Курсантские годы Печать

Как то в мореходке курсант нашей группы сдавал экзамен, но в конце ответа замешкался и ему преподаватель говорит: «Ну, докладывайте, докладывайте», на что тот ответил: «А я уже все доклал».

Этот же курсант на уроке истории при описании сражения под Сталинградом в годы второй мировой войны произнес такую историческую фразу: «После поражения под Сталинградом Гитлер не пал духом...».

В средней мореходке теорию устройства судна нам давал начальник училища Гусев В.П. Он был прекрасный преподаватель, но в силу своей занятости часто отлучался с лекций и в конце концов, сказал, что по-видимому я вам не успею дать весь курс, поэтому расскажу только о знаменитых чайных парусниках: «Фермопилы», Катти Сарк и т.д., потом будет что рассказать девушкам на свидании. Так мы и прошли курс, а на экзаменах, когда одному из курсантов досталось рассказать о судовом наборе, в частности о бимсе, то видя все тщетные попытки курсанта вспомнить, что это такое, Гусев В.П. говорит, но вот ты заходишь на судно, вдруг «бемс» головой об балку. Экзамен был сдан.

Посмотрев как то фильм с участием Шурика, где студенты пытались сдать экзамены, получая ответ по радио, наши знатоки, а в средней мореходке готовили радистов, штурманов и механиков, попытались повторить этот опыт. Для этого в аудитории, в которой сдавали экзамен, сделали очень тонким проводом через щели в паркете проводку, вывели ее на чердак. Было оборудовано несколько столов с контактами для включения. Курсанты, которые готовились сдавать по этой системе, специально на подошве ботинка укрепили металлическую пластинку для контакта, а микрофон провели под гюйс. Проверили, все работает. Однако на экзамене вышла заминка. Мы не учли, что в аудитории стоит тишина, а не так, как когда готовили эту схему. И оказалось, что преподаватель все слышит и первый вопрос ее был: Где радио, отключите его. Курсантами пришлось отключаться и сдавать экзамен по своим знаниям.

Один из курсантов нашей группы в средней мореходке начал рано лысеть. Кто-то посоветовал ему, чтобы ускорить рост волос надо постричься наголо. Стригли его прямо в кубрике, но курсант, который стриг его, все время смотрел на какую-то фотографию. Уже скоро мы поняли его намерение, т.к. он сделал прическу точно такую же, как была у Ленина, и после этого куда-то пропал вместе с машинкой для стрижки. Еще долго лже-Ленин, а он был такого же роста и комплекции, бегал по ротным помещениям и искал автора этой стрижки.

На страшный хохот, который раздавался в кубриках, собрались курсанты со всех этажей и роль Ленина резко возросла в курсантских рядах.

В высшей мореходке мы учились на ускоренных курсах, но лекции часто слушали вместе с курсантами-очниками. Идет лекция по сопромату, преподаватель, а это был интеллигент Баславский, нарисовал на доске куб, который растягивают силы Сигма 1, Сигма 2 и т.д. Затем Баславский, а он всегда читал лекции в белых перчатках, чтобы не измазать руки мелом, говорит: «А почему с этой стороны я написал Сигма 1?», думая, что задаст пищу для ума. После этого звучит голос из зала, а нас было более ста человек, «А хрен тебя знает!». Надо было видеть крайне изумленное лицо преподавателя, после чего все тихо сползли на пол.

Мы сдаем зачет по начертательной геометрии. Милая, симпатичная женщина, в морской форме ведет этот зачет. Раздала задание по столам и все его изучают. Преподаватель ходит вдоль зала и проверяет готовность. Подходит сзади к старшему механику из тралфлота, который лихорадочно листает конспект и достаточно громко шепчет: «Ни хрена нам этого не давали». Преподаватель, обиженная за незаслуженную оценку ее труда, машинально вслед за ним произносит: «Как это ни хрена не давали?».

Я учился на ускоренных курсах в МВИМУ. Практически там уже ниже вторых штурманов, механиков курсантов уже не было. Нас было две группы механики и штурмана и очень часто общие дисциплины мы слушали и проходили вместе, поэтому хорошо знали друг друга.

Стипендии были небольшими и практически все старались выйти на лето в море в своей должности, чтобы подзаработать на очередной год. Так мы оказались на СРТ с одним из капитанов - ускоренников. Как то стою на мостике, заходит капитан и садится в кресло, но перед этим, зачем то проводит рукой по сиденью. Удивившись этому, я спросил, что он делает. Да ты знаешь в мореходке часто подкладывают кнопки на сиденье стула и я уже привык проверять нет ли очередного подвоха. Вот так порой развлекались на лекциях стармехи и капитаны судов. Неважно, в какой ты должности или сколько тебе лет. Если ты учишься, то и все баловство как у обычных студентов.

Мы уже защищали дипломы в МВИМУ, председателем государственной комиссии был главный инженер «Севрыбы» Киреев Сергей Васильевич. Мы защищались несколькими группами и как - то он подошел к нам и попросил поддержать защиту диплома одной из заочниц.

Она работала мастером на первом судоремонтном заводе, как его еще называли - «тарабаринским» и очень боялась выступать перед членами комиссии, вид комиссии действовал на нее как тормоз. Она уже пыталась провести защиту, а сейчас надо было вдохновить ее на второй заход. Наши «специалисты» не нашли ничего другого, как налить ей для смелости 50 грамм коньяка. Диплом в целом был нормальный, но на защите один из членов Госкомиссии задал вопрос: Какие требования Регистра к брашпилю? Наша подопечная начала свой ответ такими словами: «Когда брашпиль находится на грунте..., т.е. от волнения спутала якорь с брашпилем». На этих словах Сергей Васильевич прервал ее ответ и, обращаясь к членам комиссии, сказал, что достаточно спрашивать, диплом написан грамотно и есть предложение защиту принять.

Сдаем зачет по теории двигателей внутреннего сгорания в МВИМУ. Это достаточно скучное дело. Сдача идет в лаборатории ДВС, где монтируется стенд из деталей для двигателей. Преподаватель ходит по аудитории в ожидании готовности курсантов, берет небольшой поршень со стенда и говорит: Кто объяснит мне, зачем на поршне вот это отверстие, тому зачет автоматом. Кто же откажется от такого зачета? Некоторые курсанты начали выдвигать свои теории, что это сделано, чтобы снизить температуру донышка поршня, для равномерного температурного расширения и т.д. Нет ответил преподаватель, это отверстие сделано для крепления поршня к стенду!

В высшей мореходке в свое время обучалось много курсантов из арабских стран. В соответствии с религией они обратились к ректору, чтобы их отпускали с лекций, для совершения утреннего намаза, когда восходит солнце. Такое ежедневное отвлечение естественно мешало бы учебному процессу, поэтому ректор поступил очень мудро, он дал такой ответ: У нас в Мурманске есть полярный день или полярная ночь и перед этими событиями я гарантирую Вас, что преподаватели отпустят Вас с лекций, т.е. 2 раза в год.

Я сдавал экзамены в Высшей партийной школе, где учился заочно. Среди слушателей было много замполитов из различных воинских частей Северо-Запада. Они уже были в звании не ниже майора или капитана третьего ранга и многие, вырвавшись с отдаленных точек и гарнизонов, пытались совместить учебу с хорошим отдыхом в Ленинграде. Поэтому, точно как и раньше, шпаргалки были в ходу. Сдает экзамен капитан второго ранга, ему принесли шпаргалку, но написана она очень мелко. Преподаватель приглашает его на сдачу, но тот говорит, можно я выйду в коридор за очками. Преподаватель удивленно заметил, а как же ты тогда написал ответ, если плохо видишь. А писать я могу без очков, но читать только с очками, последовал ответ

Управление «Мурмансельдь» - в воспоминаниях ветеранов