Он был поборником всего нового в строительстве Печать

Петров Владимир Дмитриевич

Трудовую деятельность в Апатитах начал в 1959 году в управлении отделочных работ в должности механика участка. Два года спустя был переведен в управление механизированных и дорожных работ.

Принимал непосредственное участие в строительстве дороги Апатиты-Кировск. Спустя еще два года возглавил участок экскаваторов и бульдозеров этого же управления, рабочим местом которых стала строительная площадка АНОФ-2. Потом были годы работы в должности заместителя управляющего трестом «Апатитстрой».

В 1987 году возглавил отдел механизации и транспорта «Главмурманскстроя».

Моя трудовая деятельность в Апатитах началась в 1959 году в управлении отделочных работ с должности механика участка. В то время это был довольно крупный генподрядный строительный трест. Вел работы на объектах комбината «Апатит», проводил реконструкцию АНОФ-1, рудников, строил жилье в городе Кировске и Новом городе, как тогда называли будущий город Апатиты.

Шло время, росли два города, рос трест «Апатитстрой». Вместе с ним росли и мы, молодые специалисты. В те годы управляющим трестом был Борис Сергеевич Ипполитов. Работы в тресте велись обыкновенными темпами, хотя мы и старались.

В 1961 году я был направлен в Управление механизированных и дорожных работ - УМДР. Первым важным объектом для меня стало строительство автодороги Апатиты - Кировск. Это была уже современная автодорога с бетонным покрытием. Работа на ней велась даже зимой, причем механизированным способом, чего до этого не делалось нигде в Заполярье.

Спустя два года меня назначили начальником участка экскаваторов и бульдозеров. Рабочим местом стала площадка строящейся обогатительной фабрики - АНОФ-2 комбината «Апатит». Здесь и состоялась моя первая встреча с новым управляющим трестом Вячеславом Константиновичем Егоровым - молодым еще человеком, очень энергичным, запомнившимся сразу. Вместе с ним в тресте появились новые люди, тоже молодые, но уже опытные. В их числе Гелий Васильевич Матасов, который стал заместителем по экономике. Позднее на этой же стройке встретился я и с Валентином Александровичем Виноградовым, будущим начальником «Главмурманскстроя», вместе с которым в Хибинах довелось мне работать длительное время.

Активность нового управляющего мы ощущали по изменению ритма работы строек. Механизмы работали везде, и я должен был бывать практически на всех строительных объектах треста. Управляющий уделял большое внимание внедрению механизации в строительство и без услуг УМС не обходился ни один объект. Перемены коснулись и нашего управления.

Помню, как в августе 1966 года к нам приехал управляющий трестом в сопровождении заместителей, главного механика треста Олега Николаевича Чистякова и представил меня коллективу ИТР как нового главного инженера управления. Хотя о новом назначении меня накануне предупредил начальник управления Игорь Романович Иршинский, этот визит трестовского начальства все равно был неожиданным для меня. Егоров, видя мое состояние, сказал: «Вячеслав, время идет - люди растут. Пришло и твое время. Так что дерзай!». А вскоре начальника нашего управления перевели на более высокую должность, и я остался выполнять обязанности начальника управления механизации строительства.

С того времени началось ежедневное общение с управляющим трестом Вячеславом Константиновичем Егоровым. Это была школа! Вячеслав Константинович человек чрезвычайно требовательный. Стройка стремительно набирала обороты. Мы не успевали монтировать башенные краны на новых объектах. Работали в две-три смены, ибо каждый сбой в работе оборачивался простоем строительных бригад.

Управляющий требовал четкой работы, но не только требовал, но и помогал. Очень способствовал в развитии технической базы управления, поставках новой техники, создании хороших бытовых условий для рабочих. Помогал наладить взаимодействие и взаимопонимание между руководителями смежных организаций.

А ведь мы были молодые, горячие... Для обеспечения должного технического состояния механизмов мы с главным инженером управления Аркадием Рейновичем Сокко решили наладить систему планово-профилактических ремонтов техники. Начали с того, что остановили на одну смену башенный кран, занятый на жилищном строительстве. Это вызвало недовольство молодого в то время начальника управления «Жилгражданстрой» Виктора Федоровича Новикова и начальника участка Виктора Тимофеевича Кураева. Возник острый конфликт.

Управляющему пришлось мирить нас. Он понимал, что наша задумка позволит в дальнейшем избежать простоев по аварийным ремонтам.
Вячеслав Константинович понимал значение налаженной работы всех звеньев строительства, снабжения, механизации, автотранспорта, поставок бетона, железобетона. Инженерная служба треста под управлением главного инженера Чудновского Иосифа Борисовича постоянно занималась отработкой и развитием этих взаимодействий.

Большое внимание уделял Вячеслав Константинович такому важному участку строительного процесса, как диспетчерское управление. В диспетчерскую службу он собирал самых опытных и ответственных людей. Диспетчерская служба играла видную роль в организации, координации поставок стройматериалов, механизмов, автотранспорта. Оперативно решала «горячие» вопросы. Возглавлял ее очень интересный человек, ветеран Великой Отечественной войны, получивший на фронте тяжелое ранение, Николай Иванович Максимов.

Я знал его еще в пору своей юности. Николай Иванович в конце сороковых, - начале пятидесятых годов руководил спортивным комитетом в городе Кировске. Я, как и многие послевоенные мальчишки, увлекался спортом. Николай Иванович очень много времени уделял развитию такого нового для заполярного Кировска и нетрадиционного вида спорта как бокс. Есть и его заслуга в том, что будущие строители В. И. Горячкин, и я под руководством нашего замечательного тренера К. В. Ломова стали первыми чемпионами по боксу среди юношей.

Николай Иванович неунывающий, энергичный, всегда аккуратно одетый, казалось, был на работе всегда, в любое время дня и ночи. Также четко работала и вся диспетчерская служба треста и его подразделений, помогая управляющему налаживать четкие отношения со всеми участниками строительства, в том числе и со смежниками. Доброжелательность Егорова не раз выручала коллектив треста «Спецстроймеханизация» под руководством А. П. Портянко и главного инженера С. Г. Хазана, а также подразделения сантехников, электромонтажников и других, без которых не могло идти строительство сложных объектов. Егоров перед нами, руководителями управлений, всегда ставил задачу думать о себе. Так мы и поступали. Эта слаженная работа всех звеньев строительства давала прекрасные результаты.

Вячеслав Константинович хорошо понимал и значение человеческого фактора. Активное влияние на строительство оказывала профсоюзная организация под руководством Л.Н. Бланка, а позже В. Т. Кураева, и комсомольский штаб треста под руководством Владимира Серова. Ведь стройка была Всесоюзной ударной комсомольской. Здесь активно работал и «комсомольский прожектор» - освещал все недостатки. Руководил «прожектористами» Борис Машигин. Все работали на конечный результат, на ввод объектов. Большое внимание уделял стройке секретарь горкома комсомола того времени Владимир Ильич Горячкин. Теперь я понимаю, что в руководстве строительством Егоров очень умело, использовал эту помощь и энтузиазм молодежи, комсомольцев.

Очень важно было наладить быт строителей. Ведь это была стройка в тяжелых условиях Заполярья. Большое внимание уделялось бытовым условиям на объектах, организации питания рабочих. За этим строго следила начальник отдела техники безопасности треста Галина Ивановна Петренко, она же и председатель женсовета.

Вячеслав Константинович умел мобилизовать на ударную работу не только своих заместителей, но и аппарат треста, руководителей управлений, а через них - и трудовые коллективы.

Управляющий на работу приходил к восьми часам утра, соответственно начальники управлений пораньше - к семи - семи тридцати. Но не единой работой жили. Большое внимание Егоров уделял культурным мероприятиям, спорту. Я много раз встречал его в выходной день на лыжне. Он следил, чтобы и руководители подразделений уделяли внимание спорту. Мы с Валентином Александровичем Виноградовым увлекались горными лыжами. Много раз спускались с плато Расвумчорр. Помню, заканчивали горнолыжный сезон в начале июня.

За то время, что Вячеслав Егоров работал управляющим в тресте, в городе были построены Дворец культуры строителей, замечательный санаторий-профилакторий, медсанчасть, кинотеатр «Полярный».

Однажды Вячеслав Константинович собрал нас и повез на берег озера Имандра. Вывел на берег, и сказал: «Ну что, сермяжные души, все работа, работа, а где отдыхать?». Убедил, как он говорил, «скинуться» и построить базу отдыха для коллектива треста на живописном берегу озера Имандра, а туда и дороги-то настоящей не было. Так всем миром и построили базу отдыха «Имандра», стали ездить по выходным и по праздникам с семьями отдыхать. А чтоб здоровье было покрепче, убедил построить баню. Это теперь модно стало всюду строить бани, а тогда это было в новинку. Прекрасная получилась баня, и не для начальства, а для всех.

Вячеслав Константинович умел сочетать высочайшую требовательность за порученное дело и заботу о людях, в том числе и о руководителях. Знал о бытовых условиях жизни и улучшал по необходимости. Всегда интересовался положением дел в семье, как дети растут, учатся.
Стремительно росла стройка, тресту было поручено строительство телепередающего центра и современных по тем временам крупнопанельных домов в поселке Умба, а позднее в городе Кандалакша и поселке Зеленоборский.

Само строительство нас не смущало, а вот доставка строительных материалов? В то время дороги до поселка Умба не было. А это более ста километров по тундре, летом не проехать - болота. Решили построить «зимник», и пошли караваны автомашин со строительными грузами, панелями домов. И это в условиях нашей полярной зимы: с морозами, снежными заносами. Не было ни одного ЧП! Дорогу «держали» бульдозеристы УМС, а грузы возили мужественные водители АТК.

В памяти сохранились и события, связанные с началом работы треста в Кандалакше. Посмотрели мы на ее строительную базу и «прослезились»: по сравнению с трестом «Апатитстрой» - «прошлый век». Вячеслав Константинович на этот раз устроил совещание прямо в Кандалакше, привез руководителей треста и подразделений, представил местным строителям, механизаторам, автотранспортникам. От нашего имени пообещал, что в Кандалакше будет такая же организация труда и быта, как и в «Апатитстрое». Так и случилось. Жители города Кандалакша и поселка Зеленоборский с удивлением смотрели, как появляются один за другим новые крупнопанельные дома. Построили прекрасный гараж с новой ремонтной базой для транспортников, реконструировали базу УМС.

Вместе с ростом стройки росли и мы - молодые руководители. Выдвинулись и стали широко известны: В. Ф. Новиков, А. А. Стасюкевич, Бортнев О., В. М. Габрунер, Н. Г. Вернигоренко, С. А. Тарасов, В. А. Виноградов, Н. Г. Пархоменко и многие другие. Пример нам было с кого брать, ведь радом трудились уже опытные, знающие руководители: А. Г. Карельский, В. С. Сухоносов, Б. Л. Твердов, Р. Б. Цыганов, И. Р. Иршинский, И. И. Третьяков, Б. К. Лебедев и другие. Были мудрые наставники: главный инженер треста И. Б. Чудновский, заместители управляющего: Г. В. Матасов, Б. Ю. Гурарий, В. Ф. Колбасин.

Время бежало быстро, сдали АНОФ-2, объекты рудной базы, рудник «Центральный». Наш труд был высоко оценен, многие рабочие, ИТР, руководители были награждены орденами и медалями. Вячеславу Константиновичу присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Вскоре Егоров был переведен в Москву, на руководящую работу в Министерство строительства. Мы продолжали дело «фирмы», как любил называть Вячеслав Константинович трест. Построили АНОФ-3, рудники «Коашва» и «Восточный», где добыча идет открытым способом.

Продолжали расти города Апатиты и Кировск. Работа рядом с Егоровым не прошла для нас даром: начальник управления ЖГС Виктор Федорович Новиков принял эстафету у Вячеслава Константиновича и стал управляющим ордена Ленина треста «Апатитстрой», а затем и начальником «Главмурманскстроя»; Валентин Александрович Виноградов сначала стал управляющим трестом «Ковдорстрой», а позже заместителем начальника и начальником «Главмурманскстроя». Аркадий Рейнович Сокко возглавил службу механизации, позднее стал начальником отдела механизации и транспорта «Главмурманскстроя». На этом посту я и сменил его в 1987 году.

Город Апатиты, который мы построили с «нуля», стал красивейшим городом на Кольском полуострове, городом ученых, строителей, обогатителей, горняков и энергетиков. К сожалению, все это уже в прошлом. Сегодня пришли иные времена, жизнь стала жесткой и прагматичной. Труднее всего в этой ситуации молодым, и наш долг помочь им словом и делом.

В. Д. Петров, заместитель управляющего трестом «Апатитстрой»

ПРИЗВАНИЕ — СТРОИТЕЛЬ