Возобновление работ на Арктическом шельфе Печать

Мурманская область в планах руководства страны и нефтегазовых компаний России, связанных с проблемами развития топливно-энергетического комплекса, занимает все более и более значимые позиции. Именно за счет месторождений углеводородного сырья, находящегося в недрах арктического шельфа, в ближайшие годы будет обеспечиваться прирост добычи нефти, газа и газоконденсата, поставки «голубого топлива» в европейскую часть России, в Восточную и Западную Европу, а сжиженного газа — на Северо-Американский континент.

Ресурс месторождений углеводородного сырья суши в пределах Северо-Западного федерального округа и арктического шельфа впечатляет. Он оценивается в 42 миллиарда тонн условного топлива. Из них 20% находится на суше, 15% приходятся на спорную «Серую Зону», 65% на акваторию Баренцева и Печорского морей, из них 7% составляет нефть, 57% газ и остальное – газоконденсат.

Разведанные запасы газа на полуострове Ямал и на шельфе Обской и Тазовской губ составляют 10 триллионов кубометров, а ресурсная база в этом регионе оценивается в 50 трлн.

У многих жителей Мурманской области, да и России, возникает вопрос: «Ресурсы действительно велики. Разговоров о богатствах шельфа и блестящих перспективах для региона и страны ведется немало, но когда они будут реализованы на практике, когда начнут приносить реальную отдачу?»

Сегодня можно с уверенностью говорить: «Скоро!» После вынужденного простоя 1990-х сегодня очевидно возобновление широкомасштабных работ на Арктическом шельфе. Огромный интерес к Мурманскому транспортному узлу, к берегам Кольского залива и побережья Баренцева моря проявляют многие отечественные и зарубежные компании. Но лидером в реализации нефтегазовых проектов является ОАО «Газпром». Мы просто не всегда видим ту гигантскую подготовительную работу, которая проводится дочерними компаниями «Газпрома» - ООО «Газфлот» и ООО «Севморнефтегаз», и которая уже в ближайшие годы воплотится в добытую нефть месторождений Приразломное и Долгинское, в газ Штокмановского ГКМ, Ямала и Обско-Тазовской губ. А развитие топливно-энергетического комплекса станет локомотивом для возрождения на Северо-Западе России машиностроения, судоремонта, строительной индустрии, всех видов транспорта, особенно, железнодорожного и морского, обеспечит рост занятости населения.

Если конкретно говорить об арктическом шельфе, то в 80-х годах на шельфе Арктики удалось выявить 60 локальных структур, открыть 11 уникальных и крупных месторождений. В перечне более поздних открытий – три месторождения нефти в Печорском море, 4 месторождения газа в Обской и Тазовской губах, что позволило прирастить запасы газа на 4 трлн м3 и нефти на 500 млн тонн. За счет использования новых технологий в разведке Штокмановского ГКМ удалось прирастить запасы этого уникального месторождения на 400 миллиардов кубометров, и сегодня его запасы оцениваются уже не в 3,2, а 3,66 трлн м3 газа.

У обывателя возникает вопрос, а что нам от этих запасов? Где конкретный результат? Резонный вопрос, но все дело в том, что, во-первых, от открытия месторождения на шельфе до его ввода в эксплуатацию в среднем проходит 12 лет. Во-вторых, увеличение подтвержденных запасов способствует росту капитализации компаний и повышению международного авторитета страны в целом.

На развитии ситуации с освоением шельфовых месторождений не мог не сказаться период развала экономики, который пережила наша страна, отбросивший освоение кладовых арктического шельфа на целое десятилетие. Но даже в тех сложных условиях «Газпром», не забывая о перспективах освоения арктического шельфа, создал в 1994 году дочернее предприятие ООО «Газфлот», которое стало преемником и продолжателем газпромовских традиций в Арктике и все эти годы, планомерно используя и поддерживая потенциал мурманских компаний, выполняло геолого-разведочные работы, а в ближайшее время приступит и к освоению открытых месторождений на Печорском шельфе Баренцева моря, Обской и Тазовской губ Карского моря.

Сегодня «Газфлот» – безусловный лидер в проведении геологоразведочных работ на шельфе Арктики.

С 2002 года пробурено и завершено испытанием 16 скважин общей проходкой 32617 метров, обеспечен прирост запасов газа в Обской губе порядка 1 трлн м3.

Успешно компания завершила и буровой сезон 2007 года, пробурив в Обской губе три скважины общей глубиной 6781 метров, в том числе одну - с введенного в эксплуатацию в этом году плавучего бурового комплекса ПБК «Обский».

По заданию ОАО «Газпром» «Севморнефтегаз» и «Газфлот» осуществляют серьезную программу по строительству нефтегазового флота. В 2007 году парк судов пополнился двумя современными ледоколами-снабженцами, в Астрахани завершается строительство танкера-заправщика, продолжается строительство двух платформ («Арктическая» и «Приразломная») в Северодвинске, приобретено и модернизируется очередное транспортно-буксировочное судно.

В планах ООО «Газфлот» на 2008 год — выполнение значительного объема буровых работ в Обской губе, возобновление регулярных буровых работ в Печорском море на Долгинском месторождении, запасы нефти которого в несколько раз превышают запасы Приразломного.

Буровые работы на Штокмановском газоконденсатном, нефтяном Приразломном и Долгинском месторождениях и в Обско-Тазовской губе и сейчас выполняет, и будет выполнять в перспективе Мурманский филиал компании ООО «Газфлот», который возглавляет Борис Пальчиков.

Базирование филиала в Мурманске имеет для региона серьезное значение, которое с каждым годом будет возрастать. Только в 2007 году на судоремонтных заводах Мурманска выполнен ремонт двух судов этой компании: кранового «Газшельф» и ТБС «Дунай», осуществлена модернизация СПБУ «Амазон», а это — работа для сотен судоремонтников. Обеспечиваются заказами СМНГ и АМИГЭ, расширяется сотрудничество между мурманским филиалом «Газфлота» и Мурманским государственным техническим университетом. Ввод в строй ПБК «Обский» создал 90, а участка по испытанию континентальных скважин в Новом Уренгое 50 высокооплачиваемых рабочих мест, которые укомплектованы мурманчанами.

Сегодня можно с уверенностью говорить, что ОАО «Газпром» фактически приступил и к реализации Штокмановского проекта. Свидетельство тому – завершение геологоразведочных работ на Штокмановском ГКМ в 2006 году бурением седьмой разведочной скважины, которая прирастила разведанные запасы на 400 млрд м3 газа. Введен в эксплуатацию Арктический центр, где кроме мурманского филиала ООО «Газфлот», после заключения соглашения с Мурманской областью разместится представительство ООО «Севморнефтегаз» - главного оператора по обустройству и эксплуатации нефтегазовых месторождений на арктическом континентальном шельфе. Уже состоялся конкурс «Газпрома» по выбору подрядчика на строительство двух ППБУ нового поколения для Штокмановского проекта, в котором победил Выборгский судостроительный завод. Научно-исследовательское судно «Газфлота» «Академик Голицын» работает в 2007 в Баренцевом море на трассе будущей прокладки ниток подводного газопровода от Штокмановского ГКМ к берегу Кольского полуострова. Проектная организация «Гипроспецгаз» продолжает изыскания на месте строительства ПТТК СПГ (портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа) и прокладки наземного газопровода с компрессорными станциями.

Нельзя сбрасывать со счетов и то, что наконец-то объявлены партнеры по проекту, которыми стали французская компания «Тоталь», подразделение которой уже разместилось в московском офисе «Севморнефтегаза», а также объединенная норвежская компания «СтатойлГидро».

Нельзя не отметить и меры по развитию «Газфлотом» своей береговой инфраструктуры. На территории Мурманской судоверфи уже существует и будет совершенствоваться транспортно-складской узел с причальной линией, а на Абрам-Мысе будет создана береговая база для стоянки и ремонта буровых установок, которым предстоит работать на арктическом шельфе. Именно отсюда будет осуществляться обеспечение всем необходимым буровых платформ, которые станут работать на Приразломном и Долгинском нефтяных и на Штокмановском газоконденсатном месторождениях. Для Мурманска, Мурманской области и всего Северо-Западного региона создание такой базы сулит немало преимуществ. Это и появление сотен дополнительных рабочих мест, и заказы для компаний и предприятий региона: судоремонтных, строительных, транспортных, объединенных в ассоциацию поставщиков «Мурманшельф», это, наконец, дополнительные налоговые поступления в бюджет.

Освоение Штокмановского ГКМ, нефтяных Приразломного и Долгинского, продолжение работ в Обской губе создают условия для дальнейшего развития производительных сил Мурманской области и региона на долгосрочную перспективу, позволят газифицировать города и населенные пункты на Кольском полуострове и в Карелии, обеспечить только на стадии строительства ПТТК СПГ и наземного трубопровода работой более 3000 тысяч человек, и около 1000 в процессе их эксплуатации. В процессе строительства завода СПГ, трубопроводов, компрессорных станций и наземной инфраструктуры только на территории Мурманской области будет освоено 17 млрд долларов. За время эксплуатации Штокмановского ГКМ федеральный и областной бюджеты получат около 20 млрд долларов налоговых отчислений. К 2014 году только за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастет вдвое. На 40% увеличится доходная часть бюджета Мурманской области. Ежегодное выделение «Газпромом» 5% добытого штокмановского газа на нужды Мурманской области позволит газифицировать населенные пункты Кольского полуострова, снизить цены за теплоснабжение для потребителей на 35 – 40%.

Вообще же, в соответствии с графиком реализации Штокмановского проекта, точкой отсчета начала работ можно считать 2 января 2006 года, а датой завершения строительства инфраструктуры - 27 декабря 2019 года, со сроком эксплуатации 50 лет. Так что мурманчанам нужно немного набраться терпения.

Обыватель не всегда видит то что происходит в море и на берегу, а потому часто делает скоропалительные выводы. А делается (не только «Газпромом», но и другими компаниями) немало. К примеру, в Печорском море этим летом установлен стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) «Варандей», класса РС КЕ (*) МСП А2И, построенный по заказу ОАО «Варандейский терминал», а фактически НК «ЛУКОЙЛ» на заводе строительных металлоконструкций ООО «ЛУКОЙЛ - Калининградморнефть». Через это сооружение, восьмиугольную платформу кессонного типа, высотой 65,5 метра, шириной 61,75 и длиной 108,3 метра, способную противостоять напору ледовых полей, 12 млн тонн нефти, добытой на месторождениях Тимано-Печоры, будет отправляться танкерами дедвейтом от 20 до 70 тысяч тонн потребителям в круглогодичном режиме через Кольский залив. А подводные нефтепроводы к СМЛОПу проложил трубоукладчик «Дефендер», принадлежащий ОАО «Межрегионтрубопроводстрой» и базирующийся в Мурманске. В 2008 году ему предстоит работать в Байдарацкой губе, прокладывая газопровод длиной 60 километров и диаметром 1200 миллиметров. Ведутся работы и на берегу. Группа компаний «Синтез» намерена не только построить в Кольском заливе мощный нефтеперевалочный комплекс, но и планирует возвести нефтеперерабатывающий завод в Мурманске, производительностью 6 миллионов тонн нефти в год. Уже созданы и занимаются отправкой нефти на экспорт несколько береговых и рейдовых перевалочных комплексов. Развивает свое производство в Мурманске и норвежская компания «Рейнертсен», которая стремится стать одним из субподрядчиков в производстве подводных добычных комплексов.

А вообще, перспективы ошеломляют. Скоро в Кольском заливе станет тесно не от рыболовецких и транспортных судов, а от буровых платформ, танкеров, судов снабжения нефтегазовых компаний. Посудите сами: по прогнозам специалистов и по информации, прозвучавшей на международной конференции «Нефть и газ арктического шельфа 2006», к 2030 году для работ в Баренцевом море следует построить 21 судно усиленного ледового класса, затратив на эти цели $ 300 млн. долларов, соорудить 14 платформ стоимостью $ 11,64 млрд. долларов (в 2010 – 2015 – 5 платформ, в 2015 – 2020 – 2 платформы и к 2030 еще 4), и это — не считая буровых платформ и подводных добычных комплексов для Штокмановского ГКМ. Для сжижения части добытого газа будут возведен завод по сжижению природного газа (СПГ), а для вывоза готовой продукции на экспорт предстоит построить к 2010 году семь и к 2030 году — еще полтора десятка судов-газовозов.

Не обойтись и без обновления танкерного флота. Для перевозки нефти к 2030 году предстоит построить 11 танкеров-челноков ледового класса дедвейтом 40-70 тысяч тонн и 7 линейных танкеров дедвейтом 150 тысяч тонн и более. Этот флот обойдется в 1,3 млрд. долларов.

Этот внушительный перечень дополняет необходимость развития береговой инфраструктуры.

Реализация этих планов потребует серьезной концентрации усилий и финансовых средств. Таких крупномасштабных задач наша страна не решала уже давно. Так что шельф осваивается, береговая инфраструктура создается.

Большой нефти и газа осталось ждать недолго.

Юрий Банько

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 12 2007 г.

Еще статьи по теме "шельф":

Состояние нефтегазопоисковых работ на шельфе западной Арктики России

Новые объекты нефтегазопоисковых работ на арктическом шельфе

Первопроходцы арктического шельфа

Зоны нефтегазонакопления Баренцевоморского шельфа

Стратегия освоения месторождений арктического шельфа России