«Пятилетний» капитан Печать

В богатой истории Северного морского пароходства существовало такое явление, как продвижение от матроса до капитана всего за пять лет. За этот короткий период выпускники Архангельского мореходного училища проходили все ступени и становились капитанами.

Могу назвать одного из плеяды «пятилетних» капитанов - Александр Александрович Садовников. Как и многие его товарищи по мореходному училищу, он в 1944 году прервал учёбу: шла война, не хватало плавсостава на судах пароходства. И пошёл матрос на пароход «Вятка», ходил в конвоях по Северному морскому пути. Только через три года, окончив училище, стал штурманом. Пройдя все штурманские должности за пять лет, Садовников стал капитаном. Да ещё каким!

Судьба свела меня с этим замечательным человеком и капитаном в 1974 году, когда Александр Александрович принял новый крупнотоннажный лесовоз «Василий Мусинский». Я же получил назначение на это судно первым помощником капитана.

Если определить одним словом методы работы капитана, то можно сказать, он - хозяин. Александр Александрович действительно был хозяином на судне в самом хорошем смысле этого слова. Для обеспечения безопасности плавания он требовал неукоснительного выполнения всех работ: от размещения и крепления груза до расположения и хранения боцманского инвентаря под полубаком. До всего капитану было дело. Его часто видели в трюмах, на верхней палубе, в машинном отделении, его хозяйский взор проникал повсюду. И как результат - безаварийная работа судна из года в год.

Не только материальная часть заботила капитана. Люди, члены экипажа - вот где проявлялся характер и талант руководителя. Капитан умело побуждал к качественной работе, находил подход к каждому члену экипажа. На судне царила атмосфера доброжелательности. Нужно было видеть, какие добрые взаимоотношения были у капитана и старшего механика Николая Сергеевича Сергеева. Они вместе принимали теплоход в Польше, понимали друг друга с полуслова.

В экипаже постоянно чувствовалась заботливая, хозяйская рука капитана. Выполнялись плановые задания, экипаж жил единой, дружной семьей, все стремились поскорее возвратиться на своё судно из отпуска. И когда узнали о награждении капитана Садовникова орденом Ленина, восприняли как справедливую и заслуженную награду за добрые дела и преданность морскому флоту. Высокая оценка труда дана правительством, а единодушное одобрение - экипажем.

Ветераны XX века