Вас рассудит «ФАС» Печать

На рынке строительных и строительно-ремонтных услуг Мурманской области действует не одна сотня организаций, занимающихся строительной деятельностью

Не так давно только в разговорах о «загнивающем, капитализме» мы употребляли термин «конкуренция». В нашем лексиконе существовал другой термин — «соревнование», причем, перестав быть «коммунистическим» и «социалистическим», соревнование продолжало носить определение «здоровое». Это был период введения хозрасчета, знака качества и прочих атрибутов, характеризующих попытки совместить социалистический образ жизни с капиталистическими методами управления.

Стихийный рынок в борьбе без правил разрушил многие организации до голых стен, другим же держателям ресурсов отвел роль монополистов, живущих будто одним днем: создается впечатление, что их целью и смыслом жизни является полное разорение всех своих клиентов. Возникает вопрос: кому они собираются продавать потом свою продукцию?

На рынке строительных и строительно-ремонтных услуг Мурманской области действует не одна сотня организаций, занимающихся строительной деятельностью. Приглашение той или иной организации в качестве исполнителя заказа зависит не только от качества ее работы, но и от многих других факторов. Один из них — способность выстоять в конкурентной борьбе.

О возможных путях решения некоторых проблем, подчас возникающих в строительной сфере, рассказала Ирина Петровна СОКОЛОВА, кандидат экономических наук, заместитель руководителя территориального управления по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Основной особенностью деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы является то, что в отличие от многих других контрольно-надзорных организаций ФАС не устраивает проверок, а работает преимущественно по жалобам. Если есть жалобы на злоупотребления рыночной властью какими-то крупными организациями, либо были замечены антиконкурентные соглашения, то возбуждаются дела.

Второе направление деятельности ФАС превентивного плана. В соответствии с российским законодательством осуществляется государственный контроль над процессами экономической концентрации, то есть над различными формами взаимодействия между участниками рынка (путем приобретения акций или активов, участием в органах управления компаний), в том числе над объединением компаний в сфере строительства или производства строительных материалов. Во многих случаях, когда имеются достаточно большие активы либо одна из участвующих в слиянии компаний доминирует на рынке, требуется предварительное согласование или уведомление антимонопольных органов. Аналогичная практика существует во всех странах.

Помощь ФАС участникам строительного рынка может быть достаточно действенной. У Федеральной антимонопольной службы уже были дела с нарушениями антимонопольного законодательства в строительной сфере и в сфере услуг, оказываемых строителям: рассматривались жалобы на создание препятствий в свободном доступе к сырьевым рынкам (глина, песок и пр.). Мы также занимались теми случаями, когда естественные монополии (к которым относятся, например, такие предприятия, как «Ленэнерго», СПб ТЭК, «Водоканал») злоупотребляли своей рыночной властью, навязывая невыгодные условия договоров со строительными организациями, в том числе в случаях, когда шло подключение новых объектов к сетям.

В Управление поступало много различных жалоб на неправомерное выделение земельных участков? и мы неоднократно рассматривали ситуации, связанные с этими нарушениями. Как правило, возникающие конфликты были связаны с целевым выделением участков, на которые имелось несколько претендентов. Одно из таких дел, рассмотренное антимонопольным органом, находится в настоящее время в суде. Все земельные участки теперь выставляются на аукцион.

Министерство антимонопольной политики РФ рассматривало заявления Лицензионной палаты СПб и ООО «Балтийский союз» на необоснованные действия филиала ГУ «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России». В них указывалось на взимание с соискателей лицензии не предусмотренных действующим законодательством о лицензировании плат и денежных сборов путем заключения договоров на оказание услуг по государственному лицензированию. МАП РФ выявило в Уставе ГУ ФЛЦ и Положении о филиале ГУ ФЛЦ признаки нарушения антимонопольного законодательства, которые выражались в наделении указанных хозяйствующих субъектов функциями и правами органов исполнительной власти (выполнение в установленном порядке контроля деятельности лицензиатов в части выполнения лицензионных требований и условий).

МАП РФ предложило Госстрою России в добровольном порядке внести изменения в Устав ГУ ФЛЦ и Положение о филиале ГУ ФЛЦ в целях устранения нарушений антимонопольного законодательства. Госстрой России выполнил эту рекомендацию и утвердил новую редакцию Устава ГУ ФЛЦ, исключив наделение контрольными функциями указанных хозяйствующих субъектов.

Теперь соискатели лицензии на неправомерные действия филиала ГУ ФЛЦ могут применить обжалование в ФАС(это здесь - https://www.certustender.ru/fas.html)  в тех случаях, например, если ФЛЦ станет отказывать соискателю лицензии в приеме документов, при отсутствии заключенного договора на оказание консультационных и других услуг, что возможно только при участии самого соискателя лицензии.

Заявления от хозяйствующих субъектов по фактам недопущения, ограничения, устранения конкуренции и ущемления интересов хозяйствующих субъектов, содержащие доказательства и оформленные в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП РФ от 25.07.96 №91, необходимо направлять в адрес Федеральной антимонопольной службы.

В отношении нарушителей антимонопольного законодательства ФАС может предпринимать некоторые санкции. В соответствии с действующим законодательством санкции применяются за неисполнение предписаний антимонопольного органа, направленных на недопущение нарушении закона, устранение последствий таких нарушений. Предписание антимонопольных органов подлежит исполнению. Разумеется, его можно оспорить в суде. Но если оно не оспорено в суде, за его невыполнение налагается штраф.

Есть также «прямые» санкции — штрафы за несоблюдение установленных процедур предварительного согласования или уведомления антимонопольного органа о совершении сделок по приобретению акций, активов или осуществление иных действий, подлежащих государственному контролю. В некоторых случаях антимонопольный орган может запретить сделки, приводящие к ограничению конкуренции на товарных рынках. В сфере строительства, насколько мне известно, такие запреты до сих пор не устанавливались. Но, в принципе, это возможно.

Подготовила Валентина ЕГОРОВА

Журнал "СЕВЕР строительный" № 2 2005 г.

Еще статьи на тему "строительной":

Лучшим производителям строительной отрасли вручены Золотые медали

Техническое регулирование строительной отрасли

Краткий обзор строительной деятельности за январь-июнь 2007 года

Строительный бизнес без финансовых проблем - это возможно

Флагман строительной науки Мурманской области

Актуальные проблемы лицензирования в строительной отрасли