Транспортный узел свяжет регион с инвесторами Печать

С приближением освоения Штокмановского месторождения возрастает роль Мурманского порта как перевалочного пункта транспортировки углеводородного сырья 

2 мая 2007 года, Мурманск. Впервые здесь состоялось совместное заседание президиума Государственного совета Российской Федерации и Морской коллегии при Правительстве РФ. Выбор места для проведения мероприятия столь высокого уровня даже на первый взгляд нельзя назвать случайным. Мурманский порт на сегодня – единственный в стране, не замерзающий даже в самое холодное время года, что позволяет вести круглогодичную навигацию, он расположен в глубоководном и защищенном от волн Кольском заливе, удобном для судоходства, в том числе крупнотоннажного флота. Недаром его называют воротами в Арктику. И не только.

С приближением освоения Штокмановского месторождения все более возрастает роль Мурманского порта как перевалочного пункта транспортировки углеводородного сырья на другие континенты. Он без преувеличения – ключевое звено в транспортном коридоре США – Азиатско-Тихоокеанский регион.

Его значимость для поддержания статуса России как морской державы признана на федеральном уровне. Итогом вышеупомянутого совместного заседания стал перечень поручений Президента РФ Владимира Путина, подписанный им уже через две недели после данного совещания, в котором ставится задача незамедлительной разработки всеобъемлющего комплекса мер по развитию российских портов и, прежде всего, порта Мурманск.

Впрочем, как считает руководитель Департамента промышленности и транспорта Правительства Мурманской области Петр Петрович Принц, это можно назвать скорее не началом большой работы, а в какой-то мере логичным завершением первого, подготовительного этапа. Еще в 2003-м году в рамках реализации Транспортной стратегии России была разработана Генеральная схема развития Мурманского портового транспортного узла, предусматривающая в перспективе ввод в эксплуатацию портовых перегрузочных комплексов, как на восточном, так и западном берегах Кольского залива, модернизацию и расширение всей соответствующей инфраструктуры, включая водные и железнодорожные подходы.

Во многом благодаря активности региональных властей в прошлом году Министерство транспорта РФ приняло решение о выделении на разработку обоснования инвестирования и изыскательские работы по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» финансовых средств на общую сумму в 215 миллионов рублей. В случае успешной реализации проекта предполагается, что к 2015-му году грузооборот здесь составит 70 миллионов тонн в год. Впечатляет, даже если сравнить с удачным 2006-м годом, когда грузооборот всего Мурманского портового транспортного узла достиг немногим более 27 миллионов тонн. А ведь и этот показатель превысил цифры начала века – 2001-го года – в два с половиной раза.

Петр Петрович Принц не сомневается, что реализация проекта оправдает все связанные с ним надежды. Интерес к сотрудничеству и готовность вкладывать значительные по объему инвестиции крупнейшие российские компании проявляют уже сейчас. В частности, достигнута договоренность с ОАО «Кузбассразрезуголь» о строительстве на средства компании отвечающего всем современным требованиям, в том числе экологическим, угольного терминала на западном берегу Кольского залива. По расчетам специалистов, к 2018-му году его грузооборот достигнет 15 миллионов тонн. Грузооборот нефтяного терминала, строительство которого намерено начать в Мурманске ЗАО «Синтез Петролеум», к 2020-му году должен достичь отметки в 35 миллионов тонн углеводородного сырья ежегодно. Кстати, и сам наш Мурманский морской торговый порт вложил немалые средства в уже проводимую в данное время реконструкцию своих мощностей по перевалке угля.

Работы хватит всем и сегодняшние затраты завтра обернутся прибылью.

Подобные договоренности, по мнению Петра Принца, делают еще более реальной возможность участия упомянутого проекта во всероссийском конкурсе на право получения государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда РФ. А они необходимы для развития всей соответствующей инфраструктуры, отстающей от предъявляемых ей сегодня и тем более учитывающих ближайшую перспективу требований. Без ее модернизации невозможно привлечение новых инвесторов. Такой вот замкнутый круг. Не говоря уже о том, что только с приходом как можно большего числа серьезных инвесторов возможно будет добиться на федеральном уровне принятия окончательного решения о создании в Мурманском порту особой экономической зоны.

Недостаточная развитость инфраструктуры, прежде всего железнодорожной, считает П.П. Принц, наряду с запущенностью электросетевого хозяйства являются на данный момент двумя основными факторами, сдерживающими в целом развитие Мурманского транспортного узла. Об этом говорил и губернатор Мурманской области Юрий Алексеевич Евдокимов на состоявшемся в начале августа текущего года в Санкт-Петербурге совещании по обсуждению проекта Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года. Он внес предложение заключить между правительством Мурманской области и ОАО «Российские железные дороги» конкретного соглашения о сотрудничестве в реализации мероприятий, направленных на дальнейшее развитие железнодорожной инфраструктуры Мурманской области.

Такое соглашение должно войти составной частью в данный проект Стратегии, которая, как предполагается, может быть утверждена Правительством РФ уже нынешней осенью.

Касательно второго из вышеназванных сдерживающих факторов, Петр Петрович добавил, что в настоящее время региональным Департаментом промышленности и транспорта совместно со специалистами ведущих энергетических предприятий области и ОАО РАО «ЕЭС России» готовится к утверждению Программа обеспечения надежности и развития энергосистемы Мурманской области на 2007-2012 годы. В нее войдут такие мероприятия, как строительство новой подстанции «Мурмашинская», работы по устранению энергодефицита в городе Мурманске, развитие электросетевой инфраструктуры на западном берегу Кольского залива, а также уже намеченное строительство теплоэлектроцентрали «Мурманская ТЭЦ-2» и других новых генерирующих мощностей.

Реализация проекта развития Мурманского транспортного узла принесет региону ощутимые результаты в осуществлении социальных программ. Только строительство и эксплуатация терминала «Кузбассразрезугля» позволит открыть свыше 500 новых рабочих мест, терминала «Синтез Петролеума» - еще 450. Кроме того, реализация проекта станет хорошим стимулом для развития сопутствующих отраслей и дополнительные отчисления в региональный бюджет, оцениваемые приблизительно в полтора миллиарда рублей.

Владимир Андреев

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 9-10 2007 г.

Еще статьи по теме "Мурманский транспортный узел":

Мурманский транспортный узел усилит международные позиции России

Мурманский транспортный узел ждут перемены

О перспективах развития Мурманского транспортного узла

Транспортный узел свяжет регион с инвесторами

Лапландия будет развивать Мурманский транспортный узел

Развитие Мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему

Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный