Влияние мирового экономического кризиса Печать

В следующем, 2008 году республика уже ощутила влияние мирового экономического кризиса.

Итоги года показали существенное замедление темпов роста в отдельных отраслях и экономики республики в целом на фоне высокой динамики, достигнутой в 2007 году.

Индекс производства в республике составил 100,01%.

Ситуация, сложившаяся на финансовых рынках в сентябре-декабре 2008 года, обусловила замедление темпов роста и основных показателей деятельности предприятий республики. Возникли сложности с кредитами для пополнения оборотных средств в связи с увеличением процентных ставок по кредитам и ограничением сроков их возврата, значительно увеличилось число задержек платежей за отгруженную продукцию со стороны потребителей.

В течение года в промышленности отмечалась неравномерность темпов роста объемов производства. В начале 2008 года по отдельным видам экономической деятельности еще сохранялись устойчивые темпы развития, среди них: добыча полезных ископаемых, производство пищевых продуктов, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство электрооборудования. По всем остальным основным видам экономической деятельности темпы роста производства в динамике значительно уступали значениям предыдущего года. Особо заметно снижение темпов роста в обрабатывающих производствах: если индекс промышленного роста в 2007 году сложился на уровне 119,4%, то в 2008 г. - 99,3%.

В девяти муниципальных районах республики и в Петрозаводском городском округе по итогам 2008 года отмечено увеличение объемов промышленного производства. Наиболее высокий темп роста наблюдался в промышленных производствах Лахденпохского, Лоухского, Пудожского, Сортавальского, Беломорского муниципальных районов. На протяжении 2008 года отмечалось наращивание темпов роста физических объемов производства в Беломорском, Лоухском, Пудожском муниципальных районах. Кроме того, положительная динамика была отмечена в промышленных производствах Лахденпохского, Питкярантского, Прионежского муниципальных районов, тогда как по истечении 2007 года эти районы были в числе отстающих.

В восьми муниципальных районах и городских округах было допущено снижение физических объемов промышленного производства.

Особенно значительно снижены объемы в промышленности Кемского (56%) и Муезерского (67,5%) районов.

В феврале 2009 года президент Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) РК, член антикризисной комиссии при правительстве РК, доцент Карельского филиала Северо-Западной Академии госслужбы, кандидат экономических наук, арбитражный управляющий Юрий Пономарев дал оценку действиям, предпринимаемым в Карелии для борьбы с кризисными явлениями. По его словам, в это время Союз промышленников и предпринимателей занимался достаточно серьезными проблемами, связанными с антикризисным
управлением. Тем более, что в рамках Союза работало московское представительство профессиональных арбитражных управляющих. Союз активно участвовал во всех процессах, призванных смягчить влияние кризиса. Сам Юрий Иванович вошел в Антикризисную комиссию при правительстве РК, в ряд комиссий, созданных другими структурами, такими, как партия «Единая Россия». Кроме того, Союз промышленников и предпринимателей, как прежде, участвовал в трехстороннем соглашении с правительством республики и республиканским объединением
профсоюзов. Соглашение подписывается раз в два года, но для учета быстро меняющейся ситуации корректировка совместной работы продолжается и в промежуточный период, между действием соглашений. Так, вопросы установки минимальной заработной платы регулировались в 2008 году дважды.

«В рамках Соглашения мы занимаемся как социально-трудовыми отношениями, так и связанными с ними экономическими отношениями. То   есть, мы стараемся найти компромиссные варианты в диалоге власти, бизнеса и народа. В итоге, серьезных катаклизмов, противоречий между этими тремя участниками диалога в Карелии нет. Соглашение подписывается только в том случае, если каждая сторона согласна, найден консенсус.

В ходе нынешнего кризисного периода мы тоже стараемся находить такие решения. Несмотря на сложность экономической, и, прежде всего, финансовой ситуации, у нас в республике нет серьезных социальных последствий», - отмечал Юрий Пономарев.

В это время Союз промышленников и предпринимателей рассматривал возможности оказания поддержки предприятиям. В частности, речь шла о резко возросших тарифах на электроэнергию. Союз выступил против резкого повышения тарифов, подготовив соответствующее обращение к Главе РК. Глава дал поручение Госкомитету по энергетике и регулированию тарифов принять участие в разработке защитных мер.
Повышение тарифов произошло по российской инициативе.

Россия установила предельные нормы повышения тарифов на уровне 25 процентов. Но это средняя цифра, в нашей республике повышение составило даже меньший процент - 22,9. Однако для большинства предприятий процент стал больше, поскольку нельзя было сильно увеличивать тариф для предприятий крупных, таких как НАЗ или «Кондопога».

Кроме того, Союз рассматривал вопросы, связанные с планом финансового оздоровления, который называется антикризисной программой.

«Мы запросили ряд программ у предприятий, и, честно говоря, нас, как специалистов, они не устраивают. По разным причинам: как правило, программы очень не совершенны, не содержательны и не дают возможности предприятиям выйти из кризиса. Мы будем рекомендовать им более углубленно заниматься этими проблемами. Совместно с правительством республики мы проводили большую встречу, на которую приглашали предпринимателей. Там была достигнута договоренность о подготовке антикризисных программ.

Пока не все предприятия такие программы подготовили, и качество программ должно быть более высоким. Мы сделаем для себя выводы, разместим на своем сайте рекомендации, как усилить программы. Они тем более нужны сегодня, потому, что правительство Карелии серьезно занимается поддержкой предприятий», - рассказал Юрий Пономарев.

В Карелии было составлено три списка предприятий, которые претендовали на государственную помощь в виде выделения кредитов под гарантии правительства. Первый список содержал 80 предприятий, второй - 131, третий - еще 15. Правительство давало гарантии для этих предприятий при получении ими кредитов, но при условии, что предприятия имели антикризисные программы.

Союз промышленников и предпринимателей давал свои рекомендации по составлению антикризисных программ.

В этих программах должны были рассматриваться вопросы, связанные, прежде всего, с финансовым анализом, который делался на основе правил, утвержденных правительством.

Союз консультировал предприятия в области маркетинговых исследований: как работать в сложных условиях, когда внешние факторы влияют очень существенно.

«Экономика в Карелии ориентирована в основном на экспорт, экспорт имеет сырьевую направленность. Поэтому наши предприятия в большей степени пострадали, нежели многие другие предприятия России, - говорил Юрий Пономарев. - Сегодня потребление на Западе, в том числе потребление сырья, снизилось. Поэтому маркетинговый анализ должен включать и предложения о расширении рынков сбыта, в том числе внутреннего рынка, иначе просто не выйти из кризиса.

С одной стороны, надо понимать, что кризис будет затяжным, с другой - предприятия не могут стоять, они должны работать. Маркетинг предполагает изменение и рынка, и продукта, который ты производишь, расширение ассортимента и так долее. Но на сегодняшний день предложенные предприятиями программы этого не включают.

Возникает ощущение, что многие предприятия замерли в ожидании и только ждут помощи от государства.

Бесполезно. Если эти вопросы не учитывать в планах финансового оздоровления, в антикризисных планах, то и на кредиты не приходится рассчитывать. Зачем давать кредиты предприятиям, которые не знают, что производить, где продавать продукцию. Но многие ждут кредиты, чтобы восстановить производство. А зачем его восстанавливать, если эффекта не будет? Работать на склад и чуть позже опять остановиться?

Эти планы должны быть гибкими, не формальными, должны содержать все меры, которые позволят предприятию, во-первых, не допустить банкротства, сохранить финансовую устойчивость, во-вторых, сохранить производство и сбыт продукции, хотя бы на 70-80 процентов и поддерживать финансовое благополучие, в третьих, сохранить работоспособный коллектив.

Без планов стабильной работы не будет. Надо видеть перед собой цели и определять средства. Более того, за маркетинговыми исследованиями должна идти производственная сфера. Если в планах финансового оздоровления мы не разработаем условия совершенствования производства, прежде всего технического перевооружения, модернизацию, переход на новые технологии, переквалификацию сотрудников, переобучение менеджмента, вряд ли стоит ожидать положительных результатов.

К сожалению, зачастую на предприятиях менеджмент не готов к работе в кризисный период. В частности, причина в том, что иногородние владельцы часто меняют руководителей на наших предприятиях, те не успевают узнать специфику производства. Работе в условиях кризиса надо обучать и топ-менеджеров, и руководителей среднего звена. Должна быть и переквалификация рабочих.

Все эти аспекты должны быть отражены в планах финансового оздоровления.

Надо также пересмотреть мощности предприятия, решить, нужны ли все имеющиеся мощности, не нужные в ближайшей перспективе вывести, чтоб уменьшить издержки, продать или законсервировать часть мощностей, цехов и оборудования, чтобы не платить налоги на имущество. Может, за счет кредитов под государственные гарантии постараться приобрести новое оборудование, чтобы повысить конкурентоспособность продукции.

В общем, производственные планы должны быть серьезно пересмотрены, причем, на научной основе.

Конечно, нужно разработать реальный финансовый план, который мог бы удержать предприятие на плаву, позволить работать безубыточно. Необходимо найти точку безубыточности в этих условиях. Надо, чтобы доходы обязательно превосходили расходы. Для этого необходимо разработать такую производственную программу, которая при определенной цене на продукцию, позволит получать доходы, превышающие расходы. Если точка безубыточности не будет найдена, не удастся убедить правительство и банки в том, что возможна безубыточная работа, кредиты не будут получены.

Союз промышленников и предпринимателей(работодателей) Республики Карелия