Поддержка туризма пополнит казну Мурманской области Печать

Мы беседуем с Мариной Васильевной Ковтун о возможностях и путях развития туризма в Мурманской области 

Туристический бизнес принимает значимые для экономики масштабы и для ускорения его развития функции управления туризмом с июля текущего года переданы департаменту экономического развития Мурманской области. Функции управления сферой туризма были сформулированы в 1993 году и с 1994 по 2006 гг. исполнялись комитетом по физической культуре, спорту и туризму. С 1993 года работала в комитете нынешний консультант по туризму департамента экономического развития Ковтун Марина Васильевна, из них 10 лет в качестве заместителя председателя этого комитета. Огромный опыт работы, энергия, взвешенный взгляд на перспективы развития этой отрасли экономики позволяют ей уверенно утверждать, что хорошо спланированная и обеспеченная инфраструктурой туристическая деятельность принесет нашему заполярному краю весомые дивиденды.

Марина Васильевна недавно вернулась из Лондона, где с 6 по 9 ноября в составе делегации Мурманской области присутствовала на Всемирной туристической выставке World Travel Market. Отдельная экспозиция, оформленная в едином стиле, под единым брэндом «Новый взгляд на Россию» объединила 10 регионов Северо-Запада. Мурманская область на высоком уровне представила туристские возможности региона: для выставки было подготовлено новое оборудование, рекламная продукция, представлены новые туры по Кольскому полуострову.

В числе немногих Мурманской области была предоставлена возможность провести презентацию собственного турпродукта для британских журналистов и туроператоров, в результате группа крупнейших туроператоров Великобритании в декабре приедут в Мурманск, чтобы воочию убедиться в том, что Кольский полуостров действительно настолько уникален.

Марина Васильевна, какой видите Вы на сегодняшний день роль туризма в экономике области и пути его развития?

- Начнем с того, что нет такой страны в мире, в которой в той или иной степени не развивался бы туризм. Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на мироустройство и экономику многих стран и целых регионов. Туризм стал выгодной и высокодоходной отраслью, сравнимой (а по некоторым данным и превосходящей) по эффективности инвестиционных вложений с такими отраслями как автомобилестроение и нефтегазодобывающая и перерабатывающая.

Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристическом рынке. На её долю приходится около 1,6% мирового туристского потока. Но это пока. Мировой опыт и практика экономической, социальной и политической стабильности развитых стран подтверждают факт: географическое положение государства, его природно-климатические ресурсы и достопримечательности становятся всеобщим благом лишь средствами туризма. Генеральная Ассамблея Всемирной Туристской Организации дала прогноз на троекратное увеличение объемов мирового туризма на ближайшие двадцать лет.

Для того чтобы стать в один ряд с развитыми туристскими державами, Россия и каждый из субъектов федерации должны проводить последовательную туристскую политику. Туризм, как развивающийся сектор экономики в РФ, требует к себе на начальном этапе своего развития пристального внимания, поддержки и планомерной государственной политики со стороны не только политических институтов, но и общества в целом.

Задачи по развитию туризма, которые должны стоять перед регионом на начальном этапе становления туризма как отрасли, предполагают значительную роль государственного управления в их постановке, осмыслении и решении. Считаю, что значимость туризма для нашего региона и роль государственного управления в становлении туристской сферы до сих пор не нашли адекватного отражения в структуре органов управления правительства Мурманской области.

Совершенно очевидно, что туризм как межотраслевой комплекс, является перспективной отраслью экономики для Мурманской области и с этой точки зрения совершенно справедливым решением было передать функции управления туризмом в департамент экономического развития. Но если есть задача развивать туристический комплекс на самом деле, а не декларативно, то эта задача должна быть обеспечена необходимым кадровым и финансовым ресурсом. Но за 10 лет мы сделали самые важные шаги. Проведена инвентаризация туристических ресурсов области, разработана стратегия развития туризма, на ее основе - региональная целевая программа. Область стала узнаваема как регион с туристским потенциалом, планомерно осуществляются маркетинговые мероприятия по продвижению Кольского полуострова как туристского региона на внутреннем и внешнем рынке. Количество посетителей Мурманской области год от года увеличивается.

Однако управление туризмом сегодня требует совершенно новых подходов. Оно должно быть направлено на разработку и реализацию крупных туристических проектов, планирование туристских территорий и туристских центров и привлечение инвестиций в туристическую индустрию.

В качестве примера можно привести Вологодскую область, где 10 лет назад была выбрана именно эта стратегия, когда правительство области не только поддержало, но и выступило инициатором идеи создания «Родины Деда Мороза». Вплотную занявшись этим направлением, губернатор Вячеслав Позгалев озадачил специалистов поиском способа привлечения туристов на территорию области. Вологжане нашли свою «легенду» - Великоустюгского Деда Мороза. Регион закрепился с этой «легендой» и привлек достаточно большое количество инвестиций, хотя Великий Устюг находится в значительном расстоянии от Вологды. Но легенда о том, что это родина и резиденция русского Деда Мороза была настолько своевременна, что теперь развитие туризма в Вологодской области осуществляется по принципу туристского планирования.

Суть его в том, что помимо основного туристского продукта - «Деда Мороза» - разрабатываются проекты, которые его дополняют и осуществляют функциональное обеспечение основного туристского продукта. Все крутится вокруг «Деда Мороза». В областном правительстве работают на туризм 18 человек: маркетинговая группа, брэндовая группа, группа по рекламе. Если бы у нас была такая команда, то было бы по силам реализовать и не такой проект. А пока в департаменте экономического развития области на туризм работают всего 2 штатные единицы вместе со мной. Справедливости ради необходимо отметить, что в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации созданы органы управления туризмом.

Управление туризмом заключается в том, чтобы создавать условия для развития внутреннего и въездного туризма, то есть обеспечить как можно больше посетителей в регионе, как можно большие поступления в областной бюджет. А для этого надо создавать условия для туристов: чтобы было на что посмотреть, где качественно размещаться, питаться, получать позитивные впечатления.

Туризм развивается там, где существует или создается необходимая инфраструктура. В Мурманской области наследие прошлых лет таково: мы не были местом активного туризма, массовых посещений в советские годы. В основном наш регион как был «меккой» для самодеятельного туризма, так до сих пор ею и остается. Люди самостоятельно устраивают свой активный отдых, не принося никаких доходов в казну.

Каковы пути развития туристического бизнеса в Мурманской области? Недостаточно просто продвижения нашего региона. Мы можем рекламировать природные, исторические или архитектурные достопримечательности и возможности активного, даже экстремального отдыха; издавать и рассылать рекламные буклеты, проспекты, путеводители. Но если все их прочитают и хлынут на Кольский полуостров, то принять всех желающих мы не сможем, так как количество мест в гостиницах, которые могут претендовать на размещение туристов, всего по области около 3500, а в Мурманске - менее тысячи мест. Так что абсолютно все в процессе развития туристического бизнеса взаимосвязано.

- Марина Васильевна, расскажите о приоритетных направлениях в развитии туризма

- Приоритетные направления на каждом этапе разные. На первом этапе, когда я стала заниматься туризмом, пришлось сначала провести инвентаризацию туристских объектов, собрать полную информацию о туристских продуктах, туристских фирмах, о подготовке кадров и рекламе для них и составить реестр хозяйствующих субъектов, которые ими занимаются. Был создан туристский портал, сосредоточивший информацию о туризме

Затем была нормотворческая деятельность, в области был принят региональный закон о туризме.

Следующий этап - разработка стратегии туризма. Стратегия социально-экономического развития региона была уже разработана, но туризм не нашел в ней отражения. Включение «туризма» в стратегические направления развития позволило принять решение о необходимости разработки целевой программы в поддержку туризма. Год ушел на разработку и принятие программы. Сложность заключалась в том, что место туризма в экономике на самом деле трудно рассчитать.

Необходимо отметить, что как в области, так и в стране нет методики подсчета доходов от туризма. Сложить налоговые отчисления турфирм и посчитать, что это доходы от туризма - в корне не верно, потому что это есть такое понятие как «туристский мультипликатор». Оборот туроператорской компании осуществляющей прием туристов на рыболовный тур, - около 2 млн. в год, а принимает она в среднем не более 300 туристов. Представьте себе, сколько надо привлечь денег, чтобы обеспечить пребывание всего лишь 300 туристов. Поистине - золотые туристы, а если они иностранные, то это «экспорт» услуг не выезжая за пределы области.

Все это оживляет лишь въездной туризм. Гостиничные, транспортные, услуги связи, банковские, торговые, услуги индустрии развлечений - все это потребляется туристом, посетившим регион, а это так называемые «новые» деньги. Для того чтобы произвести собственную услугу на 1 рубль, туроператор покупает сторонних услуг на 74 рубля. Поэтому для экономики туризм является сектором, развивающим другие сферы, и для него должны применяться стимулирующие методы управления.

Сейчас, когда мы уже год работаем над реализацией программы становится очевидным, что помимо программных задач назрела насущная необходимость создания инвестиционного климата для развития туристических центров: разработка проектов, подготовка и создание инвестиционных площадок, работа с инвесторами. Например, Краснодарский край, привлекая инвесторов, на ярмарку вывозит не туристские продукты, а инвестиционные проекты, например, макеты пляжей, их оснащение, приглашают инвесторов и работают с ними.

Важно сказать о роли муниципальных образований в развитии туризма. Они сейчас, особенно после введения административной реформы, зачастую находятся на грани выживания со своим бюджетом, и, казалось бы, им не до развития туризма. Но если посмотреть на это с другой точки зрения - как на механизм для развития других сопутствующих отраслей, то туризм имеет очень мощную внутреннюю динамику: чем больше туризма, тем больше он, как центробежная сила, вовлекает предприятий частного, семейного бизнеса. Для поддержки туризма приняты муниципальные программы развития туризма в Мончегорске, Апатитах, готовится программа в Ловозере, разработана стратегия развития туризма в Кольском районе. В администрациях муниципальных образований появляются специалисты по туризму. Именно муниципалитеты являются сейчас основными партнерами в международных проектах по туризму, и это очень важно. К сожалению, столица Заполярья - город Мурманск, - «не видит» туризм уже много лет. Знаю, что в городе даже разработан проект Концепции развития туризма в Мурманске, но он до сих пор остается на бумаге.

- Какие перспективы Вы просматриваете в будущем туризма на Кольском полуострове? Чем нужно привлекать любителей активного отдыха?

- Я часто повторяю фразу, что туристский продукт от туристского ресурса отличается также, как газ в газовой горелке отличается от газа в Штокмановском месторождении. И процесс превращения туристского ресурса в продукт такой же длительный и кропотливый и так же требует профессионального и финансового обеспечения.

Будущее туризма мне видится в определении неких точек, доминант туризма, которые могли бы сформировать туристский образ региона, как, например, Великий Устюг на Вологодчине или Золотое кольцо центральной России. Вот как это организовано в Европе. Возьмем, к примеру главные достопримечательности Рима в Италии - это Колизей и древние акведуки. И у нас есть такие. В настоящее время визитная карточка Кольского полуострова - семужья рыбалка. Но это ограниченный природный ресурс, так как нужно сохранить биологическое стадо атлантического лосося, и мы не можем планировать приезд сотен тысяч туристов. Да и большие финансовые вложения требуются.

Осложняет развитие туризма в нашей области (и привлечение туда инвестиций) то, что многие привлекательные с точки зрения туризма районы находятся либо в зонах с пограничным режимом, либо в зонах с регламентированным посещением.

До сих пор не получил должного развития и должной оценки такой превосходный, по моему мнению, неоценимый ресурс как Хибинские горы. Хибины достойны самого пристального внимания крупнейших инвесторов и могут конкурировать с любыми горнолыжными центрами северной Европы. Но прежде надо заинтересовать инвесторов не на словах. На них можно создать горнолыжный курорт - масштабный инвестиционный проект - и привлечь для его создания большие инвестиции.

Пусть никого не смущает слово «курорт». Это туристский термин, курорты бывают не только летними - с пляжами, но и зимними. Горы настолько привлекательны, настолько облюбованы горнолыжниками, что при условии их оснащения в соответствии с современными международными требованиями к горнолыжным курортам посещаемость возросла бы многократно.

Для обеспечения инвестиционной привлекательности тоже нужны ресурсы, потому что создание инвестиционного проекта требует профессионального подхода, требует средств и делается за счет бюджета или частных инвестиций.

Одна из возможностей разработки проекта Хибинского горнолыжного курорта - привлечение международных финансовых инструментов. Мы хотим через наших финских партнеров привлечь средства фондов ТАСИС, Интеррег, чтобы сделать план (туристское планирование) по примеру финской Саарисельки или других курортов. Создать горнолыжный курорт - не значит только подъемник поставить, требуется комплексное планирование. В плане рассчитывается производительность каждого горнолыжного спуска: сколько он может пропустить человек, сколько нужно мест для размещения и питания лыжников, какое оборудование должно быть установлено, как оно должно эксплуатироваться. Все должно быть предусмотрено и просчитано, и, что самое важное, выстроена сопутствующая инфраструктура, транспортная составляющая.

Хибинский горнолыжный центр с международным сервисом услуг и оснащением позволил бы существенно изменить туристическую карту Европы!

Туризм - очень сложная сфера бизнеса. Это только на первый взгляд кажется, что туризмом очень легко можно заниматься, так же, как и торговлей. За 13 лет, которые я работаю в туризме, более 400 фирм получали туристические лицензии, но постоянно предоставляют туристские услуги не более 50.

Сложно отправить людей на отдых, но еще сложнее принять. Въездной туризм при ограниченности нашей инфраструктуры - сложная задача. Если вы захотите организовать 3-дневную экскурсию для своих друзей в Мурманске, вы с трудом найдете, чем их занять в течение даже одного дня. Хотя большой успех уже в том, что сейчас у нас в городе есть хорошие рестораны и отели. Другие муниципальные образования области в этом отстают.

Еще одной стратегической точкой для развития туризма в нашей области, с моей точки зрения, могла бы быть Кандалакша. В 2005 году через границу в ПП Салле было отмечено около 25 000 приездов иностранных граждан. Туристский поток пошел бы через город Кандалакшу и обогатил бы сферу услуг города, если бы там был отель международного класса или хотя бы приличный трехзвездочный отель и были бы местные аттрактивные моменты, то есть то, что могло бы произвести впечатление на туристов. Хороший отель в Ловозере позволил бы осуществить зимние снегоходные маршруты до рыболовных баз, которые используются только летом, а могли бы действовать круглогодично.

Мурманская область относится к региону с неблагоприятными для туризма условиями из-за отсутствия солнца, теплого моря, особенностей климата и никогда не была регионом массового туризма, и мы и не ставим такой задачи сегодня. Нам трудно конкурировать с регионами, имеющими богатое историческое и культурное наследие, таким как Новгород Великий или Золотое Кольцо России. Но такую цель мы и не ставим. У нас очень выгодное географическое положение: мы расположены в 260 км от границ Норвегии и Финляндии, у нас есть пограничные контакты и приграничный туризм. Эти контакты и взаимосвязи стимулируют предоставление услуг высокого качества. Если сравнивать предоставляемые у нас гостиничные и ресторанные услуги с Архангельском, думаю, что сравнение будет в нашу пользу. Относительно развитые коммуникации и узнаваемость Кольского полуострова, где расположен самый северный город за Полярным кругом, создают хорошие предпосылки для развития туризма в области.

- Какие первоочередные задачи в развитии туризма в нашей области ставит перед собой департамент экономического развития?

- Они изложены в Программе развития туризма. Чем сегодня власть помогает туристическому бизнесу? Значительную помощь можно оказать в формировании и продвижении туристских продуктов. Возможности малого предпринимателя и бюджета несопоставимы. Например, выставка в Лондоне. Разве может маленькая фирма, семейное предприятие принять участие в этой выставке, если аренда площадей и их оформление может стоить половину годового бюджета фирмы. А мы можем обеспечить хотя бы бесплатное участие фирмы, представив на выставке информацию, рабочее место, не говоря уже о том, что мы везем десятки килограммов рекламной продукции тех туроператоров, которые заочно участвуют в выставке.

Наш департамент выполняет координационные функции в осуществлении взаимосвязей с зарубежными партнерами, является участником совместного проекта с «ТАСИС» и «ИНТЕРРЕГ» по развитию туризма на юге Кольского полуострова (Кандалакша, Ловозеро, Умба, Кировск, Апатиты). Также мы участвуем в создании туристского информационного центра в Кировске, в плане создание туристических офисов в Кандалакше и Умбе. Одной из важных задач является информационное обеспечение: издание буклетов, путеводителей, содержание портала и т.д.

Для обеспечения туристической деятельности необходимо взаимодействие с различными ведомствами, службами и организациями, например, с пограничными службами, МЧС, Россельхознадзором, Роспотребнадзором, ветеринарным надзором, департаментом рыбной промышленности и т. д. Организаторам турбизнеса необходимо знать самые разные законы и кодексы: Лесной, Водный и другие - все, что касается не только собственно отдыха, но и вопросов пересечения иностранными гражданами границ, пребывания и передвижения по территории Мурманской области.

- Если конкретный человек захочет создать какой-то туристский объект, придет в департамент, поможете ли вы и чем?

- Любой начинающий предприниматель может получить ответы на все интересующие его вопросы у специалистов нашего департамента. Много информации есть на нашем сайте, мы дадим любую консультацию по туризму. Если говорить о деньгах, то предприниматель, независимо от того, чем он занимается - туризмом или торговлей, - может принять участие в программе поддержки малого бизнеса, которую осуществляет департамент экономического развития.

Само собой разумеется, денег из бюджета под идеи никто никому не даст - есть финансовая дисциплина. Но есть различные формы поддержки и продвижении региональных турпродуктов. Чтобы получить под идею деньги, нужно представить значимость проекта: создает ли он рабочие места и т.д. Если это так, то для финансовой поддержки продвижения этого туристского продукта он может быть включен в программу развития туризма при ее корректировке. Для финансирования частного бизнеса существуют программы поддержки малого бизнеса, так как к туризму можно отнести многое: например, дороги, гостиницы, индустрию развлечений.

Въездной туризм - весьма трудоемкая работа, где нужны профессионалы, и профессиональную консультацию у нас человек всегда получит. Ему «разложат по полочкам» все проблемы, которые ему нужно будет решить, создавая туристский продукт, включая целесообразность, способы продвижения его на рынок и т.д. Идея прыжка с вертолета на Северный полюс и возвращение в Мурманск на оленьей упряжке вряд ли найдет понимание и поддержку. А если поставлена реальная задача - используя наши профессиональные советы, предприниматель в сфере туризма сможет добиться успеха.

Беседовала Елена Еремина

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 6 2006

Еще статьи на тему "Туризм":

Развитие туризма в Мурманской области

Деловой туризм как средство просвещения

Возможности развития туризма в Западно-Арктическом регионе России

Экологический туризм в Мурманской области

Перспективное направление развития туризма

Субсидии в сфере развития туризма

Развитие туризма на базе порта Мурманск