…в отрасли Печать

Накануне новогодних праздников пришла тревожная весть из Москвы - освобожден от должности В.Ф.Корельский. Для нас, газетчиков, это была неожиданная весть. Стали вспоминать биографию и послужной список хорошего и давнего автора «Рыбного Мурмана», подсчитали, что тридцать лет и три года служил рыбной отрасли Владимир Федорович, пройдя путь от курсанта мореходки до председателя Комитета по рыболовству РФ. Пять лет его работы на последней должности совпали с самым трудным периодом в развитии рыбного хозяйства страны. Корельскому и его команде удалось не только прекратить спад в отрасли, не только стабилизировать ее экономику, но и увеличить объемы производства рыбной продукции, сохранить отраслевую науку и учебные заведения, сделать еще много полезных дел.

То, что рыбное хозяйство после распада Минрыбхоза СССР осталось самостоятельной структурной единицей промышленности, не стала придатком сельского хозяйства, уже являлось большой победой.

Ее закрепила разработка федеральной программы «Рыба» - немногие отрасли в стране имели столь развернутую перспективу на десятилетия вперед. Постановление правительства о поддержке отрасли, президентский указ о направлении валютной выручки на развитие рыбного хозяйства, постановления об инвестиционных кредитах, льготы, полученные колхозной системой, - не один «том» высоких документов свидетельствовал о работе, проводимой руководством Комитета по рыболовству.

Что же случилось, что за подковерная борьба шла в высших эшелонах власти? На эти вопросы ответил сам Корельский.

- Для меня случившееся не новость. Я давно чувствовал, что хожу по лезвию ножа, - написал Владимир Федорович в редакцию нашей газеты. - Любой отказ в выделении квот коммерческой структуре, ведомой очень влиятельными лицами, приближал меня к потере кресла...

Я был и остался выходцем из северной окраины, который не усвоил «дворцовых» порядков. Я не способен ко всяким метаморфозам, чтобы в угоду кому-то менять свою позицию, предавать друзей и единомышленников. Ни я, ни мои близкие не работают за рубежом, не являются представителями коммерческих структур. У меня нет банковских счетов ни в России, ни за границей. Да ни дачи, ни машины, ни яхты - у меня тоже нет. Был высокий пост, но для себя я решил твердо: потеряешь кресло - не беда, потеряешь совесть и достоинство - это катастрофа.*

Заменил Карельского на посту председателя Комитета по рыболовству России тоже наш земляк А.В.Родин. Во время его первого приезда в Мурманск в новом качестве Инна Петровна Березюк встретилась с Александром Васильевичем и попросила его рассказать о стратегии развития отрасли.

- Никаких революций не ожидается, - сходу заявил Родин. - Будет работа. Девиз 1997 года - рынок со всеми его проблемами. Одна из наиболее серьезных - отсутствие у предприятий оборотных средств. Вторая - экспортно-импортная политика в стране. Третья - отсутствие поддержки развития предпринимательства. Четвертая - необходимость восстановления технологических цепочек. Каких цепочек? Поясню.

Нас отсекли от рынка, вырвали из рук торговлю. Вспомните сказки: кто самый богатый человек? Купец, а не воевода, который может разве что отнять. Продавать продукцию должен производитель, чтобы на вырученные деньги развивать производство.

Наша цель - продолжение той стратегии, которая была у Госкомитета. Настало время «работы над ошибками». Проблем более чем достаточно. Это и безопасность мореплавания, и сохранение сырьевых ресурсов... Надо перестроить управление отраслью. Уменьшить экспорт за счет поставок сырья в Россию, а на экспорт - только готовую продукцию, если сырье - то только излишки. Пора создавать финансово-промышленные группы. Долго мы к этому готовились, сейчас ситуация созрела, начинаем реализацию. Некоторые банки заинтересовались идеей, так как поняли, что гонять деньги из угла в угол нет смысла, надо работать с промышленностью.

О наиболее сложной и малопонятной пока проблеме управления отраслью. Нас каждый день одолевают толпы «ходоков» с просьбами о помощи, и нам приходится «влезать» в суть этих просьб. Когда существовали Минрыбхоз и бассейновые управления на местах, была довольно стройная управленческая пирамида, а сейчас хаос. Попытки что-либо изменить наталкиваются на окрик: «Чего лезете в наши хозяйственные дела?». А нам вовсе это не нужно. Чем должен заниматься Комитет? С важным видом говорить всем ходокам «пошел вон»?

Не годится. Но и вникать в мольбу каждого невозможно. Не должен моряк ехать в столицу, чтобы решить вопрос, который в компетенции начальника флота, но в Комитете обязаны знать, чем живет моряк. Не собираемся мы вмешиваться в дела частного предприятия. Но при этом заставим его выполнять правила рыболовства и другие общие для всех правила вплоть до уплаты налогов, контроля за валютой...

- Каким вам видится статус «Севрыбы»? - спрашивает корреспондент.

- У нас за десятилетия сложился бассейновый принцип управления биоресурсами, чтобы сохранить их для будущих поколений, - отвечает Родин. - «Севрыба» была вынуждена заняться коммерцией. А как разделить теперь функции? Я - за «Севрыбу», за то, чтобы она управляла бассейном и отвечала за него. Но как это сделать в рамках существующего законодательства, причем постоянно изменяющегося? Наверное, нужен официальный статус: структура переходного периода. И оставить из «проклятого прошлого» все, что было там хорошего... Сегодня много желающих поуправлять рыбными ресурсами. Этого допускать нельзя. Будем, конечно, решать задачи и регионального управления, ведь немало проблем возникает на стыке региональных и федеральных интересов. Вопрос управления отраслью и ресурсами через территориальные органы очень сложен еще и потому, что должен соответствовать нашей Конституции. В любом случае во главу угла следует ставить опыт, здравый смысл и целесообразность.

- А как повернуть рыбацкий флот в Россию?

- Тут несколько аспектов. Первый - организационно-правовой, поскольку законы несовершенны, в них масса «дыр» и недостатков. Мы начинаем работу вместе с налоговиками, ФСБ, МВД, Минфином и прочими структурами. С законодателями. Второй аспект - финансовый, так как нет оборотных средств. Третий - проблемы оптово-розничной торговли, системы доставки. Доставки рыбы, которая стране нужна. 
Четвертый аспект - госзаказ. Сегодня половина выловленной рыбы уходит за рубеж. Причина тому одна - там сразу отдают деньги. При этом мы теряем цену, налоги, рабочие места на береговых предприятиях, мы торгуем сырьем, а не готовым продуктом. И только полтора миллиона тонн рыбы, а это половина всего улова, идет в Россию...

Если говорить о квотах, то, по моему мнению, мы нашли оптимальный принцип их раздела. Первая часть квоты - техническая, которая делится по производственным мощностям добывающих флотов. Вторая - социальная, которая делится по числу жителей региона. Третья - стимулирующая, которая дается тем, кто лучше работал. Четвертая - конкурсная, то есть платная. В ее разделе участвуют все. Но предусмотрены особые правила, не позволяющие «денежному мешку» скупить всю квоту. Все вышеперечисленные четыре квоты снижают социальную напряженность, дают работу рыбакам...

- Задав руководителю рыбной отрасли еще немало вопросов, мы расстались с А.В.Родиным, - заканчивает интервью Березюк. - Что ж, будем ждать добрых перемен. *

Перемены эти не заставили себя долго ждать. Хотя были они отнюдь не добрыми. Уже в марте как гром среди ясного неба прозвучал Указ Президента РФ Ельцина о полной ликвидации Госкомрыболовства. Его функции передавались двум организациям: управлением хозяйственной деятельностью должно было заняться министерство сельского хозяйства, а биоресурсы отдали в ведение комитета по охране окружающей среды. Эта реорганизация была не первой - в прошлом рыбная отрасль трижды переподчинялась Минсельхозу, и ничего хорошего из этого не получалось. Крайне негативно восприняли президентский Указ в совете директоров «Севрыбы», расценив его как очередной мощный удар по рыбному комплексу страны.

- Разрыв управления рыбным хозяйством и биоресурсами приведет к полной неразберихе: один ловит, другой распределяет, - высказал общую точку зрения председатель совета директоров В.Е.Храпов. - Преобразования в рыбной отрасли необходимы, но лишь за счет усиления положения и функций Госкомрыболовства. Надо придать ему международный статус для решения вопросов океанического рыболовства! Преобразовать в отдельное министерство, как это заведено в странах, занимающихся рыболовством - Норвегии, Канаде, Японии...*

Обеспокоенные возможностью катастрофических последствий, руководители рыбацких предприятий Севера обратились к Президенту и в Госдуму с просьбой отменить непродуманный Указ, чтобы не допустить развала пока еще более-менее стабильно работающей отрасли. Но как теперь уже в бывшем Госкомрыболовстве не жаловали «ходоков» с просьбами и письмами, так и на самых верхних этажах российской власти были обеспокоены своими, более глобальными проблемами. Им всем не было никакого дела до конкретного человека, до нас с тобой, уважаемый читатель, с нашими запросами и бедами. И так на всех этажах власти, начиная от полуподвальной конторы и кончая кабинетом с видом на кремлевскую стену.

· Потеряешь кресло - не беда, «РМ» от 17 декабря 1996 года.

· Революции не будет. Только работа», «РМ» от 14 февраля 1997 года.

· Рыбаков опять не спросили, «РМ» от 21 марта 1997 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй