Несерьёзные приложения Печать

Фамилии, фамилии...

Как человек, родившийся на свет, получает свою фамилию? Обычно она передаётся от отца к детям. Но когда и при каких обстоятельствах она досталась родоначальнику? Фамилий огромное многообразие. Есть фамилии, произошедшие от названий деревьев и растений.

Например, Дубов, Ясенев, Калинин, Яблоков, Полынин, Огурцов, Арбузов. Есть фамилии, произошедшие от названий зверей и птиц: Волков, Хомяков, Кошкин, Котов, Львов, Уткин, Гусев, Петухов.

Есть фамилии, произошедшие от имён людей: Иванов, Петров, Фомин. Есть фамилии, произошедшие от названий окружающих мест: Погорный, Лесков, Волгин, Запрудный и так далее. Эти фамилии обычны, и они, как правило, воспринимаются спокойно и не вызывают повышенного интереса.

Но изредка встречаются люди, фамилии которых вызывают особый интерес и часто приводят в недоумение, а иной раз заставляют улыбнуться, когда несколько человек, носителей таких фамилий, собираются вместе.

Так, перед войной в Архангельске руководили рыбной промышленностью:

начальник - Тупиков;
главный инженер - Дураков;
начальник политотдела - Негодяев.

Дуракова А. И. Микоян перевёл в Москву как знающего специалиста и несколько раз предлагал сменить свою фамилию. На что тот неизменно отвечал, что, сменив фамилию, он умнее не станет.

Будучи на приёмке судов из новостроя, он прислал телеграмму Микояну следующего содержания: «Для приёма судов зпт прошу прислать трёх молодых специалистов тчк Дураков тчк». А. И. Микоян, будучи в то время руководителем рыбной промышленности СССР, выполнил его просьбу.

В 1960-е годы в Министерстве рыбного хозяйства собрались носители интересных фамилий: начальник отдела кадров Пробкин, заместитель начальника финансового отдела Цедилин, начальник управления судоремонта Дураков, начальник планового управления Серяев, член коллегии - министр рыбного хозяйства РСФСР Ваняев... В общем, такая вот любопытная пятёрка!

Иной раз попадаются такие фамилии, которые невольно вызывают недоумение, а при определённых обстоятельствах создают весьма щекотливую ситуацию. Одно время ревизором в МРХ работал некто Захер. По приказу Министерства он прибыл в «Архангельскрыбпром» делать ревизию хозяйственной деятельности этого управления. На следующее утро главный бухгалтер вызвал молодую сотрудницу бухгалтерии и заявил: «Маша, возьми товарища Захер и езжайте делать ревизию в траловый флот». После такого приказа в бухгалтерии воцарилась мёртвая тишина, а пунцовая Маша выбежала в коридор. Больше этот инспектор в Архангельск не приезжал.

В начале 1950-х годов в отделе мореплавания управления «Мурмансельдь» работал моринспектором Герович. Обиженные им судоводители немедленно несколько изменили его фамилию. И новое толкование так прижилось на флоте, что её владельцу срочно пришлось переходить сменным штурманом плавмастерской «Резец», чтобы пореже вступать в конфликт с флотскими судоводителями.

Муки чиновничьего творчества

На декабрьской коллегии ГУ «Севрыба» 1971 года было принято решение:

«В целях устранения отмеченных недостатков и улучшения хозяйственной деятельности в 1972 году обязать начальника управления тралового флота Быстрова Ю. Н.:

1. Мобилизовать коллектив флота на выполнение плановых заданий на 1972 год.
2. Установить действенный контроль за работой флота.
3. Обеспечить дальнейшее развитие разноглубинного лова.
4. Завершить оснащение флота приборами контроля хода трала.
5. Освоить разноглубинный лов с судов РТ.
6. Обеспечить обучение экипажей разноглубинному лову.
7. Организовать сбор отходов от разделки рыбы.
8. Принять меры по улучшению технологической дисциплины.
9. Осуществить мероприятия по снижению аварийности на флоте.
10. Повысить требовательность к командному составу.
11. Улучшить эксплуатацию паровых котлов на траулерах.
12. Разобраться с фактами задержки судов при выходе из порта.
13. Обеспечить своевременную постановку судов в ремонт.
14. Принять меры к повышению ответственности береговых служб флота.
15. Обеспечить выполнение плана 1-го квартала.
16. Усилить разъяснительную работу среди личного состава.
17. Не допускать завышенных заявок на материальное снабжение.
18. Не допускать необоснованного снятия судов с промысла.
19. Детально разбираться с каждым подобным случаем.
20. Ускорить разработку плана на 1972 год.
21. Обеспечить выполнение плана подготовки кадров.
22. Усилить роль материального стимулирования.
23. Обеспечить выполнение решений предыдущей коллегии.
24. Усилить воспитательную работу среди личного состава.
25. Усилить работу по экономии и бережливости.
Контроль за выполнением данного постановления оставляю за собой.

Председатель коллегии А. Филиппов

А вот текст телеграммы с промысла:

«Тралфлот Диспетчеру Васильеву
Ввиду неожиданной доставки рыбмастера снялись с промысла без оповещения тчк Постами СНИС задержаны не были зпт позывными обменивались тчк Подробное объяснение приходом порт
Капитан РТ-19 Ваников».

Капитан-газ

Поисковое судно готовится в сложный рейс, но тут заболел капитан. Начальник тралового флота, Филиппов А. И., вызывает кадровика и даёт указание назначить на это судно капитана-газа. Через некоторое время кадровик приносит список капитанов, злоупотребляющих спиртным, особенно на отходе в рейс, и начинает предлагать кандидатуры. Но начальник отрицательно качает головой и, наконец не выдержав, прерывает читающего, спрашивая: «Я о чём тебя просил? Найти капитана-газа! Он сейчас на отгуле выходных дней». - «Но, Анатолий Иванович, я принёс вам целый список таких капитанов и думал, что Вы сами выберете». - «Мне нужен капитан-газ! Как там в химии: бутан, пропан...» - Кадровик подсказывает: «Метан». - «Вот, вот! Метана и пошлём на это судно», - заключил Филиппов А. И.

С той поры прошло несколько лет. Был тяжёлый отход у плавбазы «Маточкин Шар». Капитан-директор Метан В. М. не спал уже двое суток, поддерживая себя крепким кофе. Наконец вышли в море, капитан забылся тяжёлым сном, и ему приснилось, что он идёт в порт и его плавбаза проходит Нордкап. Тут он просыпается, выходит на мостик, вахтенный штурман ему докладывает, что плавбаза проходит Нордкап, по судну всё в порядке. Капитан недоуменно смотрит на штурмана и заявляет: «А почему Нордкап у нас с левого борта?» Немного помолчав, сам и отвечает: «Или Нордкап у нас должен быть с правого борта, или Метан не капитан!» И уходит с мостика...

Команды

В 1960-е годы в Мурманском рыбном порту до появления компактных радиостанций существовала громкая связь. На столбах висели мощные, похожие на колокола алюминиевые динамики, разносящие команды диспетчера. Один из диспетчеров обладал гнусавым голосом и зачастую выдавал «перлы» диспетчерских команд. Так, во время его дежурства можно было услышать: «Микула! Микула! Прижми корму Марите Мельникайте на 11-м причале!» («Микула» был паровым буксиром, а «М. Мельникайте» - плавбазой). Или раздавалось: «Бардак! Включите радио, бардак!» (Вместо: «Буксирный пароход «Спартак», включите радио, «Спартак»).

Белое привидение

За сутки до отхода на БМРТ прибыл новый капитан. Команда занималась погрузкой на борт различного снабжения, которое подвозили машины. Последним подъехал «каблучок», из которого матросы извлекли несколько ящиков водки и бережно подняли на палубу. Спиртное предназначалось для празднования Дня рыбака, который экипажу предстояло отмечать в рейсе. Погрузку спиртного заметил капитан и распорядился ящики с водкой поставить в его ванную. Своё решение он мотивировал тем, что таким образом будет обеспечена сохранность такого ценного продукта.

Наконец судно вышло в море. Пройдя маяк Цып-Наволок, легли на генеральный курс, и капитан спустился к себе в каюту. Две недели шли до Джорджес-банки, и всё это время капитан из каюты не выходил и никого не принимал, а только изредка переговаривался с вахтенным штурманом.

На вторую ночь по прибытии на промысел, когда вахтенный 2-й помощник капитана напряжённо вглядывался сквозь ночную мглу в ходовые огни встречных судов, вдруг кто-то положил ему руку на плечо. Оглянувшись, он увидел какое-то белое существо, стоящее у него за спиной.

В первое мгновение у штурмана волосы поднялись дыбом, а по спине пробежал неприятный холодок. Но тут белое существо, обдав оторопевшего штурмана водочным перегаром, спросило: «Штурман, а ты Нордкап прошёл?» И штурман понял, что перед ним капитан в белом нательном белье.

Старпом, помполит, главмех провели совещание и договорились пригласить на борт флагмана, чтобы принять окончательное решение по поводу своего капитана. Флагман понял, что на этом БМРТ случилась неприятность, и срочно прибыл на борт. Оказалось, что весь переход капитан «отдыхал», уничтожив за это время 20 бутылок водки. При разборе этого случая объяснить подобное своё поведение ничем вразумительным он не смог. Поэтому неудавшийся капитан был отправлен в порт, командование, до присылки из порта нового капитана, взял на себя флагман. Для экипажа корабля так и осталось неясным, как этот «командир» оказался капитаном БМРТ?

Нарушитель порядка

Летом 1970 года в районе полуострова Адмиралтейства у западного побережья Новой Земли вёлся активный промысел сайки. Работала большая группа различных судов. Тут были БМРТ Мурманского и Архангельского траловых флотов, бортовые РТ, а также СРТ и PC с плавбазами. Общая численность составляла порядка 50 единиц. Руководил всей этой разнородной группой флагман ГУ «Севрыба», находясь на одной из плавбаз и проводя два раза в сутки общефлотский промысловый совет.

Промысел шёл успешно, рыбы было по потребности, и даже погода благоприятствовала рыбакам. Круглые сутки светило яркое солнце, и море было спокойным. Но жизнь часто подстраивает людям в самой спокойной обстановке какую-нибудь неожиданность, заставляя настораживаться и не расслабляться. При этом сам факт произошедшей неприятности кажется просто невозможным. Вот в такой обстановке спокойно шёл вечерний промысловый совет. И вдруг раздался сигнал «SOS!»

Очередной выступающий недоуменно воскликнул: «Вот ещё хохмач нашёлся! Что, забыл, что идёт промысловый совет, а ты со своим SOS лезешь!» Совет скомкан, стали разбираться, в чём дело. Оказалось, что траулер-ловец «Рыбак» (были два таких тральщика в Мурманском тралфлоте, постройки ГДР) таранил лежащего в дрейфе СРТ. РТЛ ударил почти под прямым углом и пробил корпус, сделав небольшую пробоину выше ватерлинии. Капитан, выбежав из рубки, где слушал совет, не разобрался в ситуации и поспешил дать «SOS». Аварийное судно поставили к борту плавбазы и повреждение устранили, а РТЛ получил прозвище «курносый».

Океанская вахта