Для учета ситуации предусмотрены соответствующие этапы Печать

Этапы социально-экономического развития Мурманской области

На первом (2009-2013 гг.) преодолеваются последствия мирового финансового кризиса, создаются необходимые условия и формируется механизм инновационного ускорения, а на втором (2014-2025 гг.) - значительно повышается технологический уровень производственного комплекса и инфраструктуры, обеспечивается прогрессивный рост добавленной стоимости и социальной ориентации экономики.
 
Рассматриваемые этапы различаются по условиям, факторам и приоритетам экономической динамики.

ПЕРВЫЙ ЭТАП (2009-2013 гг.) базируется на антикризисных мерах, а также применении и усилении тех конкурентных преимуществ, которыми располагает регион в «традиционных» сферах – горнопромышленном и рыбопромышленном комплексах, транспорте, энергетике.

Антикризисные меры предполагают оптимизацию затрат во всех сферах, в том числе за счет сокращения управленческих расходов и «замораживания» инвестиционных программ, а также комплекс мероприятий по поддержанию занятости. Одновременно будут создаваться системные условия и технологические заделы, обеспечивающие значительное увеличение темпов роста и качественных характеристик социально-экономической среды.

Данный этап характеризуется следующим и начальными условиями развития: 

1 падение спроса на продукцию базовых отраслей, снижение их капитализации и инвестиционной активности в 2008-2009 годах, обострение ситуации на рынке труда; 

2 стабилизация, а при критических параметрах экономики снижение бюджетной обеспеченности на региональном и муниципальном уровнях; 

3 преимущественная роль в валовом региональном продукте традиционных видов производств с низкой добавленной стоимостью; 

4 высокая степень износа оборудования и основных производственных фондов; 

5 недостаточная инвестиционная активность, не дающая возможности для модернизации и диверсификации экономики; 

6 несбалансированный рынок труда, выраженный в недостатке специалистов среднего звена и рабочих по большинству технических специальностей. 

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают:

в области антикризисных мер: 

1 оптимизация бюджетных расходов на региональном и муниципальном уровнях с максимально возможным сохранением социально ориентированных назначений, усиление поддержки сферы занятости; 

2 сдерживание негативных проявлений в финансовом и производственном секторах, поддержание социальной стабильности в коллективах организаций, усиление использования механизмов социального партнерства; 

в области создания конкурентной экономической среды:  

1 составление каталога инновационных и инвестиционных проектов Мурманской области на период до 2015 г. и подготовка технико-экономических обоснований для наиболее перспективных из них с позиций реализации в 2009-2011 гг.; 

2 развитие конкурентной среды в сферах производственной и социальной инфраструктуры, торговли и услуг за счет финансовой и организационной поддержки малого и среднего бизнеса, исключения излишнего административного давления, разработки специальных мер стимулирования в приоритетных направлениях; 

3 подготовку регламентов по участию и взаимодействию органов исполнительной власти в составлении и реализации проектов, осуществляемых с использованием средств областного бюджета; 

4 формирование пакета организационных и нормативных документов, обеспечивающих более широкое и эффективное применение в поддержке предпринимательства региональных долгосрочных и ведомственных целевых программ, в том числе направленных на преодоление ограничений со стороны транспортной и энергетической сетей; 

5 повышение надежности энергообеспечения и снижения стоимостных характеристик энергоемкости в валовом региональном продукте за счет ввода в эксплуатацию нефтеперерабатывающего завода и перевода ряда тепловых станций на уголь;  

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития: 

1 содействие инновационному развитию традиционных отраслей природопользования, комплексной переработке сырья и повышению экологичности производств, выпуску продукции с большей добавленной стоимостью; технико-технологическое перевооружение производства;

2 расширение взаимодействия органов государственной власти региона и муниципальных образований с ведущими отечественными компаниями в части реализации масштабных проектов, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда РФ и механизма особых экономических зон, а также соглашений о разделе продукции; 

3 расширение условий и стимулов для инновационной и инвестиционной деятельности, в том числе в части подготовки кадров. Проведение организационных мероприятий по созданию Арктического государственного исследовательского университета, развитию центра трансфера технологий и технопарка в г.Апатиты, технологического центра МГТУ, технопарка в п.Алакуртти и т.п.; 

4 формирование новых высокотехнологичных добывающих производств, в том числе горно-обогатительного комбината на базе месторождения апатито-нефелиновых руд «Олений ручей», горно-металлургического предприятия на базе месторождения ильменит-титано-магнетитовых руд «Юго-Восточная Гремяха», горно-обогатительного хромитового комбината на базе месторождения Сопчеозерское и горно-обогатительной компании на базе месторождения платиноидов «Федорова Тундра»; 

5 завершение подготовки к началу крупномасштабного освоения углеводородных ресурсов Западной Арктики, в том числе создание необходимой береговой инфраструктуры и транспортно-логистических систем для поставки газа на внутренний и внешний рынки.

Целевые макроэкономические индикаторы первого этапа 
(2013 г. в % к 2007 г.) 
 
Рост валового регионального продукта 130-131
Рост производительности труда 133-134
Снижение энергоемкости ВРП 92-94
Рост инвестиций в основной капитал 140-150
Расходы на НИОКР на конец периода (в % к ВРП)* 1.1-1.2
 
* в 2007 году расходы на НИОКР оцениваются в 1.1% к ВРП.
 

ВТОРОЙ ЭТАП (2014-2025 гг.) будет характеризоваться синергетическим эффектом проведенных ранее мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и усилению инновационных факторов в развитие экономики, формированию новых производств по переработке углеводородного сырья, росту бюджетной обеспеченности и социальной привлекательности региона.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

ростом емкости внутреннего потребления экономики страны и постепенным его приближением по финансовым возможностям и качественным требованиям к стандартам мировых рынков;

преодолением, в основном, ограничений в экономике региона со стороны энергетических и транспортных сетей, возрастанием требований к экологическим параметрам производства;

завершением модернизации и технологического обновления производств в сфере традиционного недропользования, в том числе с учетом повышения комплексности переработки сырья и освоением новых видов минеральных ресурсов;

наличием созданных в предшествующий период институтов и механизмов, обеспечивающих взаимодействие органов государственной и муниципальной власти, бизнес-сообщества и представителей гражданского общества в процессе реализации отдельных проектов и социально-экономического развития региона;

ростом инвестиционной привлекательности и значения Мурманской области как базового региона по освоению шельфа Западной Арктики и крупного транспортно-логистического центра.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают:

в области создания конкурентной экономической среды:

1 на основе мероприятий первого этапа, включая организационно-правовые, обеспечение высокой мобильности ресурсов, полное преодоление ограничений производственной инфраструктуры, включая энергетические и транспортные сети;

2 осуществление согласованной международной, включая трансграничную, производственной кооперации в получении продукции с высокой добавленной стоимостью и ее движении на глобальные рынки;

3 модернизация и расширение мощностей и пропускной способности региональной энергосистемы, обеспечение электроэнергией всех отраслей экономики с учетом реализации новых масштабных проектов;

4 системное развитие Мурманского транспортного узла, доведение грузооборота морского порта минимально до 50 млн т в год (без учета рейдовых перегрузочных комплексов), в том числе генеральных грузов до 1 млн TEU контейнеров;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

5 завершение формирования высокотехнологичного комплекса по добыче и транспортировке углеводородного сырья Штокмановского месторождения, его переработке в сжиженный природный газ и продвижении на основные мировые рынки, в первую очередь Северо-Америанский (САР);

6 создание особой технико-внедренческой зоны по технологиям сжижения и переработки природного газа, в том числе как базового объекта при освоении месторождений Ямала (включая шельфовые) с последующим преобразованием ее в кластер конкурентоспособности соответствующего профиля;

7 функционирование портовой особой экономической зоны как звена комплектования и подготовки оборудования, оснастки и материалов при сооружении объектов по добыче и транспортировке углеводородного сырья;

8 формирование в Хибинах особой технико-внедренческой зоны и на ее основе кластера по комплексной переработке природных ресурсов, обеспечивающего сырьем вторую очередь КАЗа и стратегическими материалами (редкие металлы и земли) отечественную промышленность;

9 интеграция научной и образовательной сфер региона с синергетическим повышением ее эффективности в обеспечении инновационных процессов в Мурманской области, включая подготовку и переподготовку.  

Целевые макроэкономические индикаторы второго этапа 
(2025 г. в % к 2013 г.)

Рост валового регионального продукта 250-270
Рост производительности труда 280-300
Снижение энергоемкости ВРП 80-85
Рост инвестиций в основной капитал 230-250
Расходы на НИОКР на конец периода (в % к ВРП) 2

 

ОБРАЗ БУДУЩЕГО КОЛЬСКОГО СЕВЕРА

Еще статьи на тему "этапы":

Этапы истории "Мурмансельди" - "Мурманрыбфлота" - "Мурманрыбпрома"

Мурманский транспортный узел - этапы развития

Новый этап административной реформы