Промышленные перспективы Мурманской области при освоении арктического шельфа Печать

Промышленные кластеры должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса  в Мурманской области 

 Фадеев А.М., к.э.н., г. Мурманск
Алексей ФадеевУспешное освоение технологически сложных углеводородных месторождений может быть осуществлено только за счет создания технологически современной, конкурентоспособной промышленности на основе широкой модернизации промышленно-производственных фондов в основных отраслях. Примечательно, что ряд специалистов ставят освоение Арктического шельфа в один ряд с космосом, нанотехнологиями и электроникой – реализация будущих проектов на  Арктическом шельфе потребует от науки и промышленности разработки и производства большого количества сложных технических средств: от судов и буровых платформ до аппаратуры и приборов геофизического, навигационного и иного назначения.

Промышленность является важнейшим сектором материального производства Севера; ее доля в ВРП различных регионов в среднем составляет порядка 40%. В перспективе промышленность по-прежнему будет обеспечивать материально-техническое развитие других секторов хозяйства; именно в ней, в первую очередь, будут аккумулироваться важнейшие научно-технические достижения и осуществляться наукоемкое капиталонакопление. [1]

Когда упоминаются нефть и газ, большинство людей думает о больших корпорациях, но немногие знают, что в работе на шельфе участвуют и мелкие компании. Многие компании, работающие в сфере услуг и снабжения, и играющие большую роль на шельфе, относятся к предприятиям малого бизнеса. В семи из десяти таких компаний работает менее 10 сотрудников.[2]

Известно, что при реализации крупных нефтегазовых проектов до 80% работ приходится на долю поставщиков для нефтегазовой промышленности.

Такими поставщиками являются сервисные компании, крупные металлообрабатывающие, строительные, транспортные и другие поставщики оборудования и материалов, металлоконструкций, а также научные и образовательные учреждения, являющиеся представителями различных отраслей промышленности в целом. Важно, что в промышленности создается основной объем валового внутреннего продукта, а также факт того, что именно промышленность определяет технический уровень других отраслей народного хозяйства и социальной сферы, и, следовательно, положительная динамика промышленности предопределяет все состояние общественного развития. Решительное изменение дел в промышленности к лучшему является безусловным императивом общего улучшения дел в стране, а также социально-политической обстановки в государстве и места страны на международной арене.

В настоящее время ситуация в промышленном секторе страны улучшилась, однако важно не переоценить положительные итоги работы промышленного сектора за последнее время, которые в основном сложились в результате действия внешних и конъюнктурных факторов, а не явились следствием здоровых глубинных процессов в народном хозяйстве и эффективной промышленной политики. Наряду с этим, во многих отраслях промышленности наблюдается весьма опасная тенденция оттока из промышленного сектора экономики высококвалифицированных инженерных и рабочих кадров и их старение. В настоящее время в мире складывается уникальная ситуация, обусловленная стремительным ростом промышленности и технологий при существенном отставании образования и подготовки специалистов. По экспертным оценкам аналитиков зарубежных компаний, понадобиться не менее 2 тыс. специалистов с профессиональным высшим образованием для реализации только «морской» части Штокмановского проекта.

Важно отметить, что технический уровень и состояние материальной базы социальной сферы – здравоохранения, образования, культуры и спорта – и, следовательно, качество и современность их функционирования напрямую зависят от развития промышленности.

Развитие промышленности напрямую и взаимосвязано определяет научно-технический прогресс страны. Аналогично ситуации с социальной сферой, промышленность обеспечивает материальную базу научных учреждений, внедрение научно-технических разработок, определяет прогресс самой промышленности, а также дает стимулы и направления для дальнейшего развития науки и ее прикладных применений.

При правильной стратегии управления нефтегазовым комплексом государства, нефтегазовые проекты могут оживить общеэкономическую конъюнктуру большинства отраслей. Важно подчеркнуть, что грамотная стратегия управления нефтегазовым комплексом не отрицает преимуществ международной интеграции и кооперации, возможность передачи бесценного технологического опыта освоения углеводородных месторождений иностранными партнерами.

Особенность Мурманского региона заключается в географической близости к крупнейшему в мире Штокмановского газоконденсатного месторождения (650 км) и ряду других углеводородных месторождений, открытых еще в советское время. Экономический потенциал Мурманской области в вопросах реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе трудно переоценить. Здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения. Мурманск располагает незамерзающим морским портом, способным обеспечить заход практически любых типов судов, развитой портовой инфраструктурой, крупными промышленными и транспортными предприятиями.

Реализация нефтегазовых проектов способна вовлечь в работу ключевые отрасли промышленности, являющиеся смежными в межотраслевых технологических цепочках, ускоренное развитие которых явится локомотивом для смежных отраслей, то есть будут стимулировать развитие своих поставщиков и т.д. Главным методом вовлечения промышленности в реализацию нефтегазового сектора может и должна стать политика и практика заказов на основе тендеров. Именно посредством тендеров и, следовательно, заказов ограниченному числу отобранных высокотехнологичных и социально ответственных поставщиков государство может и должно оказывать решающее позитивное воздействие на оздоровление промышленной и экономической сфер и на определенном этапе начнут действовать мультипликативные эффекты, своего рода самовозбуждение экономического роста. В сущности, речь идет о стимулировании раскручивания восходящей спирали производственного, а впоследствии на его основе инвестиционного и потребительского спросов. Согласно результатам многих научных исследований, именно внутренний спрос является главным и наиболее надежным двигателем экономического и социального прогрессов.

Так, начало освоения газоконденсатного месторождения в Баренцевом море и прокладка трубопровода к побережью Мурманской области будут способствовать значительному социально-экономическому развитию соседних регионов, в частности Архангельской области, которая является одним из судостроительных центров России. Несмотря на произошедшую диверсификацию производств на крупнейших предприятиях Архангельской области и их переориентацию на гражданские цели, организации сумели сохранить высокий профессионализм инженерно-технического персонала и умение работать с высокими технологиями. Являясь крупнейшим судостроительным центром России, транспортные предприятия Архангельской области получат возможность поставок в Мурманскую область грузов, которые будут необходимы для реализации нефтегазовых проектов.

Общим подходом промышленной политики при освоении углеводородных месторождений является максимальная загрузка мощностей и увеличение объемов производства. Это позволит основной массе предприятий полноценно восстановить экономическую ситуацию, наладить финансовое хозяйство, рассчитаться с кредиторами, а самое главное – наращивать инвестиционные возможности за счет амортизационных отчислений, а также за счет увеличения собственной прибыли для инвестирования, что в свою очередь, позволит проводить модернизацию основных фондов и их поддержание в работоспособном состоянии.

Опыт ведущих нефтегазовых держав, в частности Норвегии, показывает, что при освоении прибрежного Арктического шельфа нефтегазовый сектор открывает большие возможности для развития региональной промышленности, созданию новых рабочих мест и росту уровня жизни. Так, один из мировых лидеров в освоении морских месторождений – норвежская компания «StatoilHydro», с момента ее создания стала активно вовлекать местный бизнес в процесс реализации крупномасштабных проектов по освоению месторождений нефти и газа у берегов Норвегии. Это способствовало ускорению социально-экономического развития, в пределах которых действовала компания «StatoilHydro». [3]

Конкурентоспособность нефтегазового комплекса, включающего в себя геологоразведочные, добывающие, транспортные и распределительные организации, определяется целым рядом микроэкономических, макроэкономических, социальных и культурных факторов.

Для экономического развития региональных предприятий и обеспечения необходимых поставок для нефтегазового сектора промышленная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на формирование промышленных кластеров, представляющих собой территориально-производственные комплексы. Интеграционные процессы, возникающие при создании производственного кластера, будут способствовать повышению компетенции предприятий, участвующих в реализации нефтегазовых проектов в роли поставщиков, диверсификации производств на крупнейших предприятиях региона,

Отличительной чертой производственного кластера от других форм организации предприятий является наличие внутренней конкурентной среды, а также значительные конкурентные преимущества при выходе на глобальный экономический рынок.

Опыт формирования региональных промышленных кластеров можно сравнить с опытом создания в бывшем Советском Союзе территориальных промышленных комплексов, где государство концентрировало ресурсы, планируя и создавая вокруг ключевых промышленных предприятий научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, средние и высшие учебные заведения, инфраструктуру быта. Формирование конкурентных преимуществ на определенных территориях достигается за счет суммирования уникальных факторов производства, расположенного в пределах данной местности (портфель ресурсов). При этом их значимость как некоего целого, должна превышать сумму всех составных частей.

Национальная конкурентоспособность развитых стран во многом обеспечивается сформированными промышленными кластерами. Весьма показательным в этом отношении является опыт Норвегии. При освоении месторождения «Снёвит», рядом с г. Хаммерфестом, была создана Ассоциация поставщиков для нефтегазовой промышленности «Петро Арктик», объединившая 360 предприятий-поставщиков самого широкого спектра деятельности. Сформированный таким образом промышленный кластер существенным образом повысил конкурентоспособность этого региона и обеспечил эффективное освоение месторождения.

Исследуя причину возникновения кластеров на примерах более чем 100 отраслей в 10 странах мира, М Портер отметил важность присутствия четырех основных факторов: состояния спроса на производимую продукцию, конкуренции среди производителей внутри отрасли, наличия дешевых факторов производства и привлечения предприятий из родственных или поддерживающих отраслей. [4]

 рисунок 1

Минимизация логистических затрат и внедрение современных управленческих технологий при формировании и развитии кластера в регионе, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей, позволят увеличить приток капитала и технологий, а также прямых иностранных инвестиций. Именно такие инвестиции способны привнести в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки. Впрочем, сам факт создания такой популярной за рубежом структуры, как кластер, может стать одной из ключевых составляющих при выборе региона иностранными инвесторами.

Нередко компания в пределах кластера может значительно быстрее находить источники для новых компонентов, услуг, оборудования, а также других требуемых при введении инноваций элементов, независимо от того, что представляют собой эти элементы: новую производственную линию, новый процесс или новую модель снабжения.

В процессе освоения углеводородных месторождений, взаимная дополняемость участников кластера легче достигается, если компании-поставщики расположены вблизи друг от друга. Очевидно, что неотъемлемой частью кластера должны быть научно-исследовательские институты, университеты, а также научные центры, создающие новые технологии в профильном для кластера направлении и повышающие квалификацию специалистов в данных областях.

Кластерный подход, как показывает мировой опыт его применения, является эффективным инструментом построения промышленной и инвестиционной политики как для государства, так и для различных фирм и организаций. Международная практика свидетельствует о том, что кластеры позволяют повысить эффективность внедрения новых технологий, снизить затраты и повысить качество наукоемких услуг, унифицировать подходы в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях, обеспечить консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти и др. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя и те же услуги, и одних и тех же поставщиков.

Мировой опыт свидетельствует о том, что большинство прогрессивных промышленных компаний в развитых странах стремятся к консолидации экономической деятельности. Как показывают исторический опыт и современная практика, интересы и потребности, не получившие организационного или группового выражения, не способны в должной мере заявить о себе и соответственно защищать себя. В наиболее общей постановке вопроса цель образования разного рода ассоциаций, союзов и организаций по интересам — экономическая интеграция, консолидация, артикуляция и реализация совместных интересов. Крупным экономически интегрированным структурам, каким является нефтегазовый кластер, гораздо проще отстаивать свои интересы при взаимодействии с государственными структурами: субъектом лоббирования на федеральном уровне не может быть отдельный мелкий или средний предприниматель.

Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф» является одним из примеров формирования производственного кластера на территории Мурманского региона, объединяющая сегодня предприятия, деятельность которых направлена на обеспечение поставок товаров и услуг при реализации нефтегазовых и иных крупных проектов на территории региона.

Основными целями деятельности Ассоциации являются развитие производственного потенциала предприятий региона, повышение уровня компетенции предприятий малого и среднего бизнеса, содействие членам Ассоциации в установлении контактов и развитии сотрудничества с заказчиками, обеспечение защиты прав и общих имущественных интересов членов Ассоциации в государственных органах и организациях, включая международные.

В настоящий момент Ассоциация «Мурманшельф» объединяет 120 предприятий самого широкого спектра деятельности. Среди них строительные организации, судоремонтные и судостроительные предприятия, научные и образовательные учреждения, организации, занимающиеся производством и поставкой нефтегазового оборудования, сервисные и консалтинговые компании.

Вместе с тем, работа в нефтегазовом секторе является новым видом деятельности для региональных предприятий. Несмотря на имеющийся высокий интеллектуальный и промышленный потенциал, местные предприятия нуждаются в значительном повышении уровня их компетенции в области международных требований к качеству выпускаемой продукции и оказываемых услугах, системы охраны труда, защиты окружающей среды, участия в реализации нефтегазовых проектов в роли поставщиков и т.д.

При освоении Штокмановского, Приразломного и других месторождений важно не допустить повтора ситуации с СРП на Сахалине, в реализации которых российские машиностроительные предприятия практически не принимали участие. Сегодня участие поставщиков в нефтегазовых проектах определяется по результатам тендеров, в которых участвуют зарубежные компании уже имеющие значительный опыт при выполнении подобных видов работ. Данное обстоятельство обуславливает значительные трудности конкурентной борьбы российских поставщиков с зарубежными фирмами без внешней помощи. В результате они либо вовсе лишаются заказов, либо осуществляют поставки в собственную страну через иностранную компанию, победившую в тендере.

Сегодня настоятельно необходимо расширение участия российских подрядчиков в реализации углеводородных проектов как на территории России, так и за ее пределами. Для этого важно преодолеть информационную закрытость иностранных операторов проектов, координировать разработку и производство импортозамещающей промышленной продукции.

В США, Норвегии и других развитых странах расширяется использование баз данных поставщиков нефтегазового оборудования, прошедших определенные процедуры отбора. Российские поставщики в таких базах, как правило, отсутствуют, что приводит к тому, что российскую продукцию используют неохотно или закупают ее по ценам, существенно ниже мировых.

Очевидно, что территориальные промышленные кластеры, подобные Ассоциации «Мурманшельф», должны стать формой интеграции и поддержки малого и среднего бизнеса, то есть, традиционные макроэкономические и отраслевые подходы к развитию малого и среднего бизнеса необходимо дополнить региональным, выражающимся в формировании территориальных промышленных кластеров.

1. Актуальные проблемы Севера: анализ и рекомендации (научно-аналитический доклад) / Научный совет РАН по вопросам регионального развития; ИСЭиЭПС Коми НЦ УрО РАН, ИЭП Кольского НЦ РАН. - Москва-Сыктывкар-Апатиты: Изд-во КНЦ РАН, 2007. - C. 48.
2. Маршалл Д. Шанс изменить энергетическую политику на внешнем континентальном шельфе // Нефтегазовые технологии, № 4, апрель 2006. - С. 21
3. Кутузова М. В освоении шельфа Statoil опирается на местный бизнес // Шельфовые проекты. Спец. выпуск журнала «Нефть России», 2006. – С. 30.
4. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 11 2007 г.

Еще статьи на тему "Промышленный":

Промышленные Союзы

Север промышленный - информационно-практический журнал

Формирование кластера нефтегазовой промышленности в Мурманской области

Новые технологии для промышленных полов

Освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа

Первопроходцы арктического шельфа

Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции

Освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа в стратегии социально-экономического развития Мурманской области