Эксперты раскритиковали «модель конкурентоспособного развития Северного морского пути» Печать

В 2015 году Правительство РФ приняло комплексный проект развития Северного морского пути (СМП), который закрыт для общественности, поскольку содержит информацию по обеспечению вопросов обороны в акватории.

По той же причине недоступна модель конкурентоспособного развития СМП. Российские эксперты настаивают на широком обсуждении проекта.

В Мурманске состоялась 6-я международная конференция «Логистика в Арктике», организатором которой является ассоциация подрядчиков «Мурманшельф». Конференция была посвящена вопросам развития Северного морского пути (СМП): перспективам развития, транспортно-логистическим операциям, развитию береговой инфраструктуры, и т.д.

Планируемый грузопоток в Арктическом регионе

По словам члена научного совета при Совете безопасности РФ, директора ООО «Гекон» Михаила Григорьева, «Северный морской путь, точнее - Северный морской транспортный коридор (СМТК), который помимо Севморпути включает акватории Баренцева, Белого, Печорского и Берингова морей, - национальная транспортная артерия, которая успешно выполняет национальные транспортные задачи. Обеспечивается северный завоз, деятельность предприятий горно-рудного и нефтегазового комплекса, обустройство новых производств, вывоз минерального сырья, решаются другие задачи.

По минимальным оценкам, в течение 10-ти лет эксперты ожидают рост грузопотока по СМТК до 55 млн. тонн. Основной грузопоток будет внутренним, связанным с вывозом природных ресурсов, в первую очередь углеводородов: нефти, конденсата и СПГ, а также угля, рудных концентратов и металлов. Транзит из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу и в обратном направлении не превысит двух миллионов тонн грузов.

Проект комплексного развития СМП

8 июня 2015 года Правительством России был утвержден проект комплексного развития Северного морского пути.

«Реализация комплексного проекта позволит обеспечить безопасность мореплавания, деятельность кораблей и судов Военно-морского флота, северный завоз в субъекты Федерации, расположенные на Крайнем Севере, и защиту морской среды от загрязнения, а также повысит надёжность транзитных перевозок и перевозок углеводородного сырья с мест добычи, расположенных на арктическом побережье и континентальном шельфе Российской Федерации», - говорится на официальном сайте Правительства РФ . Срок реализации комплексного проекта - 2015-2030 годы.

«Документ «Комплексный проект развития Северного морского пути» не публикуется, так как содержит сведения ограниченного доступа», - говорится на сайте Правительства.

В то же время аналитический центр при Правительстве РФ в партнерстве с американской компанией McKinsey разрабатывают модель конкурентоспособного развития СМП.

«Раньше в подобных случаях, публиковалось все, за исключением закрытой части. Я не могу понять, почему для общественного обсуждения закрыты гражданские разделы. Почему американская компания, которая должна строить модель в строгом соответствии с утвержденным правительством планом комплексного развития СМП, допускается к этим материалам, а российские компании, проектные организации, которые имеют соответствующий опыт, не допускаются», - возмущен член научного совета при Совете безопасности РФ.

Учите матчасть

Григорьев фактически обвинил разработчиков в некомпетентности, непонимании сути происходящего и множестве фактических ошибок..

Например, разработчики считают, что на Долгинском месторождении добыча нефти возрастет до 7 млн тонн к 2020 году, и месторождение станет одним из источников увеличения поставок нефти. На самом же деле, месторождение не разрабатывается, а срок его ввода перенесен на период после 2030 г.

Нефть с танкера «Белокаменка», использовавшийся как рейдовый перевалочный комплекс в Кольском заливе, не отгружается с января 2014 года, несмотря на заверения разработчиков документа о том, что перевалка нефти продолжается.

Список подобных «ошибок» составляет несколько страниц.

«Представленные предложения продемонстрировали абсолютную дремучесть разработчиков в понимании сути происходящей ситуации.

Самое опасное - на основе созданной «модели» будут формироваться документы государственного планирования. Потом все это трансформируется в конкретные решения, которые имеют жизненные значения для предприятий регионов», - рассказал Григорьев в интервью «Беллоне.Ру».

Эксперт настаивает на том, что обсуждение модели конкурентоспособного развития СМП, должно проводиться широко, с участием администрацией регионов, научных институтов и тех организаций, которые непосредственно связаны с освоением природных ресурсов в акватории СМП и развитием транспортной системы - это и Мурманское морское пароходство, Совкомфлот, Северное морское пароходство, Атомфлот и т.д.

«Мы поддерживаем широкое публичное обсуждение проекта конкурентного развития СМП, о чем ведем переговоры на разных уровнях», - рассказал заместитель Губернатора Мурманской области Григорий Стратий.

Анна Киреева, Беллона

Транспорт