Транспортное распутье БЕАР Печать

В «Новой киркенесской декларации» подчеркивается необходимость улучшения транспортной системы БЕАР и развития транспортных связей 

Logistic crossroads of BEAR

Тема логистического развития Баренцева региона популярна уже более десяти лет. Отдельные серьезные проекты и исследования в области улучшения международного транспортного сообщения в интересах развивающихся промышленных мощностей Крайнего Севера уже долгое время остаются лишь в научных докладах и в умах экспертного сообщества.

Происходящие в Арктике климатические изменения последних лет, коренным образом меняют восприятие и подход к современным логистическим потребностям в политическом, экономическом и научном сообществе, у экологов Северных стран, заинтересованных в экономически выгодной и экологически безопасной эксплуатации арктических транспортных путей, выходе на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д.

Уместно говорить о том, что Баренцев\Евроарктический регион (БЕАР) стоит на пороге некоего перелома в области строительства новой внутренней сети транспортных коридоров ориентированной на доступ к арктическим портам России и Норвегии, с последующим выходом на наиболее экономически выгодный морской транспортный коридор современности с «востока на запад» - Северный морской путь. Эти аспекты находят отражение в международных соглашениях, заседаниях рабочих групп, проектах и т.п. Так, например, в принятой в июле 2013 года «Новой киркенесской декларации» особо подчеркивается важность и необходимость улучшения транспортной системы БЕАР и развития транспортных связей.

Данные процессы обусловлены интенсивным ростом промышленно-экономического развития, в первую очередь горнодобывающего производства в северных регионах России, Финляндии, Швеции, Норвегии, наличием нефтегазового, лесохозяйственного, рыбопромыслового и туристического потенциала БЕАР. Все это, наравне с возрастающим спросом на продукцию этих отраслей в мире, подчеркивает важность региона для мировой экономики.

Вероятно, как весомый аспект, следует учитывать и перспективу перехода с 1 января 2015 года судоходных компаний, действующих в районах Балтийского и Северного морей, пролива Ла-Манш (в рамках Зоны контроля за выбросами соединений серы) на топливо с низким содержанием серы, что удорожит использование грузоперевозок морским транспортом. Уже в краткосрочной перспективе это может положительно отразиться на росте экспорта грузов через порты Баренцева моря и по Севморпути.

Все более очевидным и объяснимым становится фактор региональной конкуренции арктических портов Норвегии и России, «победа» каждого из которых обеспечит долгосрочное благоприятное развитие местной экономики, а также крупных финансовых поступлений в бюджет страны.

В подобных обстоятельствах поиск и правильный выбор региональных партнеров, последующее сотрудничество в сфере создания межгосударственных транспортных коридоров, обеспечат не только загруженность тех или иных портовых мощностей, но и строительство разветвленной вспомогательной инфраструктуры, появление значительного числа рабочих мест, улучшат привлекательность северных территорий, возможность долгосрочного продуктивного вложения инвестиций, реализацию национальных и международных проектов и т.д.  
В то же время европейские эксперты в области развития международных транспортных систем настоятельно рекомендуют комплексно подходить к решению данного вопроса. Во главу угла должен быть положен принцип охраны окружающей среды, который обеспечит экологическую безопасность хрупких экосистем Арктики. Кроме того, необходимо помнить, что Крайний Север это Родина коренных малочисленных народов (саами, вепсы, ненцы и др.), изначально проживавших и промышлявших на данных территориях (оленеводство, рыбная ловля, охота), напрямую зависящих от сохранения здесь экологического баланса.

Абсолютно естественно, что при разработке национальных и трансграничных транспортных коридоров, каждая страна в наибольшей степени заинтересована в экономическом эффекте для своих территорий. Однако, в основе взаимовыгодного сотрудничества должен лежать принцип совместного экономического успеха. Учет требований стран-партнеров позволит во многом сократить время согласования реализуемых широкомасштабных проектов, сохранит благоприятный политический климат среди участников.

В настоящее время международные эксперты относят 14 логистических маршрутов к числу трансграничных мультмодальных транспортных коридоров, имеющих важное значение для развития БЕАР. При этом в числе 4 - 5 главных маршрутов, наиболее приоритетным выделяется «Северный морской коридор» с г.Мурманском в качестве ключевого узла. Экономическая выгода от перспектив его развития, меньшая рентабельность других маршрутов, подтверждается результатами международных проектных исследований транспортных схем БЕАР, проведенных в период с 2009 года по н.в. в рамках 7-ми крупных логистических проектов («Baltic bird», «Barents low volume road management», «Roadex», «Nordic logistic corridor», «Bothnian green logistic corridor», «North east cargo link» и др.).

Создание на Крайнем Севере разветвленной логистической системы, способствующей развитию БЕАР, расширению промышленных, транспортных, туристических возможностей региона, процесс долгосрочный, финансово затратный и требующий совместных усилий всех заинтересованных государств.

Вместе с тем, именно итоговый результат, конкретные партнеры, проекты и маршруты, а также географическая и экономическая ориентация, создаваемых в Арктике транспортных коридоров, а не длительные международные дебаты, станут качественными показателями результативности регионального сотрудничества, проверкой на прочность экономических и политических добрососедских связей России со странами Баренцева\Евроарктического региона.

Дмитрий Борисов, «Север промышленный»

Транспорт

Еще статьи на тему "транспортных":

Создание экологически безопасных морских транспортных систем для вывоза углеводородов с арктического шельфа России

Транспортный узел Мурманской области

Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера

О мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий

В Мурманской области снижается число дорожно-транспортных происшествий