Стратегические аспекты управления новым нефтегазовым регионом Печать

Основные направления эффективного управления новым нефтегазовым регионом шельфа России

Алексей Фадеев, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф».

Алексей ФадеевУсловия деятельности практически всех нефтяных компаний в мире в последние годы становятся все более строгими, что обусловлено ухудшением структуры запасов и истощением большинства крупных месторождений, которые до настоящего времени обеспечивают основной объем добычи углеводородов. Одна из тенденций мировой нефтегазодобычи на современном этапе - увеличение доли нефти и газа из морских месторождений. На континентальном шельфе сосредоточено 30% мировой добычи углеводородов. Только в 2001 г. часть морской добычи в зарубежных странах составила 35% нефти и 31,6 % газа[1]. Ежегодный мировой объем добычи на шельфе составляет 1,1 млрд тонн нефти и 850 млрд куб.м. газа, что составляет треть мировой добычи углеводородных ресурсов1.

Нефтегазовый сектор является важнейшим звеном в структуре экономики России, во многом формируя значительную часть налоговых поступлений федерального бюджета. Кроме того, добыча и переработка углеводородных ресурсов во многом определяет состояние экономики большинства наиболее благополучных территорий Российской Федерации.

В России освоение нефтегазовых месторождений на шельфе только начинается. Выявлено более 20 крупных нефтегазоносных бассейнов, открыто 32 месторождения, в том числе гигантские - Штокмановское, Русановское, Ленинградское. Площадь континентального шельфа России составляет 6,2 млн км2, что соответствует 21% площади мирового океана. По оценке специалистов общий нефтегазоносный потенциал российского шельфа сопоставим с крупнейшими нефтегазовыми провинциями мира.

Анализ структуры распределения начальных суммарных ресурсов по акваториям (рис.1) показывает, что наибольшая доля (около 67%) приходится на моря Западной Арктики - Баренцево, Печорское и Карское [2]. Около 4,3 млн км2 этой площади и 0,4-0,5 млн км2 глубоководья перспективны в отношении нефти и газа. Из них Западной Арктике принадлежат около 2,2 млн км2.

В настоящее время подготовка запасов и освоение нефтегазовых месторождений на шельфе арктических морей выделяется как одно из перспективных направлений развития сырьевой базы нефтегазовой промышленности России, и масштабное освоение Арктического шельфа является стратегическим направлением для Российской Федерации. Успешное освоение углеводородных месторождений на шельфе Арктики позволит:

- создать новый нефтегазодобывающий регион на шельфе Баренцева моря;

- создать на Северо-Западе России инфраструктуру для производства и транспортировки сжиженного газа;

- создать новые и адаптировать к арктическим условиям существующие передовые технологии комплексной морской нефтегазодобычи (подводные добычные комплексы, многофазную транспортировку продукции на большие расстояния и др.);

- создать нормативно-правовую базу, обеспечивающую добычу углеводородов на шельфе;

- в значительной степени стимулировать развитие отраслевой науки и отечественной промышленности по созданию наукоемких технологий освоения шельфовых месторождений.

Рисунок 1 - Распределение начальных суммарных ресурсов по акваториям России
Распределение начальных суммарных ресурсов по акваториям РоссииПроцесс разработки нефтегазовых месторождений на шельфе отличается большой капиталоемкостью проектов, необходимостью использования передовых морских технологий, высокой степенью риска вложения капиталов. Помимо чисто технологических трудностей, специалистам придется решать и ряд проблем, связанных с более жесткими требованиями к сохранению окружающей среды. Если говорить о разработке шельфа арктических морей, являющегося естественной ресурсной перспективой как для Норвегии, так и для России, то обеим странам предстоит разработать целый комплекс технологий, нацеленных на охрану окружающей среды и мониторинг в специфических условиях Севера. Усложняющиеся условия работы и возникающие новые технологические проблемы делают необходимым принятие международных признанных норм и стандартов для освоения шельфа арктических морей и адаптацию к ним целого ряда отраслей промышленности. Мировой опыт показывает, что осуществление проектов по освоению шельфа объединенными усилиями мощных международных компаний позволяет привлечь новейший научно-производственный потенциал и серьезные инвестиции.

По единодушному мнению специалистов, освоение Штокмановского ГКМ, являющегося самым крупным из морских неразрабатываемых месторождений и находящегося в арктических широтах на расстоянии более 600 км, представляется самым сложным и ответственным нефтегазовым проектом в мире. Основными факторами риска являются: низкие температуры воды и воздуха, полярная ночь, сложные гидрометеорологические условия, удаленность от береговой линии, наличие устойчивого ледяного покрова, сложные технологические решения, возможные экологические последствия.

Начало освоения шельфа арктических морей и наращивание объемов транспортировки нефти неизбежно приводят к тому, что Мурманск станет промышленной базой будущих проектов по добыче нефтегазовых ресурсов региона, что даст импульс развитию промышленных предприятий Северо-Запада. Мурманск является единственным незамерзающим портом на севере России, способный принимать танкеры водоизмещением более 160 тыс. тонн, т.е. суда, которые будут задействованы в поставках российской нефти в зарубежные страны. С большой долей уверенности можно утверждать, что Мурманск сегодня имеет такое же стратегическое значение для российской экономики в вопросах освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа, как норвежский порт Ставангер и шотландский Абердин в начале нефтяной добычи на шельфе Северного моря более 30 лет назад.

Особенность Мурманского региона заключается в географической близости к крупнейшему в мире Штокмановскому газоконденсатному месторождению и ряду других углеводородных месторождений, открытых еще в советское время. Экономический потенциал Мурманской области в вопросах реализации нефтегазовых проектов на Арктическом шельфе трудно переоценить. Здесь расположены крупнейшие промышленные и судоремонтные предприятия, научно-исследовательские и образовательные учреждения. Мурманск располагает незамерзающим морским портом, способным обеспечить заход практически любых типов судов, развитой портовой инфраструктурой, крупными промышленными и транспортными предприятиями.

Нефтегазодобывающий регион является сложным объектом управления и прогнозирования, его основная задача долгосрочного развития состоит в обеспечении потребностей страны в углеводородных ресурсах и формировании стратегии комплексного освоения недр с учетом обустройства территории, а также нагрузки на природную среду региона.

Важной характеристикой нефтегазового комплекса является характер размещения предприятий: они не могут существовать в территориальном отрыве от соответствующих месторождений углеводородных ресурсов. Кроме того, добывающие предприятия находятся в прямой зависимости от природных факторов. Углеводородные запасы ограниченны и в существенной степени определяют срок функционирования предприятия и его мощность. В этой связи становится очевидным, что производственная мощность добывающих предприятий зависит не только от уровня развития технологических решений, но также определяется природными факторами, вследствие чего весьма возрастает необходимость прогнозирования комплексного освоения углеводородных ресурсов.

В современных условиях важной особенностью промышленной политики государства является экономический переход от равномерного выравнивания социально-экономического развития территорий к поляризованному развитию, а также к определению и поддержке регионов -«локомотивов роста». Опыт ведущих мировых держав показывает, что через такой ускоренный рост отдельных регионов прошли практически все страны, пережившие экономический и социальный подъем. Реализуемая концентрация усилий в рамках отдельных регионов позволяет получить эффекты масштаба и агломерации, создающие в «полюсах» («локомотивах») роста силы саморазвития, а правильный выбор данных полюсов в стране обеспечивает со временем подъём окружающих регионов.

Для эффективного и безопасного освоения шельфовых арктических месторождений необходимо решить важную задачу: с одной стороны - выработать эффективную государственную политику комплексного управления нефтегазовыми ресурсами в регионе и, с другой стороны, -привлечь частный капитал и ресурсы, способные реализовать на высоком техническом, технологическом и социальном уровнях процесс их освоения.

Начиная с 1990-х годов, стратегии развития кластеров стали определяющими при выборе модели экономического развития региональных и национальных экономик во многих странах мира.

В последнее время в России также появляется все больше сторонников отказа от традиционных программ экономического развития, ориентированных на развитие отдельных компаний и отраслей, и перехода к формированию промышленных региональных кластеров. Однако, в силу отсутствия необходимого опыта формирования и развития таких кластеров в России, данный процесс может занять значительный период времени, что грозит утратой российскими отраслями своих позиций на мировом рынке. В этой связи необходимость исследования механизмов и инструментов формирования региональных промышленных кластеров является актуальной задачей государственного развития.

В самом общем плане региональные кластеры можно определить как сеть производителей, поставщиков, потребителей и других элементов промышленной инфраструктуры региона, взаимосвязанных в процессе создания добавочной стоимости.

«Особенностью организационной структуры мирового нефтегазового сектора является высокая роль мелких компаний на начальных и заключительных стадиях освоения и разработки сырьевых провинций», утверждает Крюков В.А. в своей работе «Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации» [4]. Возникновение нового нефтегазового региона в России определяет необходимость развития малого бизнеса в нефтегазовом секторе экономики посредством эффективных экономических механизмов, направленных на создание и поддержку малых и средних компаний в нефтегазодобывающем секторе.

По мнению автора, основные усилия государства должны быть сосредоточены, прежде всего, на развитии региональных промышленных кластеров, некоторые из которых уже сформировались естественным путем и имеют все перспективы стать в дальнейшем транснациональным кластером. Наличие подобного рода кластеров может быть также основой перспективных проектов и программ международного сотрудничества. Введение кластерного подхода позволяет говорить скорее в терминах бизнеса и экономической выгоды, чем в терминах геоэкономики или геополитики. В отличие от обычных форм кооперационно-хозяйственных взаимодействий малого, среднего и крупного бизнеса, кластерные системы характеризуются следующими особенностями:

- наличием крупного предприятия-лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную и иную стратегию всей системы;

- устойчивостью хозяйственных связей хозяйствующих субъектов - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;

- долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов, основных систем управления, контроля качества и пр.

Региональные промышленные кластеры - одна из форм организации малого и среднего предпринимательства, отличающаяся расположением на ограниченной территории большого количества предприятий малого бизнеса, занятых либо производством однотипных продуктов (услуг), либо составляющих технологическую цепочку. Подобная организация основана на сочетании конкуренции и кооперации малых предприятий. Она позволяет максимально эффективно использовать ресурсы территории и предприятий для повышения конкурентоспособности их продукции. В рамках конкретных промышленных кластеров происходит объединение усилий по проведению маркетинговых исследований, технологических разработок, а также совместного выхода на внешние рынки.

В контексте создания промышленных кластеров Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) занимает особое положение. Достаточно отметить, что в данный округ входят 11 субъектов Российской Федерации. На долю СЗФО приходится около 10% территории и 10% населения России (-14,4 млн человек), 10% объема промышленного производства России. Округ является единственным в России регионом, имеющим общую границу с государствами-членами Европейского Союза. Через территорию Северо-Западного федерального округа осуществляется большая часть торговли России со странами Европы. Сегодня для решения задач, связанных с экономическим ростом государства и интеграцией России в мировую экономику, Северо-Западный федеральный округ располагает вполне современным транспортной и промышленной инфраструктурой.

Минимизация логистических затрат и внедрение современных управленческих технологий при формировании и развитии кластера в регионе, где наблюдается высокая географическая концентрация взаимосвязанных отраслей, позволят увеличить приток капитала и технологий, а также прямых иностранных инвестиций. Именно такие инвестиции способны привнести в регион кроме финансовых средств и новые технологии, и интеллектуальные ресурсы, и управленческие навыки, и всемирно известные торговые марки. «Впрочем, сам факт создания такой популярной за рубежом структуры, как кластер, может стать одной из ключевых составляющих при выборе региона иностранными инвесторами» [3].

Одной из возможных форм организации регионального промышленного кластера может выступать ассоциация - некоммерческая структура, представляющая интересы добровольных членов кластера, оказывающая им специальные услуги и помогающая им создавать горизонтальные и вертикальные связи между ними. Одним из ключевых достоинств такой организации является ее инфраструктура, которая предоставляет членам кластера возможности узнавать друг друга, делиться идеями, учиться другу друга и создавать корпоративную культуру.

Обобщая сказанное, можно выделить основные направления эффективного управления новым нефтегазовым регионом и освоения шельфовых месторождений в Баренц-регионе.

Очевидно, что в современных условиях главным фактором, определяющим возможности экономического роста региональной экономики, является конкурентоспособность отдельных отраслей или комплексов, а также создание условий, способствующих реализации тех преимуществ, которыми располагает регион. Важнейшим фактором конкурентоспособности региона и находящихся на его территории предприятий выступает формирование и развитие промышленных кластеров, т. е. групп интеграционно взаимосвязанных предприятий и институтов, позволяющих использовать регион в качестве уникальной агломерационной среды, повышающей как эффективность каждого участника, так и его устойчивость в рамках современной сетевой многоуровневой структуры.

При формировании и развитии кластеров весьма важно использование зарубежного опыта решения данных задач с учетом российской специфики. Сложность и многовариантность задач и решений обуславливает необходимость научного сопровождения и слаженной работы на всех уровнях.

При успешной реализации проектов Мурманская область должна стать локомотивом роста, способствующим развитию конкурентоспособных территориальных промышленных кластеров на базе использования топливно-энергетических ресурсов шельфа Баренцева моря.

Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности является одним из примеров создания промышленных кластеров в Мурманской области. Достаточно отметить, что в настоящее время Ассоциация объединяет более 130 предприятий, представляющие различные отрасли промышленности и сферы услуг: строительные, сервисные, транспортные, научно-исследовательские, образовательные, консалтинговые, телекоммуникационные и другие компании, которые намерены участвовать в качестве поставщиков в предстоящих разработках углеводородных месторождений Арктического шельфа.

Для повышения компетенции предприятий-членов Ассоциации «Мурманшельф» как поставщиков для нефтегазовой промышленности проводятся международные обучающие семинары, на которые привлекаются ведущие специалисты из российских и зарубежных нефтегазовых компаний, крупнейших компаний-поставщиков в мире: ОАО «Газпром» (ООО «Севморнефтегаз», ОАО «Гипроспецгаз», ООО «Газфлот», ООО «Гипроспецгаз»), StatoilHydro ASA, VetcoAbel, FMC Technologies и др.).

Важно, что в настоящее время проект разработки Штокмановского ГКМ переходит в практическую плоскость. Согласно планам ОАО «Газпром», первый газ с месторождения планируется получить в 2013 г., первый сжиженный природный газ - в 2014 г2.
Литература

1. Глумов И. Морские горизонты II Нефтегазовая вертикаль, 2002.-№ 9-Ю.- С. 77.
2. ГригоренкоЮ.Н., МирчинкИ.М. Углеводородный потенциал континентального шельфа России: состояние и проблемы освоения //Минеральные ресурсы российского шельфа. Специальный выпуск, 2006.-С.15.
3. Ильинский А.А., Мнацаканян О.С., Череповицын А.Е. Нефтегазовый комплекс Северо-Запада России: стратегический анализ и концепции развития. -СПб.:Наука,2006.-С216.
4. Крюков В.А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998.-280 с.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2008 г.

Еще статьи на тему "нефтегазовых":

Вопросы развития рынка сервисных нефтегазовых услуг в России

Шаги к освоению нефтегазовых месторождений

Освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа в стратегии социально-экономического развития Мурманской области

Разработка нефтегазовых месторождений на крайнем севере

Основа эффективного освоения нефтегазовых ресурсов баренцево-карского шельфа

О рыбохозяйственном мониторинге при освоении нефтегазовых ресурсов на высокоарктическом шельфе