Правительство планирует введение платных автодорог Печать

Китайские компании выразили заинтересованность в строительстве платных трасс в Москве и Санкт-Петербурге

В планах Минтранса обозначена задача по созданию единого экономического пространства путем соединения всех регионов единой дорожной системой. На эту тему высказались чиновники разных уровней, во главе с президентом. Однако, как говорят сами представители власти, этим планам не суждено сбыться без вливаний частного капитала. Выходом являются концессии и платные дороги.

Эта идея была озвучена еще в Бюджетном послании президента. В частности, там сказано, что финансировать строительство автодорог необходимо с привлечением средств из инвестиционного фонда и с использованием частного софинансирования. После этого идея единой дорожной системы начала активно развиваться. "Мы впервые получаем возможность соединить автодорогой всю страну от Владивостока до Калининграда", - заявил в своем выступлении первый вице-премьер Сергей Иванов.

По словам министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу, Россия "может быть транзитным государством и брать плату за перемещение грузов". Однако затраты на данный проект весьма велики. Объем ежегодных средств, необходимых на развитие автодорожной сети, к 2015 году составит более 1,5 трлн. рублей, в следующие 10 лет сумма увеличится до 8,5 трлн. "Государство не может себе позволить тратить триллионы на эти цели", - заявил Сергей Иванов.

По словам чиновников, решением проблемы финансирования станет реализация целевой программы "Развитие транспортной системы России на период до 2020 года", обновленная версия которой находится на рассмотрении Правительства РФ. Основная цель программы заключается в привлечении частного капитала путем частно-государственного партнерства и концессий. По словам Сергея Иванова, "Концессии, которые подключат частный бизнес, уже доказали: на один рубль, вложенный государством, приходятся еще четыре рубля инвестиций".

Механизм концессий работает в России, начиная с 2006 года. Сдерживающим фактором прихода частного капитала в автодорожное строительство является долгий срок возврата инвестиций - около 30 лет. Одним из спорных моментов также является механизм резервирования и изъятия земель, находящихся в частном владении. По словам председателя комитета по собственности Государственной думы РФ Виктора Плескачевского, "автодороги – это специфический объект недвижимости, сюда входят разные зоны, например, леса, земли сельхозназначения". По его словам, в первую очередь вопрос в землях, которые находятся в зоне дорог, "не ясно, какие на них начислять обременения".

Точкой соприкосновения в данном вопросе стали планы по созданию платных автодорог. Причем интерес к этим проектам возникает все больше у западных инвесторов. В частности, китайские компании выразили заинтересованность в строительстве платных трасс в Москве и Санкт-Петербурге. Заявки на участие в строительстве платной автодороги Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге подали практически все крупнейшие европейские строительные и концессионные компании.

По словам мэра Москвы Юрия Лужкова, платные дороги на территории Москвы недопустимы, однако он не исключает возможности появления некоторых платных подмосковных трасс, ведущих в столицу. Напомним, что на сегодня существуют пять проектов платных автодорог: центральная кольцевая автодорога (ЦКАД), строительство которой планируется завершить в 2010 году, новая трасса Москва - Петербург, трасса от МКАД в районе развязки с Молодогвардейским шоссе, трасса «Дон» (Москва-Кашира) и Домодедовское шоссе.

Арина Ковина Источник: РБК-Недвижимость

Журнал "СЕВЕР строительный" № 2(май) 2007 г. 

Еще статьи на тему "платных":

Доход от платных парковок в центре Москвы за месяц составил 4 млн рублей

Перечень платных услуг

На платных дорогах не должно быть инспекторов ГИБДД