Главная Ледостойкий отгрузочный причал «Варандей»
Ледостойкий отгрузочный причал «Варандей» Печать E-mail

В 2008 году в эксплуатацию принят стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал СМЛОП «Варандей»

ЛЕНСКИЙ В.Ф., РУДЕНКО В.В., БЛАГОВИДОВ Л.Б., КАДЖОЯН Ю.С., КРАВЧИШИН Д.Н., ТАСАЛИЕВ Д.И.
ОАО «ЦКБ «Коралл», Украина, ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», Россия

В 2008 году принят в эксплуатацию стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП «Варандей»), который входит в состав сооружений Варандейского нефтяного отгрузочного терминала (ВНОТ). Он предназначен для обеспечения бесконтактной швартовки танкеров 20…70 тыс. тонн и отгрузки на танкер товарной нефти, подаваемой по подводному трубопроводу от берегового комплекса ВНОТ.

Танкеры «Василий Динков» и «Василий Готский» успешно работают с отгрузочным причалом с июня 2008 года.

СМЛОП установлен на глубине ~18 метров в Печорском море в территориальных водах Российской Федерации, на расстоянии около 12 миль от берега в районе поселка Варандей.

Идея строительства стационарного морского причала в составе Варандейского отгрузочного нефтяного терминала прорабатывалась ОАО НК «ЛУКОЙЛ» несколько лет, и в 2005 году были сделаны окончательные шаги по реализации данного проекта: определена компания-строитель СМЛОП – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (генеральный подрядчик) и предприятие-проектант этого сооружения – ОАО «ЦКБ «Коралл» (г. Севастополь).

Техническое задание на проектирование и строительство СМЛОП, представленное Заказчиком – ОАО «Варандейский терминал», содержало документацию, подготовленную ранее компанией KBR с участием ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, а также дополнительные условия и требования. Основные изменения в проекте были связаны:

- с новой точкой установки и требованиями Заказчика (изменены конструкция опорного основания, свайный фундамент, технологическая схема отгрузки нефти, увеличена длина отгрузочной стрелы и шланга);

- с технологическими особенностями строительства в условиях завода по производству строительных конструкций (ЗПСМК) ООО»ЛУКОЙЛ-

Калининградморнефть», транспортировки на точку установки и монтажа в море;

- с внедрением конструктивных улучшений, таких как: применение роликовой опоры взамен шарового погона, изменение конструкции отгрузочной стрелы, защита подводного трубопровода.

С учетом всех изменений с середины 2005 года началось проектирование практически нового сооружения. В декабре 2005 года на основании одобренного Российским морским регистром судоходства технического проекта началась разработка рабочей конструкторской документации.

При разработке проектных решений СМЛОП были использованы многолетние обширные данные исследований по гидрометеоусловиям и грунтам района эксплуатации СМЛОП, выполненные ОАО «Арктическая морская инженерно-геологическая экспедиция» (АМИГЭ), ООО «Компания Информар», Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ).

Нефть на СМЛОП поступает по двум ниткам подводного трубопровода диаметром 800 мм каждая. Технологическое оборудование и трубопроводы СМЛОП обеспечивают максимальную производительность по отгрузке нефти – 8000 м3/час. Годовая пропускная способность СМЛОП – 12 млн. тонн нефти.

СМЛОП рассчитан для эксплуатации в суровых условиях Печорского моря на внешние нагрузки повторяемостью 1 раз в 100 лет:
- скорость ветра, м/с 36
- высота волны h1%, м 8,3
- скорость течения (в сочетании с максимальной волной), м/с 0,75
- толщина наслоенного льда, м 2,7

СМЛОП представляет собой стальное сооружение кессонного типа, конструкция которого включает в себя опорное основание с жилой надстройкой, закрепленное на грунте сваями, и поворотное верхнее строение – швартовно-грузовое устройство.

Форма и размеры опорного основания причала выбраны, исходя из следующего:

- создание с подветренной стороны в ледовый период полыньи с целью наиболее благоприятных условий стоянки танкера при загрузке. Ширина опорного основания в районе переменной ватерлинии принята равной ширине корпуса танкера дедвейтом 70000 тонн, что обеспечивает защиту корпуса танкера, стоящего за СМЛОП, от непосредственного воздействия ледовых образований;

- подбор такого угла наклона образующих конусной вставки, при котором соблюдается приблизительное равенство величин расчетных волновых и ледовых нагрузок. Именно в этом случае имеет место оптимальная по весо-габаритным показателям конструкция.

Масса опорного основания с надстройкой составляет около 10000 тонн. В процессе проектирования массе опорного основания уделялось особое внимание. Были выполнены детальные расчеты практически каждого элемента конструкции и приняты такие решения, которые позволили снизить массу опорного основания до минимально возможной.

СМЛОП оснащен комплексом средств, обеспечивающих жизнедеятельность персонала и его безопасное пребывание на платформе в течение длительного срока. Экипаж СМЛОП – 8 человек, их проживание предусмотрено в одноместных каютах. Кроме того, возможно размещение еще 4 человек в двухместных каютах.

В процессе проектирования был проведен комплекс научно-исследовательских работ с привлечением ведущих организаций, а именно:

- модельные испытания опорного основания по определению ледовых и волновых нагрузок – в мореходном и ледовом бассейнах ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова;

- расчеты устойчивости опорного основания СМЛОП на грунте в строительно-монтажный период (до забивки свай) и расчеты свайного крепления для эксплуатации в течение 25-30 лет – в ООО «Гекон», г. Москва;

- расчеты брызгового и атмосферного обледенения, мероприятия по борьбе с обледенением – в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте;

- расчеты по поведению системы «СМЛОП–танкер–буксир» – в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом университете;

- модельные испытания системы «СМЛОП–танкер» – в ледовом бассейне Хельсинского технологического университета;

- модельные испытания системы «СМЛОП–танкер» – в мореходном бассейне ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.

Создание СМЛОП, с момента получения от Заказчика технического задания до установки в море на точке эксплуатации, заняло ~25 месяцев, включая разработку и одобрение технического проекта, разработку рабочей документации, закупку оборудования и материалов, строительство на ЗПСМК в г. Калининграде. Непосредственно строительство СМЛОП на заводе было выполнено за 15 месяцев. На транспортировку из Калининграда на шельф Печорского моря, на постановку СМЛОП в море, включая свайное закрепление опорного основания и монтаж поворотной части, было затрачено около двух месяцев.

Сроки создания такого сооружения как СМЛОП были установлены чрезвычайно сжатые, но совместными усилиями генерального подрядчика – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», генерального проектанта – ОАО «ЦКБ «Коралл» и многочисленных субподрядных организаций и поставщиков оборудования и материалов они были соблюдены.

Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.230.143.40

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2021 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .