Инженерная инфраструктура территории Печать

5.8. Инженерная инфраструктура территории

Инженерная инфраструктура территории включает сооружения транспортной сети, внешние системы тепло- и водоснабжения, водоотведения и электроснабжения.

Наземная сеть транспортных коммуникаций в Мурманской области представлена железнодорожными линиями и автомобильными дорогами.

Железнодорожные пути 

Железнодорожные линии находятся в ведении Мурманского отделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД». Общая протяженность сети железных дорог в пределах Мурманской области составляет 891 км. Из них 355,3 км (примерно 41%) приходятся на магистральное направление железнодорожных линий, которое имеет меридиональную ориентацию. К крупным железнодорожным узлам относятся станции «Мурманск», «Апатиты», «Оленегорск» и «Кандалакша».

При этом южная часть железной дороги (участок Апатиты - Лоухи) обеспечена сплошными вторыми путями для беспрепятственного проезда встречных поездов. Для развязки встречных поездов в северном направлении от станции Апатиты устроены двухпутные вставки.

Магистральное направление железной дороги электрифицировано полностью.

Предполагаемый перспективный рост территориальных грузовых потоков обусловливает дальнейшее развитие дальних и ближних подходов к Мурманскому железнодорожному узлу, а также появление и осуществление планов его масштабной реконструкции.

На это нацелены проект электрификации железнодорожной линии Мурманск - Петрозаводск - Волховстрой - Череповец - Вологда, который позволит реализовать подходы к Мурманскому порту, план по строительству железнодорожных подъездных путей к проектируемым портовым терминалам на западном берегу Кольского залива, а также усиление пропускной способности участка Апатиты - Мурманск.

Автомобильные дороги

Протяженность сети автомобильных дорог области составляет 3405 км. Из них: дороги общего пользования - 2690 км; ведомственные - 715 км. Дороги федерального значения составляют 537 км, или 20% протяженности дорог общего пользования. На территории региона ведутся работы по строительству широтных трасс к международным пунктам пропуска. В 2005 г. был открыт самый крупный за последнее время объект дорожной сети Мурманской области - мостовой переход через Кольский залив на автодороге Кола - Печенга.

Как и для большинства российских регионов, острой проблемой является низкое качество дорог, их недолговечность, что особенно ощутимо оказывается в сложных климатических условиях Севера России. Около 80% протяженности автодорог общего пользования по эксплуатационному состоянию не соответствуют требованиям современного движения по ровности и надежности покрытия, скорости, безопасности движения, по гарантии сохранности груза и безопасности пассажиров. Только 460 км (22,6%) их находится в удовлетворительном состоянии, 895,7 км (44%) - требуют ремонта и капитального ремонта, на 679,9 км (33,4%) - необходима реконструкция, а также ремонт более 60 мостов1(Круглый стол: «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению качества содержания автомобильных дорог в Мурманской области». 29 мая 2008 г. Мурманская областная Дума). Этот факт существенно снижает конкурентоспособность региона, ведет к экономическим потерям и аварийности на дорогах.

В 2007 г. Правительством области была принята региональная Программа развития дорог Мурманской области на 2007-2010 гг. Ведется разработка новой программы, рассчитанной на 2010-2015 гг. Однако сегодня содержание существующих автодорог, их ремонт и тем более строительство новых трасс невозможно без активной позиции федеральной власти.

Системы теплоснабжения

Структура теплоснабжения Мурманской области характеризуется превалирующей долей централизованных источников выработки тепла. Для производства тепловой энергии используются 154 энергоисточника суммарной мощностью 5721,2 Гкал/ч.

В составе отопительных котельных более половины - это энергоисточники малой мощности, которые вырабатывают менее 1% общего объема произведенной тепловой энергии. Основную тепловую нагрузку несут наиболее крупные котельные мощностью более 100 Гкал/час (около 68% общего объема выработки).

К числу факторов, представляющих наибольшую угрозу устойчивому функционированию теплоэнергетической отрасли (ТЭК), необходимо отнести следующие:

 - высокую степень централизации схем теплоэнергоснабжения;

- общий износ производственных фондов в теплоэнергетике региона;

- высокую удельную долю источников теплоснабжения, ориентированныхна потребление наиболее дорогого вида котельного топлива - топочного мазута;

- удорожание топливно-энергетических ресурсов, постоянный рост стоимости закупки основных видов энергоносителей.

Формирование высокоцентрализованных схем энергоснабжения северных территорий было характерно в период существования плановой экономики и направлено на снижение удельных издержек теплофикации интенсивно развивающихся северных районов страны. При этом основным энергоресурсом областных теплоэнергетических предприятий стало относительно дешевое и эффективное мазутное топливо, превосходящее по своей теплотворной способности угольное, завоз которого был связан с меньшими транспортными издержками.

Вследствие этого более 80% тепловой энергии на территории области производится котельными, работающими на мазуте. В современных условиях такие схемы энергоснабжения ведут к снижению общей энергоэффективности регионального теплоэнергетического комплекса, «утяжелению » топливной составляющей тарифов оказания услуг теплоснабжения, увеличению соответствующих затрат населения и организаций, обострению социальной обстановки в регионе. В свою очередь увеличение эксплуатационных потерь, возрастание количества аварий в теплосетях, рост эксплуатационных расходов и времени подготовки к отопительному сезону обусловлены устареванием производственного фонда регионального ТЭК. Общий износ теплоэнергетического оборудования в отрасли достигает 60% (в среднем по области более 43%). Доля паровых и тепловых сетей, нуждающихся в замене, увеличилась с 15,5% в 2004 г. до 18,7% в 2007 г. и продолжает расти.

Увеличение стоимости цен на нефтепродукты привело к разработке планов по модернизации областной теплоэнергетики, появлению проектов по замещению дорогостоящего мазута на более дешевые виды энергоресурсов (проект ТГК-1 строительства Мурманской ТЭЦ-2), увеличению загрузки теплоэлектростанций, работающих на угле (проект теплоснабжения городов Апатиты и Кировск), строительству электрокотельных (город Полярные Зори), реализации программ энергосбережения. При поддержке и координации Правительства Мурманской области созданы и функционируют два специализированных центра энергоэффективности.

В соответствии с РЦП «Реконструкция системы теплоснабжения Ленинского округа г. Мурманска на 2007-2021 гг.» ГОУТП «ТЭКОС» осуществляет реконструкцию теплоэнергоисточников областного центра, систем распределения тепловой энергии жилого фонда.

Важнейшее значение имеет тот факт, что финансирование указанных инвестиционных проектов осуществляется преимущественно из внебюджетных источников, что свидетельствует о начале формирования в отрасли реальных условий государственно-частного партнерства.

Электроэнергетическая сеть

Электроэнергетическая система Мурманской области представлена сетью магистральных и распределительных ЛЭП, которые объединяют 17 ГЭС, Мурманскую и Апатитскую ТЭЦ (филиал Кольский ОАО «ТГК № 1»), Кольскую АЭС (филиал ФГУП концерн «Росэнергоатом»), три ведомственные блок-станции (принадлежат ОАО «Кольская ГМК» и ОАО «Ковдорский ГОК»), а также региональных потребителей электроэнергии.

Даже частичная нагрузка всех электростанций позволяет в полном объеме обеспечивать внутренний спрос. При этом часть производимой электроэнергии поступает в объединенную энергосистему России, а также на экспорт в Финляндию и Норвегию.

Современная структура генерирующих мощностей Кольской энергосистемы (на ГЭС приходится около 43%, на АЭС - 47%) создает благоприятные условия для наращивания конкурентоспособного социально-экономического потенциала области на современном этапе и в ближайшей перспективе, что особенно важно в связи с энергозатратной спецификой промышленного производства региона.

Вместе с тем состояние энергосетевого комплекса уже сейчас накладывает ограничения на развитие экономики некоторых районов области. Основными причинами этих ограничений являются прогрессирующий износ основного оборудования предприятий электроэнергетики, исчерпание пропускной способности магистральной и распределительной сетей электроснабжения. На 2018-2019 гг. запланирован вывод из эксплуатации первых двух блоков Кольской АЭС, что может привести региональную экономику к энергодефицитному состоянию.

Оценивая состояние электроэнергетики в целом, следует отметить, что созданную еще в советское время электроэнергетическую инфраструктуру пока можно назвать адекватной существующим энергетическим потребностям. Но при отсутствии выполнения планов ее масштабной модернизации, включая в первую очередь обеспечение замены выбывающим мощностям, развитие и повышение надежности функционирования сетей, в недалеком будущем ситуация может измениться.

Подготовленные проекты по модернизации и развитию областной электроэнергетики во многом связаны с возможностью появления новых атомных энергообъектов, а также с освоением нетрадиционных возобновляемых источников энергии (энергии ветра). В настоящее время реализуется «Программа обеспечения надежности и развития энергосистемы Мурманской области на 2007-2012 годы». Основу программы составляют как мероприятия по развитию электросетевого хозяйства (строительство подстанции Мурмашинская, комплекс мероприятий по устранению энергодефицита в центральном и северном районах города Мурманска, развитие электросетевой инфраструктуры западного берега Кольского залива), так и строительство новых генерирующих мощностей.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме "Дороги":

Дороги, которые мы выбираем...

От железной дороги, как и 90 лет назад, зависит развитие мурманского порта

Дороги Кольского полуострова

Дороги на Мурмане строят оленегорцы

В Москве будут строить дороги на домах