Роль страхования строительно-монтажных рисков Печать

Это значительно поднимает роль страхования строительно-монтажных рисков 

Развитие рынка страхования строительно-монтажных рисков(СМР) на протяжении последних 5 лет происходит особенно динамично. Каковы его перспективы и проблемы, обсудили 18 марта 2008 года участники третьей всероссийской конференции «Страхование строительных рисков: проблемы и перспективы развития», организованной ЗАО «Страховое акционарное общество «Гефест» совместно с государственной академией специалистов информационной сферы(ГАСИС) и Ассоциацией инвесторов Москвы(АИМ).

Со вступительным словом к участникам обратился ведущий конференции, профессор, д.т.н., председатель Всероссийского Комитета по страхованию строительных рисков Марк Абелев:

- Сегодня проектировщики и строители находятся в неопределенности, - сказал он. - До недавних пор мы были пользователями СНиПов.

Проектировать было легко - бери готовые нормы на определенные узлы и ставь лифры в свой проект. Когда открыли границы, и появилась система тендеров, вдруг выяснилось, что наши проекты пороги, громоздки и неэффективны по сравнению с проектами европейцев. А уж когда в Россию приехали представители Союза проектировщиков Германии, предложившие взять на себя проектирование всех российских строительных объектов, стало просто страшно за будущее российского сообщества проектировщиков. Кроме того, вдруг стало очевидным, что за свои ошибки и просчеты проектировщик должен нести материальную ответственность, но какие такие капиталы могут быть у российского специалиста, чтобы в случае чего покрыть многомиллионный ущерб, нанесенный строящемуся объекту?

Следовательно, сегодня в строительстве могут работать только те проекты, за риски реализации которых готово платить некое страховое сообщество. Это значительно поднимает роль страхования строительно-монтажных рисков.

Страхованию СМР уделяют серьезное внимание и инвесторы, и заказчики. Инвесторы хотят иметь дело с проверенными партнерами, ведь строительство хотя и дорогостоящий, но одновременно и весьма прибыльный бизнес. Поэтому все желают надежно страховать возможные риски.

Давайте будем честными: в России ОЧЕНЬ много аварий, которые просто замалчивают.

В одном месте на здание производственного цеха упала труба, в другом обрушились несколько пролетов производственных помещений - в обоих случаях есть жертвы. А будь все эти объекты застрахованы, то им пришлось бы пройти и дополнительный контроль качества. И вполне вероятно, что в этом случае аварий удалось бы избежать.

Почти не говорят и о страховании инженерных коммуникаций, а их только в Москве около 6 тысяч километров. Случается, вскрывают якобы действующие коммуникации, где по документам проложено две трубы, а на самом деле их там оказывается 12, и все неработающие. Вода и канализационные стоки из них утекают. Было бы страхование коммуникаций, так эксперты страховой компании, прежде чем заключить договор, обследовали бы всё с величайшей тщательностью - ведь им отвечать за любую аварию своими деньгами. А значит, и здесь аварий было бы у нас меньше.

Завершая свое выступление, Марк Юрьевич выразил убежденность в том, что страхование СМР - неотъемлемая часть развития строительной отрасли и повышения качества строительства, и пригласил собравшихся в зале коллег к конструктивному обсуждению этого вопроса.

Президент Ассоциации инвесторов Москвы Борис Фролов с сожалением отметил в своем выступлении: «Культура понимания страховых процессов у нас пока еще низка», - и подчеркнул, что видит одной из основных задач возглавляемой им Ассоциации воспитание в обществе цивилизованного понимания процессов страхования.

О системе государственного надзора за деятельностью по страхованию строительных рисков рассказала представитель Федеральной Службы страхового надзора Татьяна Ермакова, вынужденная констатировать, что в российском страховом сообществе нет единого подхода к страхованию СМР.

Генеральный директор САО «ГЕФЕСТ» Александр Миллерман в докладе «Развитие страхования строительных рисков в России» заострил внимание собравшихся на ряде аспектов этого вопроса. Он отметил, что страхование СМР для России -довольно новый вид деятельности. Но в свете предстоящих олимпийских строек в Сочи, во Владивостоке к саммиту АТЭС и других глобальных проектов государственно-частное партнерство активно развивается, объемы инвестиций растут, а следовательно, растет и необходимость в страховании. Также он подчеркнул, что по прогнозам аналитиков САО «ГЕФЕСТ», существующая в 2007 году динамика роста рынка страхования строительных рисков сохранилась на уровне предыдущего года и совокупная страховая премия по страхованию СМР составила около 12 млрд руб.

Прогнозы развития рынка оптимистичны. В 2008 году рынок страхования строительных рисков вырастет до 15,2 млрд руб. Одной из основных причин роста является развитие строительного рынка, обусловленное принятием целого ряда крупных инвестиционных проектов и дальнейшее повышение интереса к страхованию строительных рисков со стороны инвесторов и заказчиков. Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что крупные строительные корпорации выходят на IPO и вынуждены серьезно заняться управлением собственными рисками.

Дополняя предыдущее выступление, Марк Абелев с сожалением заметил, что одновременно со страхованием развивается и страховое мошенничество. «Только мне известно около 50 случаев, когда в Москве на страхование предлагают заведомо аварийные здания. И, чтобы распознать обман, необходимо вмешательство хорошего эксперта», - заметил он.

Более подробно на эту тему высказался заведующий кафедрой «Испытание сооружений» МГСУ, Заслуженный строитель РФ, профессор, к.т.н., научный руководитель лаборатории «Обследование и реконструкция зданий и сооружений» Юрий Кунин:

- Диагностика состояния строительных конструкций на разных этапах и экспертиза необходимы. Часто инвесторы экономят на этом, хотя диагностика обходится в какие-то доли процента от общей стоимости строительства. А последствия отсутствия таких исследований могут быть весьма серьезными.

Затем профессор, д.т.н. Святослав Луцкий (МИИТ), говоря о методах определения экономической эффективности управления рисками инвестиционных проектов, подчеркнул, что при строительстве железнодорожных путей сообщения в условиях Крайнего Севера строители сталкиваются со множеством сложностей поведения всевозможных разновидностей вечной мерзлоты и, соответственно, процесс страхования строительных рисков там изобилует особыми сложностями.

Свой взгляд перестраховщика на страхование строительно-монтажных рисков в России выразил генеральный представитель мюнхенского перестраховочного общества в странах СНГ д-р Петер Мюллер:

- Основная идея страхования состоит в том, что страхователь должен оказаться в том же положении, что и до наступления убытка, - подчеркнул он, а определение понятия перестрахование», по его мнению, таково:«Перестрахование является самостоятельной отраслью
страхования. Под этим термином понимается страхование рисков первичных страховщиков. Перестрахование защищает первичного страховщика от потерь вследствие выполнения им своих обязательств по заключенным им страховым полисам».

Прозвучавшие далее выступления участников конференции осветили всевозможные аспекты страхования на стадиях проектирования и строительства и связанные с этим проблемы. Было отмечено, что важный фактор, который окажет большое влияние на развитие рынка страхования СМР - возможное введение в 2008 году условно-обязательного страхования гражданской ответственности строителей в рамках создания саморегулируемых строительных организаций (СРО).

Если СРО могут обеспечить создание «узкого горлышка» для входа на строительный рынок вместо далеко не совершенной системы лицензирования, то страхование, наряду с компенсационными фондами, планируемыми СРО, обеспечит имущественную ответственность ее членов.

Завершил конференцию доклад к.э.н., заместителя генерального директора САО «ГЕФЕСТ» Александра Артамонова «Страхование строительно-инвестиционных проектов на основе частно-государственного партнерства (ЧГП)», в ходе которого он подробно остановился на стадиях страхового сопровождения, принципах определения страхового тарифа, преимуществах комплексного страхования. Он подчеркнул, что страхование проектов ЧГП станет новым и очень важным явлением для российского страхового рынка, в частности это касается страхования строительства платных автодорог на основе концессии.

— Специфика этого вида страхования заключается в том, — сказал он, — что объектами здесь выступают очень капиталоёмкие и технически сложные сооружения. Соответственно необходимо, во-первых, учесть все многообразие проектных и строительных рисков, а также финансовые риски, которые будут высоки из-за длительных сроков окупаемости проектов и несовершенства правовой базы концессионной деятельности. Во-вторых, выстроить систему защиты интересов всех участников проекта. В-третьих, обеспечить страховое сопровождение на этапе эксплуатации объекта, что до сих пор в России не практиковалось.

Большую часть рисков концессионных объектов на стадии проектирования и строительства можно минимизировать с помощью уже существующих и достаточно эффективно работающих видов страхования. Таких, как страхование строительно-монтажных работ, ответственности строителей и проектировщиков, предпринимательского риска. Что касается этапа эксплуатации, то у САО «ГЕФЕСТ» подготовлена очень неплохая страховая программа. Детали раскрывать я бы не хотел, это наше ноу-хау. Но в общих чертах могу сказать, что риски эксплуатируемых объектов, например риски порчи или утраты имущества (дорожного покрытия, пропускных терминалов, объектов придорожной инфраструктуры), будут покрываться имущественным страхованием.

Мы уже принимаем участие в страховании строительства Западного скоростного диаметра в Санкт-Петербурге, активно представляем наши предложения предполагаемым инвесторам Орловского туннеля в Санкт-Петербурге, нового выхода на МКАД с федеральной трассы М-1, скоростной автодороги Москва — Санкт-Петербург и других объектов. Сейчас проходят тендеры по выбору инвесторов для строительства ЦКАДа в Московской области. И от того, насколько профессиональным будет страхование этих проектов, во многом зависит, насколько они будут успешны, и захочет ли бизнес и дальше вкладывать деньги в модернизацию транспортной инфраструктуры.

В завершение позволю себе процитировать Александра Миллермана, очень ёмко и точно резюмировавшего основную идею прошедшей конференции: «Страхование — эффективный экономический инструмент. Но в страховании СМР есть задачи, которые нужно решать уже в ближайшее время. Существует необходимость разработки на уровне федеральных исполнительных органов специальных стандартов качества или критериев страхового покрытия для строительных объектов, необходима стандартизация методологии и условий страхования строительно-монтажных рисков, требований к страховым компаниям.

Остаются неурегулированными вопросы страхования искусственных сооружений в процессе передачи объекта в эксплуатацию и в период эксплуатации. У страховщиков есть вопросы к налоговому законодательству, которое не позволяет включать в себестоимость затраты на страхование всех строительных рисков, к гражданскому законодательству, которое ограничивает возможность заказчика выступать в роли страхователя.

Вопросы методологии и качества страхования строительных рисков нужно решать в рамках профессионального сообщества.

Страховщики, специализирующиеся на страховании строительных рисков, должны консолидировать свои знания, опыт и сообща решать эти проблемы».

Марина КОСОЛАПОВА.
Всероссийский отраслевой журнал «СТРОИТЕЛЬСТВО» № 4 - 2008
Официальное издание Российского Союза строителей

Журнал "СЕВЕР строительный" № 8 август 2008 г.

Еще статьи на тему "страхования":

Роль страхования в бизнесе

Развитие рынка страхования строительно-монтажных рисков

О концепции страхования при освоении нефтяных и газовых ресурсов севера России

Важность страхования строительных рисков