Организация народного образования и ликвидация неграмотности среди спецпереселенцев Печать

Ликвидация неграмотности и малограмотности среди спецпереселенцев, всеобщее обучение их в школе, подготовка грамотных и квалифицированных специалистов — это была важнейшая политическая задача, стоявшая перед партийными, советскими и общественными организациями Мурманского округа.

В местах проживания спецпереселенцев строились начальные и семилетние школы, открывались средние специальные учебные заведения.

Дети спецпереселенцев школьного возраста подлежали всеобщему обучению и воспитанию.

Большую работу проводили общественные организации и работники народного образования по обучению и воспитанию детей спецпереселенцев. Дети спецпереселенцев вовлекались в активную общественную и кружковую работу. Они вступали в пионеры и октябрята, участвовали в школьном соревновании, занимались в кружках по интересам.

Хорошо было организовано народное образование среди детей спецпереселенцев в школах Кировска и его окрестностях. И хотя дети спецпереселенцев здесь составляли большинство от общего числа учащихся, работа этих школ не отличалась от других школ Мурманского округа. Отношения между детьми вольнонаемных и спецпереселенцев были дружескими и вполне здоровыми. В школах царила такая атмосфера, что ребята не чувствовали различия между собой ни в классовом, ни в социальном отношении. Все это создавало благоприятные условия для нормального развития и правильного воспитания детей спецпереселенцев.

В школах Кировска на 1 января 1935 г. училось 2 698 детей спецпереселенцев, что составляло 65,5% от общего числа учащихся. Пионерская организация города была на 67% представлена детьми спецпереселенцев, а октябрятские отряды - на 70%. О состоянии народного образования, пионерского и октябрятского движения среди детей спецпереселенцев говорят данные предлагаемой таблицы 16.

Таблица 16 Пионерское и октябрятское движение среди детей спецпереселенцев

№пп

Дата

Детей

Пионеров

Октябрят

всего

вт.ч. с/п

%

всего

вт.ч. с/п

%

всего

вт.ч. с/п

%

1.

1.1.1933

3 850

2 840

75,5

403

248

60,0

408

128

31,0

2.

1.1.1934

4 724

3 243

68,3

863

489

56,9

1012

574

56,7

3.

1.1.1935

5 640

3 698

65,5

893

602

67,4

920

650

70,0

Данные таблицы свидетельствуют о том, что дети спецпереселенцев в некоторых спецпереселенческих районах составляли подавляющее большинство пионеров и школьников.

В 1934 г. посещаемость школ города Хибиногорска составила 97,0%. Это говорит о добросовестном отношении детей спецпереселенцев к овладению знаниями. В школьном соревновании принимало участие 4 909 детей, а в кружковой работе — 2 288 человек. Большинство детей спецпереселенцев активно участвовали во внеклассной и внешкольной работе.

Значительная часть спецпереселенческой молодежи училась в горно-химическом и медицинском техникумах города, о чем говорилось выше. Кроме того, лучшей части ударников труда из числа спецпереселенцев было разрешено учиться на заочном отделении института Ленинградского геологоразведочного треста (ЛГРТ), филиал которого находился в городе Хибиногорске. Этот вопрос был специально рассмотрен на заседании Секретариата Хибиногорского горкома ВКП (б) от 29 ноября 1932 г. Секретариат принял постановление: «Допустить прием спецпереселенцев в заочный институт (ЛГРТ) Ленинградского филиала к общему числу вольнонаемных не менее 39% из числа молодежи—лучших ударников, закрепляя последних за базой».

Во всех местах поселений спецпереселенцев с первых дней их пребывания была создана широкая сеть пунктов ликвидации безграмотности среди взрослых. В работе пунктов ликбеза принимали участие не только активисты партийных и советских органов, но и наиболее грамотные из числа спецпереселенцев. Наиболее организованно эта работа проводилась в Хибиногорске.

В 1932 г. во всех пунктах ликбеза занимались 347 человек—неграмотных и 146 малограмотных, а в 1933 г. занимались соответственно 452 и 1 158 человек. На 1 января 1935 г. было выявлено неграмотных 406 человек и малограмотных—520, из них занималось 671 человек.
В1935 -1936 гг. ликвидация неграмотных среди спецпереселенцев была в основном завершена во всех населенных пунктах Мурманского округа. Все эти факты свидетельствуют о том, что ликвидация неграмотности среди спецпереселенцев и осуществление всеобщего образования решались на общих основаниях.

СПЕЦПЕРЕСЕЛЕНЦЫ В ИСТОРИИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ