В годы испытаний 5 Печать

Степан Березин приехал на Кольский полуостров в тридцатых годах, сразу вслед за Павлом Овчинниковым и Михаилом Карабановым. Все на аэродроме любили этого неутомимого на выдумки человека, доброго весельчака. Таким его знали на земле.

В небе Степан был другим - собранным и строгим.

Асом его не считали, но он пользовался репутацией надежного пилота. В Заполярье Березин приехал не новичком, успел налетать на Кавказе 3000 часов. Поэтому никто не удивился, когда вскоре после отъезда Павла Овчинникова его назначили командиром звена.

Он воспитывал и обучал летный состав. Много летал и сам. В военные годы Степан Березин на своей «шаврушке» творил чудеса.

Однажды в полку истребителей случилась беда. В бою был сбит самолет комэска.

Командир успел выпрыгнуть на парашюте и приземлился на нейтральном островке, в самом центре большого озера. Подобраться к нему можно было только на «шаврушке». Спасать комэска поручили Березину.

Едва Степан сел на Сегежском аэродроме, как его со всех сторон обступили летчики. Такой диковинный аэроплан им приходилось видеть впервые.

- О брат Райт! И откуда ты появился в наших краях? - Один из летчиков, комично растопырив руки, двинулся навстречу Степану.

После короткого совещания было решено вылететь немедленно. Для сопровождения фанерной амфибии выделялся целый воздушный эскорт - 6 «ястребков».

Скорость «шаврушки» - 100, а истребителя - 400 километров в час. Быстрокрылые машины «взбаламутили» все небо: им то и дело приходилось возвращаться назад, подстраиваться под этот «летающий ящик». В конце концов Степан вынужден был вернуться на аэродром.

Он отказался от сопровождения и, взяв на борт в качестве штурмана Героя Советского Союза Кузнецова, снова вылетел на задание.

Пошла низкая облачность, стал моросить дождь. Вражеские самолеты в такую погоду не показывались, а привыкшая ко всему «шаврушка» спокойно летела к цели.

Сели на озеро, рядом с островком, подобрали сбитого летчика и возвратились на базу. Военные вынесли Березина на руках из кабины и принялись качать. Но с того дня так и осталось за ним прозвище «брат Райт».

Вскоре Степану пришлось выручать разведчиков. Их было пятеро в тылу врага. Немцы напали на их след. И теперь, отстреливаясь, они прорывались к линии фронта. Один разведчик убит. Командир тяжело ранен. Под покровом ночи переправились на остров. Одного бойца послали к своим сообщить о случившемся...

Глубокой ночью Березин на самолете «МБР» добрался до острова. Сделал круг - условленного костра не видно. Еще круг - внизу только темная водная гладь. Степан летал около часа. Потом вернулся на базу.

Следующей ночью картина повторилась. Но на этот раз Березин решил сесть и прочесать все окрестные острова. Подрулив к одному из островков, экипаж увидел в чаще леса слабый отсвет костра. Это были разведчики.

Оказывается, накануне, изнуренные тяжелым боем, они заснули. А на вторую ночь приняли самолет за фашистскую «раму» и снова не подали сигналов.

Много раз летал Степан Березин в тыл врага. Не один десяток жизней спас верный «брат Райт».

Всякое было в летной жизни Степана Березина. Однажды он даже побывал в плену... у своих.

«Дали мне как-то задание - доставить партизанам за линию фронта снаряжение и продукты, - начинал Степан свой рассказ. - Синоптики в этот день обещали хорошую погоду. А мы добрались до цели - и попали в сплошной туман. Пока искали в просветах сигнальные костры, чтобы сбросить груз, туман успел расползтись по огромной территории. Возвращались на базу почти вслепую. Когда оказались над своей землей, произвели вынужденную посадку, кончился бензин.

Где сели - не знаем. Кругом ночь. Решили дожидаться в самолете. Утром туман рассеялся, и мы увидели рядом какую-то деревушку.

Я пошел на почту. Дал телеграмму. Вышел на крылечко и - о ужас! - увидел, что женщины под дулами охотничьих ружей ведут мой экипаж.

А ребятишки, как глашатаи, оповещают всю деревню:

- Диверсантов поймали!.. Поймали диверсантов!.. Завидев меня, бортмеханик вне себя от радости закричал:

- Товарищи, товарищи, да вон же наш командир! Женщина, которая, судя по всему, была старшей конвоя, остановилась, посмотрела внимательно:

- Ба, да это же Березка из Кировска! Оказывается, она раньше работала в нашем поселке и знала меня. Ну поздоровались мы, она и спрашивает:

- Что, Степан, это действительно твои люди?

- Да, - говорю. - Из моего экипажа ребята!

- А мы их за шпионов приняли! Что ж, объявляем амнистию!..»

В личном деле Степана Никифоровича Березина хранится наградной лист военных лет.

«...Полеты были связаны с исключительным риском и опасностью. Но тов. Березин выполнял все порученные ему задания, не щадя своей жизни.

За исключительное бесстрашие и проявленное мужество и храбрость тов. Березин заслуживает правительственной награды - ордена Красного Знамени».

Потому что мы пилоты...