Из истории создания первого атомного ледокола Печать

Организатором создания атомного ледокола «Ленин» был министр судостроительной промышленности В. А. Малышев

«Ленин» - первый в мире ледокол на ядерном топливе

Длина наибольшая - 134 м

Ширина наибольшая - 27,6 м

Высота борта - 16,1 м

Водоизмещение полное - 17 810 т

Тип главной установки - атомная турбоэлектрическая

Мощность главной установки - 44 000 л. с.

Максимальная скорость хода на чистой воде - 19,6 узла

Организаторами создания атомного ледокола «Ленин» были министр судостроительной промышленности В. А. Малышев, заместитель министра судостроительной промышленности A. М. Фокин, заместитель министра морского флота А. С. Колесниченко, начальники Главсевморпути В. Ф. Бурханов, А. А. Афанасьев.

Инициаторами создания судовой атомной энергетической установки стали основатели отечественной атомной энергетики академики И. В. Курчатов и А. П. Александров.

Под их руководством молодые ученые Н. С. Хлопкин, Б. Г. Пологих, Ю. В. Сивинцев и другие выполнили теоретические расчеты атомного реактора и приняли смелое решение построить атомную установку без наземного прототипа.

Проект судна и его энергетической установки создавался двумя коллективами: судостроителями во главе с главным конструктором B.И. Негановым и машиностроителями под руководством докт. техн. наук профессора И. И. Африкантова; научное руководство возглавлял академик А. П. Александров. Под их началом работали такие крупные специалисты, как Б. Я. Гнесин, А. И. Брандаус, Н. К. Горбатенко, Н. А. Агафонов, П. П. Березин, Н. М. Царев, А. М. Шаматов, В. И. Ширяев, Г. А. Гладков, Д. В. Каганов, Ю. Н. Кошкин.

Большую помощь проектировщикам и строителям ледокола оказали академик Ю. А. Шиманский, профессора А. А. Кудюмов, Н. Е. Путав, канд. техн. наук Ю. Г. Деревянко, Г. И. Копырин, Е. В. Товстых, Н. Г. Быков, А. М. Загю и др. Большой вклад в разработку проекта внесли и работники Адмиралтейского завода. Под руководством главного инженера Н. И. Пирогова 10 работала группа ведущих конструкторов и технологов: А. А. Гаисенок, В. В. Маленков, Б. И. Степанов, Ю. А. Петров, Н. С. Дроздовская и др.

Коллектив строителей ледокола возглавил В. И. Червяков. Вместе с ним трудились строители Е. Н. Питонов, В. Н. Барабанов, К, В. Вераксо, В. Л. Гуревич, Б. А. Немчонок, И. С. Драбкин.

Атомный ледокол «Ленин» построен за три года в Ленинграде на Адмиралтейском заводе по решению XX съезда КПСС.

В его строительстве приняли участие около 500 предприятий нашей страны. За создание атомного ледокола Адмиралтейский завод получил высшую награду Родины - орден Ленина.

5 декабря 1957 г. на Адмиралтейском заводе состоялся торжественный спуск на воду первого атомного ледокола. Начались достроечные работы на плаву.

Более двух тысяч гостей побывало за это время на ледоколе. Строители и экипаж атомохода принимали на борту Генерального секретаря ЦК Коммунистической партии Франции Мориса Тореза, представителей Польши и Финляндии, Болгарии и Швеции, Англии, Норвегии и других стран. После всесторонних ходовых испытаний в водах Балтики правительственная комиссия отметила, что «атомный ледокол «Ленин» обладает высокими ходовыми качествами, которые в сочетании с хорошо управляемой и надежно работающей атомной энергетической установкой обеспечивают ледоколу высокие маневренные качества, необходимые для выполнения ледокольных работ при проводке судов в Арктике». Ленинградские судостроители создали судно, аналогов которому еще не было в мире. Это была большая победа советской науки и техники.

3 декабря 1959 г. атомный ледокол «Ленин» был принят в эксплуатацию.

Большая группа создателей ледокола награждена правительственными наградами. Главный строитель ледокола В. И. Червяков и ведущие конструкторы были удостоены высокого звания лауреатов Ленинской премии, главный конструктор ледокола В. И. Неганов и лучший слесарь Адмиралтейского завода П. С. Арцибасов - высокого звания Героя Социалистического Труда.


УЧЕНЫМ, КОНСТРУКТОРАМ, ИНЖЕНЕРАМ, ТЕХНИКАМ, РАБОЧИМ, МОРЯКАМ МОРСКОГО ФЛОТА И ВСЕМ КОЛЛЕКТИВАМ, УЧАСТВОВАВШИМ В СОЗДАНИИ ПЕРВОГО В МИРЕ АТОМНОГО ЛЕДОКОЛА «ЛЕНИН»

Трудящиеся Советского Союза одержали новую крупную победу в деле использования атомной энергии в мирных целях, создав первый в мире атомный ледокол. Ледокол «Ленин» намного превосходит по своей мощности и возможности длительного плавания все существующие ледоколы. Создание атомного ледокола открывает новые возможности в освоении богатств советской Арктики и для дальнейшего развития народного хозяйства северных районов нашей страны. Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и Совет Министров СССР сердечно поздравляют ученых, конструкторов, инженеров, техников и рабочих, принимавших участие в строительстве атомного ледокола, с успешным завершением испытаний и вступлением в строй действующих кораблей морского флота ледокола «Ленин» и желают им, а также личному составу ледокола дальнейших успехов в их плодотворной работе на благо нашей великой Родины.

«Правда» от 20 декабря 1959 г.  

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОМИТЕТ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР


СОВЕТСКИЕ АТОМНЫЕ ЛЕДОКОЛЫ

Еще статьи по теме "Атомные ледоколы":

Атомные ледоколы будут акционированы

Глава Росатома заявил, что атомные ледоколы никогда не будут продаваться в частные руки

Из истории создания первого атомного ледокола

Советские атомные ледоколы

Атомный ледокол «Вайгач» вернулся в Мурманск из Финского залива и вновь отправился в поход

«Арктика» - самый мощный в мире атомный ледокол