В «Севрыбхолодфлоте» тоже плачут Печать

Если говорить о «Севрыбхолодфлоте», то положение флота было стабильным 

Если говорить о «Севрыбхолодфлоте», об итогах работы в первом квартале 1992 года, то положение флота было стабильным: все планы выполнены, в том числе - реализация продукции. Но мы уже знаем на примере других флотов, что положение это было обманчивым.

Как и все, «Севхолод» сидел на картотеке. Почему? Флотоводцы винили очень долгий процесс оборота денег. Надо получить топливо, тару, отправить транспорты на промысел, и только после выдачи снабжения на траулеры возвращались потраченные на все эти операции деньги.

Цены на рыбопродукцию скакали, так что и «Севрыбсбыт» не мог сразу оплатить полученную рыбу. Как и у всех, не было кредитов. Уже не первый год «Севрыбхолодфлот» пытался добиться от других флотов предоплаты, но... Вот вам пример одной из тогдашних проблем транспортников: и топливо, и тару каждый флот покупал где может и по различной цене. В итоге на нефтебазе скапливалось дизтопливо и по 600 рублей за тонну, и по 3 тысячи, и по 15 тысяч. Танкер бункеровался, а какие деньги получит флот за доставку топлива на промысел, никто не знает. Или проблема с выдачей наличных денег. Подошли плавбазы в порт с мойвенной путины, каждому экипажу требуется выдать около миллиона рублей. А где взять эти «бумажки»? Что касается валюты, то севрыбхолодфлотовцев несколько выручали совместные предприятия. Были созданы два СП с США, одно - на Бермудских островах. Они, СП, помогали с выплатой валюты экипажам, с оплатой заходов судов в инпорт, с поиском попутного груза для транспортов. Подсоблял своей работой и экипаж судна «Скаллопер», который выпускал гребешок, а флот получал от его деятельности 4-5 миллионов долларов в год. Возлагались большие надежды на экипаж переоборудованного учебно-производственного судна «Профессор Клёнова», где впервые на бассейне установили голландскую линию по очистке креветки. Серьезно обстояли дела с плавбазами. Если цены на топливо продолжат расти, то их надо будет ставить к причалу.

Только модернизированные базы смогут работать не на ставриде и сардине, а на треске и креветке в Баренцевом море. Поэтому современными шведскими филейными линиями оборудовали плавбазы «Севрыба», «Виктор Кингисепп», «Сергей Василисин». На выпуске консервов работала база «Маточкин Шар». Заканчивалось переоборудование «Даурии» под рыбную муку.

Руководители «Севрыбхолодфлота» понимали, что требуется постоянный поиск новых экономических решений. В своей статье А.Ф.Леванов, перечислив стоящие перед флотом задачи и не забыв упомянуть «грабительские налоги, которые не стимулируют производство, не дают возможности работать с прибылью», пишет:

- Мы думаем о различных формах коммерческой деятельности: надо открывать магазины, строить спортивные сооружения. Особенно следует обратить внимание на детей, тут, думаю, не надо жалеть средств. Например, сейчас ищем партнеров в Анапе для реконструкции пионерлагеря «Северное сияние». Думаем заняться рыбоводством в Палкиной губе, заодно обустроить быт мальчишек-альбатросовцев.

Надо, как на Западе, вкладывать деньги в недвижимость и индустрию спорта. Десятки лет стоит коробка хоккейного стадиона рядом с плавбассейном - почему бы не создать акционерное общество и не довести это дело до ума? Горнолыжная трасса на другом берегу залива ждет, когда там построят подвесную дорогу и решат бытовые проблемы. Проектов хороших много. Остается воплотить их в жизнь.*

Как видим, по весне первый руководитель настроен весьма оптимистично и думает о том, как с умом потратить деньги. Сейчас все эти планы Альберта Филипповича могут показаться маниловщиной. Но кто ж тогда знал, что родное государство всем нам покажет свой звериный оскал, ломая судьбы и жизни миллионов своих граждан на пути к рынку.

Осенью 1992 года «Рыбный Мурман» публикует интервью с заместителем начальника управления «Севрыбхолодфлот» Ю.М.Лебедевым, и первый вопрос, заданный руководителю - как флот готовится к акционированию.

- Наш путь не отличается от других флотов, - рассказывает Юрий Максимович. - Мы определили стоимость основных фондов и выяснили, что нужно продать 81 тысячу акций по 1700 рублей. Думали, что будут брать по 5-10 акций, а оказалось, хотят взять по 100, 200 и даже по 1000 штук. Нет, у людей не так много денег, просто в связи с последним указом Президента 80 процентов акций оплачиваются приватизационными чеками. Заявок много и от предприятий-партнеров: тралфлота, «Мурманрыбпрома», рыбного порта.

- Как Вы видите будущее флота? - спрашивает И.Березюк.

- Очень тяжелое время у нас. В долгах как в шелках. Если раньше было «хорошим тоном» ругать «Севрыбхолодфлот», что, мол, монополисты, диктаторы и т.д., теперь... Вы, наверное, знаете, как подорожал судоремонт: сметный час стоит 417 рублей. Где же взять столько денег? Вот и встают на отстой на левом берегу Кольского залива наши суда... И это не единственная проблема. Взлет цен на топливо потащил за собой увеличение тарифов на перевозки. Для промысловиков это тяжкий груз. Сейчас они должны нам немалые суммы, и в будущем, видимо, придется отказываться от работы с ними. Раз такие отношения с промысловыми флотами, то и у плавбаз самым серьезным образом стоит проблема: где взять сырье для обменных операций. Дабы как-то выйти из этой ситуации, мы организовали рыболовный мини-флот, переоборудовав под удочки и ярус несколько судов...

Недавно собирались экономисты всех флотов. Направили документы в правительство: или нужна дотация государства, или отмена налоговых пошлин. Иначе я не представляю, как жить. Без решения этих главных проблем не выжить никакой рыбацкой структуре - государственной или акционерной.*

К осени не только накапливаются практически не решаемые на местах проблемы, но и не выдерживают нервы у некоторых флотоводцев. Держа руку на пульсе Северного бассейна, «Рыбный Мурман» почувствовал весьма ощутимый сбой, связанный в первую очередь с раздраем, который произошел в отношениях между первыми руководителями. Главный редактор газеты Анатолий Вилов решается публично высказать по этому поводу свое мнение. Он пишет:

- История, сделав свой очередной виток, вложила сегодня в руки начинающим русским бизнесменам отнюдь не шпаги. Средством борьбы за власть стали шантаж и угрозы, подкуп и лицемерие, растаптывание чести и достоинства. Да не напрямую, а руками других. Точнее, подчиненных себе, дабы создать общественное мнение и уничтожить соперника. Об этом я думал, читая радиограммы с судов «Севрыбхолодфлота» - грубые, хамские. Повод вроде бы есть: у «Севхолода» хотят отнять его ТР «Капитан Лазарев» и передать тралфлоту.

И кто - генеральный директор АРП «Севрыба» Г.В.Тишков! Капитаны СРХФ требуют «смещения Тишкова, который ведет политику удушения и ликвидации флота», ликвидации самой «Севрыбы».

- Полноте, господа капитаны! - обращается Вилов к судоводителям. - Нет приказов, указов, распоряжений о передаче судна, есть просьба, а это - вещи разные. И не надо трепать всуе имя покойного капитана Лазарева. Да и скажите честно своим экипажам: вы выполняете волю (и не более того) начальника управления «Севрыбхолодфлота» А.Ф.Леванова. Можно только догадываться, что это - один из приемов борьбы Альберта Филипповича за власть. Попробуй не сделать так, как хочет Леванов, - не будет тебе ни заходов, ни валюты. Расправа короткая, потому что короток поводок в руках у начальника. Пусть вспомнят капитаны, как шли выборы начальника управления, какие головокружительные заходы и сколько валюты получали экипажи, поддержавшие А.Ф.Леванова, и как оказались в изгоях те, кто поддержал его соперников. Вспоминаю и я, как два года назад шла предвыборная борьба в Мурманский областной Совет народных депутатов. На втором этапе, «выбив» несколько соперников, остались мы вдвоем - я и Альберт Филиппович. Конечно, депутатом стал он. Потом уже, встречаясь с моряками, я спрашивал, почему они голосовали за начальника? Ответ был прозаичен, как глоток воды: куда денешься, иначе - «подпилят ноги», иначе - спишут, иначе - зубы на полку. Вместе с семьей. Поневоле встанешь на колени... Вот такие рассуждения. Обидно и больно за людей, которых превратили в быдло. И уж совсем не по-джентльменски (не по-мужски) поступил Леванов, сократив (выбросив за ворота) жену Тишкова, работавшую в «Севрыбхолодфлоте»...

Обидно, что в эту грязь вляпались местные журналисты. Неужели не знают, какие разговоры ходят в «Севхолоде» о «делах» Леванова, о том, что, став соучредителем компании «Мурман-Ойл», СРХФ может перекрыть топливный кран всем флотам, поставить в труднейшее положение Тишкова как генерального директора «Севрыбы»? Что куплены СРХФ рестораны «Панорама», «Космос», пивбары, кафе и т.д. и т.п. Для чего? Для кого? Тайна, покрытая мраком. Как и личные валютные счета за границей. Последнее, может быть, только слухи. Но ведь лично Леванов не опроверг их, как не опроверг в нашей газете статью о тайном вывозе инвалюты за границу, в которой упоминалась прежде всего фамилия А.Ф.Леванова. Знаю и о том, что к «отмыванию» имени Леванова и оскорблению Тишкова подключены очередные силы, в том числе и мои коллеги по перу из других газет. Остановитесь! Поверьте, не все в этой жизни продается. Пером должна водить не рука, а совесть.*

Сильно сказано. Искренне - за это я ручаюсь. Сейчас подобные статьи уже не могут появиться на страницах наших газет. Во-первых, не стало своего читателя, на все сто преданного газете, во-вторых, не стало журналистов, которые бы могли и смели высказать открыто всю правду своим оппонентам. Да и незачем - кто сейчас кого послушает и кому поверит, особенно этим журналюгам, щелкоперам несчастным нет никакого доверия...

· Вячеславу Фетисову небезразлична судьба «Севрыбхолодфлота», «РМ» от 1 мая 1992 года.

· «Диктаторы» тоже плачут, «РМ» от 6 ноября 1992 года.

· Приемы борьбы за власть в период раннего капитализма, «РМ» от 20 ноября 1992 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)