Правительство поддерживает предпринимателей Печать

Первым шагом по легализации занятости на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей станут поправки в Трудовой Кодекс РФ

Количество малых предприятий - один из основных индикаторов качества экономической среды. На начало 2006 года в стране зарегистрировано 979 тысяч юридических лиц - субъектов малого предпринимательства. В целом за период с 1999 по 2005 годы количество малых предприятий увеличилось на 100 тысяч единиц. Тем не менее, даже положительный ежегодный прирост в 25 тысяч компаний в абсолютном выражении явно недостаточен.

Для сравнения: в Польше еже годно возникает около 80 тысяч компаний, во Франции - 220 тысяч, а средний показатель развитых стран - ежегодное создание от 10 до 20 процентов новых предприятий. При этом столько же компаний ликвидируется. Тем самым обеспечивается быстрый переток ресурсов в более конкурентные сферы экономики. По мнению министра экономического развития Германа Грефа, необходимо создать условия для роста числа субъектов малого предпринимательства в России минимум на 5-10 процентов в год (50-70 тысяч новых компаний).

Еще несколько выразительных цифр. В 2005 году средняя численность занятых на малы: предприятиях работников составила 8933,7 тысячи человек. В настоящее время доля занятых в малом предпринимательстве составляет 13 процентов от общего числа занятых в экономике. К ним можно добавить 7 миллионов 800 тысяч человек, работающих у индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в малом бизнесе у нас занято свыше 16 миллионов человек. По этому показателю мы отстаем от США и развитых стран Европы в два раза, от Японии (в малом бизнесе занято 80 процентов всех работающих) - в три с половиной раза. Такое различие объясняется по большей части, высокой теневой составляющей занятости в России.

Первым шагом по легализации занятости на малых предприятиях и у индивидуальных предпринимателей станут поправки в Трудовой Кодекс РФ, которые предоставят право индивидуальным предпринимателям вести трудовые книжки своих наемных работников и отменят избыточную процедуру регистрации трудовых договоров в местных органах власти.

Приводим в изложении доклад министра на заседании правительства.

Несмотря на преимущество малых предприятий перед крупными и средними по доле прибыльных, уровень рентабельности малого бизнеса значительно ниже - в 7 раз. Но во многом неадекватная оценка роли и места малых предприятий в экономике обусловлена несовершенством системы статистического учета их деятельности. Единственное сплошное обследование таких компаний было проведено еще пять лет назад.

Кардинально улучшить статучет малых предприятий смогут: введение самоидентификации субъектов малого предпринимательства при регистрации, предоставление налоговой отчетности и ликвидации, а также обмен данными между Федеральной налоговой службой, Пенсионным фондом, Фондом обязательного медицинского страхования и Росстатом по основным показателям деятельности, его виду, годовому обороту, занятым работникам. Наконец, проведение в 2007 году сплошного статистического обследования (переписи) индивидуальных предпринимателей.

Первый закон о поддержке бизнеса, который конституировал малое предпринимательство, был принят 11 лет назад. Примерно к 2004 году от него остались лишь отдельные фрагменты. Учитывая это, Минэкономразвития совместно с Торгово-промышленной палатой, организацией «Опора России», правительством Москвы и Санкт-Петербурга подготовили новую концепцию и текст федерального закона.

К основным новациям проекта можно отнести:

- новые типы предприятий, гармонизированные с европейской практикой: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия - от 16 до 100 человек, средние - от 101 до 250 человек. При этом, стремление сблизиться с европейскими критериями обусловлено тем факта что ЕС является основным торгово-экономическим партнером России и их введение не формальность. Это означает, что у нас как в Европе, малый и средний бизнес будут учитываться кг один сектор, средние предприятия будут включены в программ поддержки;

- разграничение полномочий федеральной, региональной местной власти по развитию малого бизнеса;

- обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к государственной и муниципальной поддержке. В данный момент проект находится на рассмотрении Минюсте РФ. Герман Греф рассчитывает, что уже осенью он будет внесен в Думу и принят. Но принятие закона само по себе не панацея. Законодательство и правоприменение по-прежнему создают такие административные барьеры, что начало и ведение бизнеса под силу только отважным людям. Важным шагом реформировании разрешительной системы стал принятый июля 2005 г. Федеральный закон о внесении изменений в опят таки Федеральный закон «О лицензировании отдельных вид| деятельности», которым:

- сокращены сроки предоставления лицензий до 45 дней;

- предусмотрено поэтапное упразднение лицензирования 49 видов деятельности, которые наиболее активно осуществляются малыми предпринимателями.

Пожалуй, наименьшего прогресса, признает Герман Греф, удалось достичь в реформе системы проверок малых предприятий. Наибольшие проблемы представляют проверки налоговых органов и МВД. Часто выявленные ими нарушения «впечатляют»: одна просроченная бутылка пива, одна плитка шоколада

С такой «масштабной» задачей прекрасно справится и Роспотребнадзор. Новая редакция закона о проверках, которая готовится в Минэкономразвития, существенно снизит затраты малого бизнеса. Одна из мер - признание недействительными результатов проверки при нарушении процедуры ее проведения. Греф рассчитывает, что закон будет принят уже в этом году.

Затраты на сертификацию продукции сопоставимы с затратами на другие виды контроля. В прошлом году правительством уже принято постановление, предусматривающее замену обязательной сертификации на декларирование соответствия по более чем 300 позициям. И эта работа будет продолжена.

Касаясь проблемы использования контрольно-кассовой техники, докладчик заявил, что еще четыре года назад введено незаконное требование об обязательном применении электронной кассовой ленты защищенной (ЭКЛЗ). Стоимость кассового аппарата одномоментно выросла с 5 тысяч до 20 тысяч рублей, что привело к массовым возмущениям предпринимателей. Пора ставить точку. Применение ЭКЛЗ должно быть добровольным.

Не менее важен второй вопрос - обязательное применение контрольно-кассовой техники плательщиками налога на вмененный доход, что обходится предпринимателям в 30 миллиардов рублей ежегодно. Для сравнения: за прошлый год все поступления единого налога на вмененный доход в консолидированный бюджет РФ составили 42,5 миллиарда рублей. Минэкономразвития подготовлен проект федерального закона, в котором предлагается предоставить предпринимателям-плательщикам единого налога право либо применять дешевые модели контрольно-кассовой техники, не оснащенной фискальной памятью, либо предоставлять по требованию покупателя товарный чек. Считаю, подчеркнул Греф, что этот закон должен быть одобрен уже в текущем году.

Комплексность проблемы административных барьеров привела к тому, что правительством, наконец, утверждена Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах. Одна из ее главных целей - снижение затрат малого бизнеса на преодоление таких барьеров с 10 до 3 процентов от оборота компаний. Что позволит сэкономить для инвестиций 30 миллиардов рублей ежегодно.

В рамках административной реформы будут:

- созданы специальные антикоррупционные механизмы в сферах деятельности государственных органов с повышенным риском коррупции;

- внедрена экспертиза нормативных правовых актов и их проектов на коррупциогенность;

- разработан пакет антикоррупционных правовых актов;

- разработаны и реализованы ведомственные и региональные антикоррупционные программы.

Ограниченный доступ к финансовым ресурсам - один из главных так называемых рыночных барьеров на пути развития малого бизнеса. По данным Всемирного банка, по объему кредитования малых предприятий Россия занимает скромное 148 место в мире. Расчеты Центробанка РФ показали, что на начало 2006 года 752 банка предоставили индивидуальным предпринимателям кредитов на 123,4 миллиарда рублей.

При этом потребность малых предприятий в кредитных ресурсах оценивается в 25-30 миллиардов долларов. Увеличению кредитования будут способствовать меры по повышению ликвидности малых компаний. На это направлена федеральная программа содействия формированию региональных и муниципальных гарантийных фондов для малого бизнеса, реализуемая с декабря 2005 года. Поскольку в марте 2007 года будет завершена программа по заимствованиям ОАО «Российский Банк Развития», предлагается уже в текущем году начать работу по созданию принципиально иной системы гарантий для малых предпринимателей (применяемой во многих странах), используя при этом не суверенные гарантии, а гарантии банка-агента. Это позволит формировать программы поддержки, не вмешиваясь директивно в рыночные механизмы кредитования, расширять кредитование стартующих предприятий при дефиците обеспечения и отказаться от суверенных государственных гарантий. Минэкономразвития готово уже в этом году представить предложения по такой программе для ее реализации в пределах средств федерального бюджета 2006 года на поддержку малого бизнеса. Кроме того, Центральный банк России уже принял решение об увеличении в пять раз размера кредитов для включения в портфель однородных ссуд. Готовятся изменения, сокращающие резервирование ресурсов коммерческих банков для целей программ поддержки малого предпринимательства.

Необходимо также окончательно решить проблемы, связанные с налогообложением малого бизнеса. Минфину совместно с Минэкономразвития целесообразно разработать предложения по порядку установления корректирующих коэффициентов базовой доходности при применении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, исключающих установление экономически необоснованных коэффициентов. С 1 января 2006 года вступило в силу долгожданное для бизнеса решение - для индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных сотрудников, возвращен патент. Он установлен для 58 видов деятельности. Это решение не только помогает вывести из тени предпринимателей, но и заметно увеличить доходы региональных бюджетов.

Критически важен для малого бизнеса доступ к недвижимому имуществу. Ситуация может еще только ухудшиться, так как до 2009 года ожидается приватизация муниципального непрофильного имущества, значительная часть которого арендуется малыми предприятиями. Минэкономразвития уже разработаны и внесены в правительство поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В том числе:

- возможность оплаты приобретаемого имущества в рассрочку до трех лет;

- двукратное уменьшение размера задатка для участия в аукционах.

Минэкономразвития выступает также с инициативой законодательного закрепления права региональных и местных властей на создание целевых имущественных фондов для сдачи в аренду субъектам малого предпринимательства. В целях обеспечения прозрачности механизма распределения имущества, и соблюдения его целевого назначения, а также недопущения его предоставления в аренду на невыгодных условиях (высокая арендная плата, краткосрочность) - предлагается разработать и закрепить систему привлечения общероссийских объединений предпринимателей, действующих на соответственных территориях, для подтверждения потенциальным арендаторам фактического статуса малого предприятия. Для поощрения регионов в формировании целевых фондов Греф считает возможным предусмотреть в законопроекте передачу неиспользуемого федерального имущества в указанные региональные и местные фонды. Закон должен быть принят уже в 2006 году.

Для создания стабильных рынков сбыта продукции малых предприятий наиболее действенным является формирование инструментов поддержки спроса на нее. Новый закон о госзакупках предусматривает 15% квоту для малого бизнеса. Минэкономразвития подготовлен проект постановления, определяющий, что размещение государственного заказа стоимостью до 3 миллионов рублей должно проводиться у субъектов малого предпринимательства. В результате его принятия малый бизнес поставит для федеральных и региональных нужд продукцию и услуги на 273 миллиарда рублей.

Эффективным механизмом развития сбыта продукции малых предприятий является законодательное закрепление обязанности субъектов естественных монополий проводить торги по процедуре госзаказа. В таком случае дополнительный рынок сбыта для малых предприятий может составить еще 120 миллиардов рублей. Соответствующий законопроект разработан Минэкономразвития совместно с ФАС России и должен быть принят в текущем году.

Важным элементом защиты интересов малого бизнеса являются объединения предпринимателей, в частности, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Более динамичное развитие таких объединений может быть обеспечено, в том числе, через передачу части функций по поддержке малого бизнеса от государственных и муниципальных органов подобным объединениям в целях развития системы саморегулирования.

Снижение входных барьеров и повышение выживаемости являются целью создания бизнес-инкубаторов. К 2008 году планируется создать при федеральной поддержке до 180 таких инкубаторов. Прорабатывается также вопрос создания в 2006-2008 годах более 20 студенческих инновационных бизнес-инкубаторов при ведущих российских высших учебных заведениях.

В условиях глобализации мировой экономики, вступления России в ВТО, способность отечественных компаний конкурировать не только на внутреннем, но и внешнем рынках становится одним из основных факторов, обеспечивающих устойчивый экономический рост в долгосрочной перспективе. На это направлена программа поддержки экспортеров - малых предпринимателей. За счет средств федерального и региональных бюджетов им компенсируются затраты на уплату процентов по кредитам, получение сертификатов и иных разрешительных документов, а также участие в выставках за рубежом. Для развития экспортного потенциала малого предпринимательства при финансовой поддержке Европейского союза, в начале года стартовал проект на сумму в три миллиона евро по созданию в пяти субъектах РФ пилотных центров поддержки экспорта малого инновационного бизнеса, предусматривающий их подключение к европейским сетям обмена маркетинговой информацией.

Большое значение придается также развитию системы кредитования и лизинговых отношений в сфере малого предпринимательства. На снижение стоимости микрокредитов (от 3 тысяч до 300 тысяч рублей) нацелена программа развития микрофинансового сектора. Поддержка оказывается кооперативам посредством субсидирования процентных ставок по кредитам российских банков, которые кооператив использует для дальнейшего предоставления займов своим членам-предпринимателям. Средства, направленные на реализацию данных мероприятий в региональные бюджеты, позволят субъектам малого предпринимательства дополнительно привлечь не менее 1,5-2 миллиардов рублей финансовых ресурсов.

С целью расширения доступа малых инновационных предприятий к источникам собственного (акционерного) капитала и инновационного развития регионов стартовала программа создания сети частно-государственных венчурных фондов. Руководство фондами будет осуществляться отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компания ми в течение 5-7 лет. По окончании срока действия фонда, госсредства направляются на формирование следующего частно-государственного венчурного фонда или возвращаются в доход бюджета субъекта РФ. Формирование первых пяти таких фондов будет завершено к сентябрю 2006 года и с этого времени начнется прием и рассмотрение бизнес-планов малых инновационных компаний. До 2008 года будет создано 15-20 подобных региональных и межрегиональных фондов с общей капитализацией 7-8 миллиардов рублей.

Получит свое дальнейшее развитие программа Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере. Получатели данного вида поддержки освоили уже свыше тысячи запатентованных изобретений. В перспективе в рамках поддержки экспорта малых предприятий целесообразно расширить перечень субсидируемых услуг. Особо Герман Греф выделил затраты на регистрацию прав на интеллектуальную собственность за рубежом. Дополнительно к федеральным программам планируется начать софинансирование наиболее эффективных региональных программ поддержки малого бизнеса.

Это позволит:

- почти в 2 раза расширить предложение поддержки малым предприятиям, в первую очередь в регионах, развивающих такие программы, но испытывающих недостаток бюджетных средств;

- создать условия для тиражирования лучших региональных программ во всероссийском масштабе.

Итогом работы правительства РФ, региональных и муниципальных властей по развитию малого предпринимательства по европейским критериям должно стать обеспечение к 2010 году доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 40 процентов, в занятости - до 50%.

Предприниматели давно заслужили общественное признание. Подтверждением тому стало бы введение всероссийского праздника «День российского предпринимательства» и проведение его в третье воскресенье апреля. 220 лет назад, 21 апреля была оглашена «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи», жалованная императрицей Екатериной Великой. Указанная грамота впервые нормативно закрепила статус и привилегии русского купечества как особого, третьего сословия, прообраза современного предпринимательства.

Соответствующий проект Указа Президента РФ уже разработан Минэкономразвития и при поддержке правительства может быть оперативно принят.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 2 2006 г.

Еще статьи на тему "Предпринимателей":

Информационный семинар для предпринимателей

Всероссийские конкурсы Ассоциации женщин-предпринимателей России

Выездные семинары для предпринимателей

Союз промышленников и предпринимателей(работодателей) Республики Карелия

Первая областная конференция предпринимателей «Потенциал и перспективы развития предпринимательства Мурманской области»

Дни открытых дверей для предпринимателей

Поздравление президента Российского Союза промышленников и предпринимателей А.Н.Шохина