О перечне федеральных целевых программ Печать

О перечне федеральных целевых программ подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008 году

О перечне федеральных целевых программ подлежащих финансированию из федерального бюджета в 2008 году и на период до 2010 года и проекте федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и на период до 2010 года

Формирование проектов перечня федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и на период до 2010 года, осуществлялось на основании положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, Программы социально-экономического развития на 2006 - 2008 годы, Бюджетного кодекса Российской Федерации и графика подготовки проекта бюджета, утвержденного Правительством.

Основным отличием этой работы было, конечно, формирование перечня ФЦП и ФАИП на трехлетний период, соответственно объем обрабатываемой информации увеличился в несколько раз, и работа велась в крайне интенсивном режиме.

Как и в прошлом году, в Минэкономразвития России была создана Комиссия и рабочие группы по формированию расходов инвестиционного характера. Результаты их работы были рассмотрены с участием госзаказчиков на заседаниях подкомиссии по экономическим вопросам Бюджетной комиссии 9 и 16 марта и одобрены.

В итоге этой работы подготовлены проекты перечня федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и на период до 2010 года.

Включенные в перечень ФЦП программы можно разбить на несколько категорий. Во-первых, из 41 действующей программы, переходящей на 2008 год, в 25 программах утвержденные показатели финансирования, цели, задачи и мероприятия соответствуют бюджетным проектировкам. Финансирование таких программ планируется осуществлять «по паспорту».

По 16 действующим программам запланировано увеличить объемы финансирования для обеспечения выполнения адресных поручений Президента и Правительства.

В Правительство внесены проекты корректировки только 3 программ.

Готовятся к внесению в Правительство корректировки 6 программ.

Находятся в разработке и пока не готовы к внесению в Правительство корректировки 7 программ.

Учитывая, что это программы действующие, утвержденные Правительством, они включены в перечень.

В тоже время, опыт работы в прошедшем и текущем году показывает, что корректировка программ не должна становиться самоцелью. Ведь речь идет о корректировке программ по показателям финансирования на 2008-2010 годы. У нас постоянно складывается ситуация, когда еще не утверждена старая корректировка, а уже необходимо осуществлять новую, при этом ресурсы для предполагаемых мероприятий еще не предусмотрены. Поэтому, для упорядочивания этой работы, мы предлагаем установить, что корректировка программ по показателям финансирования должна осуществляться в месячный срок после принятия закона о федеральном бюджете, что, конечно, не исключает возможность заказчика-координатора выступить с инициативой корректировки программы в любое время.

Следующая категория – это проекты новых программ. С учетом «жестких» поручений Президента и Правительства, предусматривающих начало реализации ряда из них в 2008 году, в перечень включены проекты 7 программ. Их поименный состав одобрен Президентом Российской Федерации. По проектам концепций этих программ ситуация следующая.

Правительством утверждена только одна концепция – программы «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года».

Готовятся к внесению в Правительство проекты концепций 3 программ.

Проекты концепций 3 программ находятся в разработке.

С учетом особой важности указанных программ, при подготовке проекта закона о бюджете предусмотрено адресное резервирование бюджетных ассигнований заказчикам-координаторам этих программ. Но исходя, из сроков подготовки бюджета, предлагается установить предельный срок – 25 мая, к которому госзаказчики обязаны обеспечить внесение в Правительство на утверждение и концепции и уже сами программы. В противном случае финансирование этих программ будет невозможно без внесения изменений в Закон о федеральном бюджете.

Кроме указанных 7 проектов, заказчиками ведется работа по подготовке 16 программ, реализацию которых возможно начать не ранее чем с 2009 года. Такой подход также одобрен Президентом. Хочу в очередной раз напомнить госзаказчикам, что Порядком разработки и реализации ФЦП предусмотрено внесение в Правительство концепций программ, начинаемых с 2009 года не позднее сентября 2007 года.

Таким образом, предлагается в 2008 году осуществлять реализацию 48 федеральных целевых программ, в том числе 41 программы, утвержденной Правительством в установленном порядке, 16 из которых требуют корректировки, и 7 проектов новых программ. В 2009 году с учетом сроков окончания реализации федеральных целевых программ предусматривается реализация 47 программ, в 2010 году – 45, без учета возможных новых программ.

С учетом предусмотренных предельных объемов расходов инвестиционного характера, на реализацию 41 утвержденной федеральной целевой программы предлагается направить в 2008 году 644,9 млрд. рублей (с учетом нацпроектов), кроме того, для реализации новых федеральных целевых программ - 45,9 млрд. рублей. Таким образом, общий объем расходов на реализацию федеральных целевых программ в 2008 году составит 690,8 млрд. рублей. В 2009 году– 744,1 млрд. рублей, в 2010 году - 503,4 млрд. рублей.

Предусмотренные в настоящее время на 2009 и 2010 годы расходы на реализацию программ «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья» с подпрограммой «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» и программу «Создание системы кадастра недвижимости» не обеспечивают выполнение в полном объеме запланированных программных мероприятий и должны быть скорректированы при разработке проекта закона о федеральном бюджете на 2009 год и на период до 2011 года.

Не предусмотрены также в проекте федерального бюджета расходы в 2010 году по программе «Модернизация транспортной системы России». В целях выполнения решений Президента и Правительства по ускорению ввода важнейших объектов транспортной инфраструктуры для устранения сдерживающих факторов развития экономики, а также переходу к финансированию автомобильных дорог федерального значения по утвержденным нормативам на их ремонт и содержание, объем ассигнований по программе в 2008 году увеличен почти на 79 млрд. рублей, в 2009 году - на 77 млрд. рублей по сравнению с параметрами финансирования, принятыми при утверждении программы, с соответствующим уменьшением объемов ассигнований из федерального бюджета этой программы в 2010 году почти на 156 млрд. рублей.

В рамках направления «Развитие инфраструктуры» в 2008 году предусматривается реализовывать 12 федеральных целевых программ, в том числе программы: «Модернизация транспортной системы», «Жилище», «Социальное развитие села».

Реализация направления «Новое поколение» будет осуществляться посредством выполнения 5 федеральных целевых программ, включая: Федеральную целевую программу развития образования, программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации», «Дети России».

По направлению «Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды» предусматривается реализовывать 11 федеральных целевых программ. Среди них программы: «Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние», «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России», «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».

В рамках направления «Наука, инновации и передовые технологии» предусматривается реализация 13 федеральных целевых программ, включая: Федеральную космическую программу России на 2006 – 2015 годы, программы «Глобальная навигационная система» и «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

По направлению «Региональный паритет» будет реализовываться 7 федеральных целевых программ, в том числе: «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики», «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», развития Калининградской области на период до 2010 года.

Федеральная адресная инвестиционная программа на 2008 год и на период до 2010 года сохранила преемственность в отношении направлений инвестирования и сформирована исходя из объемов капитальных вложений, направляемых на реализацию ФЦП (программная часть), а также на решение отдельных важнейших задач, одобренных Президентом и Правительством (непрограммная часть).

В 2008-2010 годах на финансирование федеральной адресной инвестиционной программы планируется выделить средства федерального бюджета в размере соответственно 575,0 млрд. рублей, 559,8 млрд. рублей и 392,2 млрд. рублей, без учета капитальных вложений, зарезервированных для финансирования проектов перечисленных новых программ в объемах 39,7; 43,9 и 49,1 млрд. рублей. В случае утверждения проектов программ общий объем федеральной адресной инвестиционной программы на 2008-2010 годы составит соответственно 614,7; 603,7 и 441,3 млрд. рублей. Поскольку именно в программах закрепляется распределение капитальных вложений по заказчикам и объектам, а программы госзаказчиками не подготовлены, дальнейшие показатели ФАИП будут приводиться мною без учета новых программ.

По сравнению с 2007 годом рост государственных капитальных вложений в текущих ценах в 2008 году составляет 74,9 млрд. рублей, в 2009 году – 59,7 млрд. рублей. В то же время в 2010 году по сравнению с 2007 годом наблюдается уменьшение государственных капитальных вложений на 107,9 млрд. рублей.

Соотношение объемов финансирования по программной и непрограммной частям ФАИП выглядит следующим образом: в 2008 году программная часть - 396,9 млрд. рублей, непрограммная часть – 178,1 млрд. рублей (69,0 и 31,0% соответственно), в 2009 году - 402,8 и 157,0 млрд. рублей (72,0 и 28,0%), в 2010 - 243,9 и 148,3 млрд. рублей (62,2 и 37,8%).

На развитие и модернизацию производственных комплексов в 2008 году предусмотрены средства в размере 295,7 млрд. рублей, или 51,4% от общего объема средств, предусмотренных на реализацию ФАИП, что на 83,5 млрд. рублей или 28,2% больше, чем в 2007 году. В 2009 году на эти цели планируется направить 307,6 млрд. рублей (54,9% от общего объема ФАИП), в 2010 году - 140,6 млрд. рублей (35,8%).

Как и в предшествующие годы, одним из приоритетных направлений государственных инвестиций остается создание условий для ускорения экономического роста за счет развития производственной инфраструктуры, в том числе транспортной, трубопроводной и информационно–коммуникационной.

В 2008–2010 годах будет продолжено строительство и реконструкция ряда автодорог, в частности, строительство дорог "Амур" Чита – Хабаровск, Джубга – Сочи, первой и второй очередей кольцевой автодороги вокруг Санкт-Петербурга; реконструкция автодорог М-5 "Урал", М-4 "Дон".

Продолжится реконструкция взлетно-посадочных полос в аэропортах «Домодедово», «Внуково», «Шереметьево», городах Сочи, Новосибирск, Магадан, будет продолжено строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск в Республике Саха (Якутия) и завершено строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове в Санкт-Петербурге.

Будет продолжено строительство и реконструкция систем энергообеспечения Курил, строительство и расширение пяти АЭС, продолжится строительство газопроводов.

Часть капитальных вложений будет направлена на строительство защитных сооружений от наводнений в Санкт–Петербурге, инженерную защиту от паводковых вод в городах Ленск и Якутск Республики Саха (Якутия), а также на мероприятия по берегоукреплению и защите участков берега озера Байкал в Республике Бурятия.

По направлению «Медицинская промышленность» продолжится строительство Приволжского окружного медицинского центра экспертизы качества препаратов крови в городе Кирове.

В 2008 году на реализацию инвестиционных проектов социального комплекса будут направлены капитальные вложения в размере 176,1 млрд. рублей, или 30,6% средств, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой, что на 6,3 млрд. рублей меньше, чем в 2007 году. Сокращение объемов государственных капитальных вложений связано с тем, что согласно новой бюджетной политике в рамках непрограммной части ФАИП будут в основном финансироваться переходящие объекты региональной и муниципальной собственности, а софинансирование вновь начинаемых объектов в субъектах Российской Федерации будет осуществляться за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов.

В 2009 году на эти цели планируется направить средства в размере 158,1 млрд. рублей (28,2% от общего объема средств), в 2010 году – 153,9 млрд. рублей (39,2%).

В рамках социального комплекса финансируются мероприятия по обеспечению жильем населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, развитию здравоохранения, образования, сохранению культурного наследия.

Среди важнейших объектов социального комплекса следует отметить:

- Центральный научно-исследовательский рентгенорадиологический институт и НИИ кардиологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге, объекты Российской академии медицинских наук;

- реконструкцию Большого и Малого театров, МХАТ имени Чехова, строительство 2-ой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге;

- строительство IV Гуманитарного корпуса МГУ.

Также в 2008–2010 годах будет продолжено строительство линий метрополитенов в 11 городах.

Большая часть государственных капитальных вложений, направленных на укрепление национальной безопасности, финансируется в рамках специального комплекса. В 2008–2010 годах на его финансирование планируется выделить 103,2 млрд. рублей, 94,1 млрд. рублей и 97,7 млрд. рублей соответственно. Это составляет 17,9%, 16,8% и 24,9% от общего объема средств, предусмотренных реализацию ФАИП.

В плановом периоде будет продолжена работа, направленная, в частности, на развитие оборонно-промышленного комплекса, отечественной авиации и самолетостроения, формирование научного задела и научного сопровождения, обеспечивающих развитие отечественной авиационной техники. Планируется создание двух самолетов Ту-214ПУ, самолета Ил-96-300, двух самолетов Ту-214 с самолетными узлами связи и четырех вертолетов Ми-8 с узлами связи, строительство нового комплекса следственного изолятора № 1 в городе Санкт-Петербурге, Алтайского оптико-лазерного центра, реконструкция и техническое перевооружение гироскопического производства Научно-производственного центра автоматики и приборостроения имени академика Пилюгина в Москве.

Часть средств будет направлена на строительство учебно-тренировочного комплекса для подготовки спасателей МЧС России, создание федерального военного мемориального кладбища в Мытищинском районе Московской области, строительство административного здания МВД России в Москве.

Таким образом, сформированный проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 – 2010 годы является логическим продолжением программы, реализуемой в 2007 году, и направлен на реализацию стратегических целей социально - экономической политики Правительства Российской Федерации.

В части реализации программы, хочу отметить, что в рамках выполнения бюджетного послания Президента проводится работа по переходу на современные принципы осуществления госкапвложений, в том числе закрепления расходов на весь период реализации каждого инвестиционного проекта, на основе заключенных контрактов. При этом цена контракта должна базироваться на реальной оценке стоимости работ в ценах соответствующих лет. Также ведется работа по выполнению постановления Правительства о Порядке выдачи заключений об эффективности и обоснованности использования средств, направляемых на капвложения, и госзаказчикам необходимо готовиться к работе по реализации ФАИП в новых условиях.

С учетом изложенного, предлагается:

Одобрить проект перечня федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию из федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года, проект федеральной адресной инвестиционной программы на 2008 год и на период до 2010 года и параметры их финансирования с учетом расходов на реализацию новых федеральных целевых программ.

Госзаказчикам новых 7 программ обеспечить внесение в Правительство Российской Федерации в установленном порядке проектов концепций и программ в срок до 25 мая 2007 г.

Установить, что подготовка предложений по внесению изменений в показатели финансирования федеральных целевых программ осуществляется, при необходимости, в установленном порядке государственными заказчиками (заказчиками-координаторами) в месячный срок после принятия закона о федеральном бюджете.

Источник: Минрегионразвития

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2007 г.

Еще статьи на тему "Программ":

Соответствие программ повышения квалификации и перечня видов работ

Перечень программ повышения квалификации по проектированию

Реализация программ мониторинга атмосферного воздуха

Перечень программ повышения квалификации

Перечень целевых программ города Кировска на 2010 год

Проверка программ по капремонту в Мончегорске

Повышение эффективности государственных программ поддержки МСБ