской закалки, ас сварочного производства в судостроении.

Одними из первых в отрасли мы освоили полуавтоматическую плазменную резку в среде азота. На атомном ледоколе «Ленин» было много конструкций из нержавеющей стали толщиной 20-40 мм. Начинали резать листы механическим способом на станках в цехе 4, но это было слишком трудоемко. Благодаря освоению в лаборатории сварки и внедрению в корпусном цехе 7 плазменной резки существенно подняли производительность заготовки деталей под последующую сварку.

Была освоена электрошлаковая сварка. По тем временам мы шли вплотную за изобретателями этого способа сварки в институте электросварки им. Е.О. Патона.

Конструкции защиты атомного реактора (баки железоводной защиты) изготавливались из высоколегированной аустенитной нержавеющей стали марки 08Х18НЮТ и низкоуглеродистой стали ВСтЗсп. Толщины металла от 40 до 100 мм. Первоначально пробовали сваривать автоматом под флюсом, но для многих протяженных швов это было очень долго, трудоемко. И тогда было предложено сваривать эти стали и эти толщины автоматической электрошлаковой сваркой. Представляете себе сварку за один проход стыка стали марки ВСтЗсп толщиной 100 мм и длиной, а вернее сказать высотой (ведь сварку вели в вертикальном положении) 7 метров! Работа выполнялась в нынешнем цехе 8. Было заварено шесть таких стыков. А в цехе 7 сваривали стыки из нержавеющей стали.

Впервые было освоено аргоно-дуговое формирование границ перехода от сварного шва к основному металлу. Работа выполнялась на конструкциях бака ЖВЗ. Готовые баки ЖВЗ не проходили через ворота цеха 8. Поэтому была разобрана стена цеха, через которую и выводили эти крупногабаритные конструкции.

Была освоена полуавтоматическая контактная приварка шпилек с использованием специальных сварочных пистолетов и флюсовых шайб.

Дело в том, что на атомном ледоколе «Ленин» потребовалось на иллюминаторы поставить броневые листы на случай военного времени.

Для крепления листов необходимо было приварить шпильки. А как сваркой поставить шпильки, если с обратной стороны обшивки теплоизоляция? Тепловой нагрев от ручной дуговой приварки шпилек привел бы к возгоранию изоляции. В лаборатории сварки отдела главного сварщика мы провели опыты и показали эффективность контактной приварки шпилек. Освоили сварочные пистолеты, сами изготовили партию флюсовых шайб и сами выполнили на атомоходе приварку шпилек.

Одной из самых ответственных работ на атомном ледоколе «Ленин» была ручная дуговая сварка патрубков нового атомного реактора.

Много труда и умения при решении организационных и технических вопросов при сварке этих ответственнейших кольцевых швов вложили специалисты отдела главного сварщика.

Здесь сложился хороший творческий коллектив инженеров, производственных мастеров и рабочих. Работа была выполнена успешно, с высоким качеством.

С работ на атомном ледоколе «Ленин» началось широкое внедрение аргоно-дуговой сварки неплавящимся вольфрамовым электродом трубопроводов из коррозионностойкой стали. Отрабатывались технологические приемы, осваивалось новое сварочное оборудование, совершенствовались по собственному разумению горелки аргоно-дуговой сварки, обучались сварщики.

А сколько новых, смелых технологических решений было предложено и осуществлено технологами корпусного и машиностроительного бюро! Было и многое другое. Обо всем не расскажешь.

Давайте вспомним, кто же из специалистов отдела главного сварщика все это создавал и воплощал в жизнь. Это наши опытные наладчики сварочного оборудования Е.И. Артемов, В.П. Аверин, слесарь Н.В. Грошев, сварщик высочайшей квалификации Ф.Н. Колосов, сварщики В.Е. Шерстнев, И.С. Николаев, инженеры В.Н. Внучков, А.И. Маланчев, А.А. Алексенко, В.Е. Ольгская, Р.И. Истомина, В.О. Муктепавел, Ю.П. Панкратов, О.А. Анфилатов, Л.А. Лошкарева и другие.

Работа ОГСв велась в тесном контакте со специалистами цехов и отделов. В цехах это: А.Г. Волков, П.Н. Кварценюк, В.И. Воркунков, В.Ф. Кудрявцев, Б.И. Сергевнин, Ю.П. Жало, Б.М. Каган и многие другие. Тесно сотрудничали с корпусным бюро ОГТ, с А.А. Сердцевым, С.К. Корелиным, В.А. Гараниным, А.В. Гоголициным, A.M. Худяковой и многими другими.

Работа на «Ленине» научила верить в свои силы, подняла классность каждого специалиста. Мы стали активно осваивать и внедрять новейшие сварочные технологии. Наладчиками, сварщиками и инженерами лаборатории сварки был освоен и внедрен в цехе 9 самый сложный в судостроении сварочный автомат АСП-360 для сварки патрубков атомного реактора. На атомном ледоколе эти стыки сваривались ручной дуговой сваркой, теперь же при модернизации атомных подлодок эта работа выполняется автоматом плавящимся электродом в среде инертного газа.

Создали и внедрили в цехе 9 автомат для сварки стыков труб из нержавеющей стали и титана.

Внедрили машину для плазменной резки с программным управлением «Кристалл» в цехе 7, а затем и модернизировали ее по собственной разработке. И она стала универсальной, стала резать металл и работать с ацетилено-кислородной резкой.

Разработали предложения и добились обеспечения стапельных цехов централизованной разводкой сварочного тока обратной и прямой полярности. Оснастили достроечный цех 40 современными машинами контактной сварки.

Можно сказать, изобрели, изготовили и внедрили в цехе 8 целую гамму наплавочных установок. И опять же многое и многое другое. Слава тому времени и специалистам того времени!

Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.97.9.169

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .