В годы испытаний 7 Печать

Этот вражеский самолет видели многие наши летчики и пехотинцы - то в районе Западной Лицы, то близ Луостари. Он прилетал и в Рестикент, и в Титовку.

Белоснежная, с красивыми удлиненными плоскостями машина напоминала большую морскую чайку. Она всегда проносилась низко над сопками, словно высматривая что-то внизу. Все именовали ее почему-то «белокрылой стервятницей».

Разведка располагала точными данными, что фашистский гидросамолет подбирал сбитых асов. Те обычно выходили на озеро или речку и подавали ракетой сигнал. Если пилот приземлялся на нашей территории, «стервятница» прорывалась через линию фронта. Командир ее был награжден Железным крестом. Так, по крайней мере, говорили пленные.

Охотились за «стервятницей» давно, но безуспешно.

И вот однажды она случайно появилась на пути наших истребителей, когда те после воздушного боя у Луостари возвращались домой. Со второго или третьего захода «белокрылую стервятницу» накрыла пулеметная очередь, и она, кренясь на крыло, приводнилась на маленькое озеро. Но не затонула, не загорелась. И на воде держалась довольно устойчиво. Расстреляв остаток боекомплекта, «ястребки» ушли на восток.

Озеро находилось на территории, занятой врагом. И это значительно усложняло дело. Но уничтожить машину надо было во что бы то ни стало. Надо лишить гитлеровских асов той надежды, которую они возлагали на своего «ангела-спасителя» .

В штабе срочно разрабатывали план операции. Первое предложение было - забросать бомбами. Но разведотдел возражал: на борту наверняка есть секретные карты и другие важные документы, их обязательно надо заполучить. Решили к месту приводнения «стервятницы» направить гидросамолет «Ш-2».

Выполнять это ответственное задание поручили пилоту Владимиру Бурдину и технику Алексею Соколову, в прошлом работникам ГВФ.

Коротко объяснив ситуацию, начальник штаба предупредил:

- Обязательно возьмите с собой автоматы и несколько гранат. Может всякое случиться.

Конечно, во вражеском тылу могло случиться всякое. Но Бурдин и Соколов думали сейчас о другом: как сесть па такое крохотное озерко и как потом взлететь?

Укладывая в кабину автоматы и рассовывая по карманам «лимонки», Соколов предложил:

- Если трудно будет взлетать - сольем горючее. Оставим только, чтобы дотянуть до дому. А если и так не выйдет - перелетишь на большое озеро и подождешь, я пешком доберусь.

Линию фронта решили проходить на бреющем полете, в стороне от основных вражеских позиций. Правда, и здесь можно было нарваться на сильный огонь. Но в этом месте сопки, почти вплотную подступая к Западной Лице, создавали удобный коридор.

По обеим сторонам реки металось зарево огня, четко вырисовывая линию фронта. Но там, где пролетали они, все было тихо и спокойно.

Внизу мелькали озера, речушки, сопки. Внизу лежала родная земля, затоптанная вражескими сапогами. Цель уже близко. Сейчас надо быть предельно внимательным.

- Вижу! - вдруг закричал Соколов. - Справа по курсу...

Белокрылый самолет, приткнувшись в прибрежные кусты, держался на плаву. Бурдин сделал круг и, никого внизу не обнаружив, решил идти на посадку.

Пока было неясно: жив или нет экипаж? Не исключено, что фашистские летчики где-то прячутся.

Искусно подтянув «шаврушку» к самой кромке озера, Бурдин убрал газ. Самолет плюхнулся на воду, пробежал несколько метров и остановился. Берег молчал.

Соколов вскинул автомат на руку:

- Давай подгребай ближе...

«Шаврушка» медленно поползла вперед. Вот они совсем рядом и могут в деталях рассмотреть немецкий гидросамолет. Один поплавок пробит. В него набралась вода. На плексигласовом фонаре пилотской кабины - следы пуль. Из приоткрытой дверцы свисала чья-то рука.

Условились, что Соколов обследует немецкий самолет и сделает все необходимое, а Бурдин останется в «шаврушке» наготове.

Сжимая в руках автомат, Соколов спрыгнул в воду. Глубина оказалась небольшая, и он, цепляясь за фюзеляжи, вплотную подошел к пилотской кабине.

В машине лежали двое. Один, по всей видимости, был убит пулей сразу наповал. Другой, с Железным крестом на груди, скончался явно уже после того, как посадил самолет. Он даже сумел открыть дверцу.

Алексей залез в самолет, снял с пилота планшет, взял стоявший тут же портфель. Затем ловко открутил прикрепленную к приборной доске кодовую таблицу. Он собрался было уже идти, но в последний момент обратил внимание на два навигационных прибора. Таких раньше ему не доводилось видеть на самолетах. Грех не прихватить... «Демонтаж» занял несколько минут. Алексей, весь увешанный трофеями, с трудом добрался к своему «Ш-2».

- Давай на полной скорости к тому берегу! А я метну гранаты!

Два точных попадания - и «белокрылая стервятница», взорвавшись, погрузилась на дно.

Взлетели с трудом. Когда ложились на курс, внизу увидели десятка полтора немцев. Они спешили к озеру, на помощь своему самолету. Но опоздали! Гитлеровцы явно не ожидали столь дерзкого визита русских и теперь растерянно провожали взглядами удаляющуюся «шаврушку».

Потому что мы пилоты...