Экономический эгоизм Печать

Ты еще не устал, дорогой читатель, от всех этих заметов и рекордов, ремонтах и тоннах? А мне, листая подшивки «Рыбного Мурмана», что-то взгрустнулось.

Уже не между строк проблемного материала, а напрямую авторы газеты стали открыто говорить о том, что все это социалистическое соревнование под девизом «Берег - промыслу, промысел - берегу!» не что иное, как фиговый листок, прикрывающий выпирающие «безобразия» и нестыковки рыбацкого конвейера. Мы, журналисты, это прекрасно понимали, но даже в конце 1985 года время еще не подошло скинуть картонные доспехи, снять с каждого конкретного производственного конфликта позолоченную шелуху «договора 14-ти».

Помню, как на редакционной летучке обсуждали подготовку газетного разворота под общей шапкой «Северному рыбацкому конвейеру - ударные стахановские темпы!» О чем писать-то, спрашивали мы редактора, ведь ничего, кроме общих фраз, в этом договоре нет. Взять одну из строк соцобязательств одного из коллективов и раскрыть ее на конкретных примерах? И так со всеми 14-ю участниками?

Что ж, это не трудно. Но скучно - пишем об одном и том же из года в год. «А вы возьмите тот пункт обязательств, о котором раньше не писали, - начинает горячиться Дащинский. - Да и секретариату надо подумать о форме подачи разворота. А что, если к каждому комментарию дать по заставочке-клише фирменного знака предприятия? На эти знаки сейчас пошла такая мода... Да и раньше такого мы не делали.»

Хитер редактор, смог отвлечь нас, журналистов, красивым фантиком - формой материала. И вот передо мною сейчас лежит этот разворот конца 1985 года.* Если повнимательнее вглядеться-вчитаться в его материалы, то профессиональный газетчик без труда заметит как характерные для первого года горбачевской перестройки новинки, так и замшелые журналистские штампы. Возьмем заголовки статей. В советские времена в журналистской братии ходил такой вопрос-анекдот: какую подпись можно поставить под снимком полового акта, если этот снимок поместить на газетных страницах? И отвечалось: да любой заголовок! И вы знаете, это действительно так, ведь как правило заголовки советских газет отличались «силовой-волевой» направленностью, особенно у материалов партийной тематики. Не стали исключением и статьи о соцсоревновании, объединенные нашим разворотом о договоре 14-ти: «Высокая оценка смежников», «Взаимодействие или противодействие?», «Сверх обещанного», «Простои снизились, но...», «Расчеты и просчеты», «О вкусах не спорят»...

Сумели подставить снимок? Подходит? То-то же...

Если говорить серьезно, то наряду с общими фразами руководители флотов и предприятий, следуя уже принятой практике говорить не только об успехах, но и о недостатках, обращались с газетных страниц к народу и своим смежникам с вполне конкретными дельными предложениями. А если при этом журналист, тоже следуя духу времени, брал на себя ответственность оставить лишь конкретику, выбросив пустословие - то получалось совсем неплохо. Возьмем для примера лишь одну статью за подписью начальника управления «Севрыбсбыт» О.Соколовой25 . Статья эта была поставлена на последнее место в очередности выступлений руководителей предприятий-смежников, так как и сам сбыт рыбопродукции тогда занимал соответствующее место.

«Отгрузить в срок и досрочно с высоким качеством всю рыбопродукцию, предусмотренную планом...» - эту строку из обязательств коллектива комментирует начальница, отвечая при этом и на критику со стороны партнеров по соревнованию. Она пишет, что согласно министерскому приказу свой план-заявку на поставку вагонов в морской рыбный порт «Севрыбсбыт» дает на основании сведений, поступающих от флотов.

- Сколько рыбы нам флоты обещают, столько вагонов мы и готовим. Кто же виноват, что обещания не сдерживаются? - наивно спрашивает Соколова. И добавляет \сам себя не похвалишь - кто похвалит?\: - Мы, наоборот, попытались исправить создавшееся положение с нехваткой вагонов в порту, дали дополнительную заявку в Министерство путей сообщения. И там нас выручили, хотя такого раньше не практиковалось...

А далее - внимание! Опять-таки чисто по-женски Соколова с умыслом или без, но высказывает весьма крамольную мысль:

- Хочется несколько слов сказать о работе смежников, в частности, управления «Севрыбхолодфлот». Прежде чем появились их пресервы \а речь идет о пресервах в мелкой расфасовке\, мы разослали проспекты в другие города, запросили области почтограммами, разговаривали с представителями по телефону. И первую партию распространили довольно быстро и без проблем. Но когда там покупатели распробовали эту продукцию, то больше заказов не последовало. Мы не раз обращались с вопросом о качестве пресервов и в управление флота, и в ВРПО. Не надо переоборудовать плавбазы и менять технологию - смените только заливку. Край наш богат ягодами. Была же раньше чудесная брусничная заливка! Или не меняйте ничего - но работайте качественно. Я сама не верила своим работникам, что трудно сбывать пресервы в мелкой расфасовке, пока мне не показали рыбу в ароматной заливке. Скажу прямо - она производит не совсем приятное впечатление. Но тем не менее мы сбывали продукцию «Севрыбхолодфлота», хотя, конечно, надо идти от вкусов потребителя, а не наоборот.*

Вот вам и женская логика, вот вам и наивное предложение - начальница, сама того не ведая, попыталась перевернуть-поставить наше выпестованное годами и вымученное в парткомах соревнование с головы на ноги: в центре-то внимания должен быть человек и его вкусы, а не планы и готовность к трудовому рекорду. Вот где собака зарыта! А надо ли вообще конструировать-строить хитроумные машины, а потом годами пытаться их запустить в работу на судовых рыбофабриках? А надо ли помполиту плавбазы выводить людей на подвахты, чтобы вручную засунуть эту самую мойву в «мелкую расфасовку», если покупатель нос воротит от этой продукции? И вообще нужен ли капитану судна заместитель по политической части, если экипаж будет без лозунгов и встречных планов спокойно работать и получать оклады, паи и премии за доставленную на берег рыбопродукцию, пользующуюся спросом населения? То есть работать на конечный результат.

Но как, как это сделать? Трудно предугадать промысловую обстановку, еще труднее четко регламентировать права и обязанности экипажей десятков судов различных флотов, делающих одно общее дело. У каждого свои интересы, свои планы, которые уже потом, после штормов и миль, недель и месяцев промысла, сложатся в единые показатели работы ВРПО «Севрыба». Станут десятками, сотнями тысяч тонн рыбопродукции, поставленной на народный стол рыбаками Мурмана. Нашим с тобой, уважаемый читатель, ужином, обедом или завтраком. А ты нос воротить...

Ну а если все-таки пойти не от промысла к берегу, а от берега к промыслу, поставить во главу угла не проблемы рыбообработки и судоремонта, портового обслуживания судов и перспективных промысловых прогнозов, а вкусы покупателя рыбного отдела магазина, который хочет принести домой рыбки покушать? К такому повороту событий, признаюсь, мы были не готовы. Мы - это и журналисты «Рыбного Мурмана», и авторы газеты, среди которых выделялись руководители различного ранга, ставшие потом ключевыми фигурами в заполярной рыночной экономике. Именно тогда примерял на себя китель с широким шевроном руководителя флота честолюбивый флагманский капитан отряда судов "Севрыбхолодфлота" А.Ф.Леванов26 , с которым мы встречались на мойвенных путинах, и чьим мнением я весьма дорожил. Преданный своему флоту, Леванов одним из первых понял, что живем мы в перевернутом мире, где сдвинуты основные оценки и ценности человеческого труда. Понял и старался разглядеть трещинки и бреши в тогда еще социалистической экономике, чтобы извлечь пользу для дела. В конце девяностых Леванов признавался:

- В те годы обстановка была такова: неважно какую ты рыбу сдаешь - соленую или в пресервах, важно одно - как можно больше! Денежки шли нам от объема. И никто тогда не считал: а какова рентабельность соленой рыбопродукции, какова - пресервов. Мы чувствовали себя прекрасно: перевыполняли все планы, ходили в передовиках, и денег было полно. А уж совсем полная эйфория наступила вместе с мойвенными путинами. На них лидировали два наших мукомола - «Рига» и «Северодвинск», которые вырабатывали рыбмуку и рыбжир, а цены на эту продукцию были традиционно высокими. Кстати, уже тогда мы начали обменные операции и первыми вышли на открытый рынок. Мы окунулись в него и воочию увидели, что такое заграница.·

Повторюсь, что я говорю о середине восьмидесятых годов, когда все коллективы-смежники, все звенья рыбацкого конвейера были тесно увязаны в единую технологическую цепочку. Стоило одному звену выпасть, стоило специалистам «Севрыбы» пойти на поводу не общих, а «личных» интересов одного предприятия - и все могло рухнуть. И рухнуло, но не из-за недогляда «Севрыбы» - в 1988 году руководители предприятий отказались подписывать Договор 14-ти, назвав его «дитем застоя». Чтобы закончить эту тему, забегу немного вперед и перескажу интервью Толи Вилова с начальником юридического бюро с арбитражом ВРПО "Севрыба" Л.Л.Шамшуриным. Во время перехода на хозрасчет, самофинансирование, самоокупаемость, мой коллега среди различных граней перестройки \вот как красиво тогда выражались!\ подметил столь негативное явление, как экономический эгоизм предприятий. Размышляя о том, какими в идеале должны быть отношения коллективов-смежников, Вилов писал:

- Принцип «ты - мне, я - тебе» чреват серьезными последствиями, за ним стоит неусыпное око прокурора. Закон о государственном предприятии \объединении\ гласит, что действия предприятия должны основываться на системе хозяйственных договоров. Однако распри бывших друзей-соперников растут как снежный ком. Каждый «тянет одеяло на себя», не замечая \или стараясь не замечать\, что все вместе оказываются в роли крыловских лебедя, рака и щуки. Подножка партнеру стала явлением настолько обычным и нелепым, что отдельные руководители перестали здороваться друг с другом. Все чаще и чаще флотоводцы, «генералы» Северного бассейна стали обращаться к лицу третьему - в органы арбитража. В чем же корни сегодняшнего экономического эгоизма, отчуждения? Может быть, «виновато» отсутствие приказов, распоряжений, инструкций, подкрепляющих Закон о госпредприятии? Не хватает привычной указки?*

Собеседник журналиста юрист Лев Шамшурин в своих ответах раскрывает мысль о том, что хотя формально рыбная отрасль страны с 1 января 1988 года перешла на хозрасчет, внутриэкономические отношения между предприятиями остались старыми. И на примерах показывает разногласия, существующие между ними: «Мурманрыбпром» с рыбокомбинатом и «Севрыбсбытом» оспаривают условия договора на поставку продукции, не находят общего языка в вопросах поставки непищевого полуфабриката и рыбьего жира «Севрыбхолодфлот» с «Мурманрыбпромом», Беломорской базой гослова, рыбокомбинатом, «Севрыбсбытом». Кроме того, «Севрыбхолодфлот» отстаивает свое «я» на поставку мороженой рыбы, пресервов. Возникли распри по генеральному договору на ремонт судов между флотами и судоверфью, стали ареной тяжб перевозки рыбопродукции \автобаза и сбыт\, оказание услуг \рыбный порт и сбыт\.

- С января к нам идут и идут разногласия по договорным спорам, по изменению ранее заключенных договоров, - рассказывает Шамшурин. - Таких исковых заявлений зарегистрировано около 70-ти. Каждый хочет взять больше, дать меньше. Психологически некоторые руководители оказались не готовыми к хозрасчету. Возьмем конкретно управление «Севрыбхолодфлот»...

И далее юрист вновь указывает на стремление холодфлотовских начальников побольше получить и самостоятельно продать непищевой полуфабрикат \читай - рыбную муку и рыбжир, которые, вспомним слова Леванова, очень ценились за границей\ и цитирует выдержку из приказа по ВРПО: «...односторонне понимая свое право на самостоятельность, гарантированную Законом о госпредприятии, «Севрыбхолодфлот» посчитал возможным игнорировать интересы предприятий бассейна и распоряжаться транспортными судами по своему усмотрению...».

Конечно, с высоты сегодняшнего времени все эти приказы кажутся несколько наивными. Судя по названным спорам, если уж психологически некоторые руководители и оказались не готовыми к работе в новых условиях, то только не в «Севрыбхолодфлоте».

А юрист сетует:

- Предприятия, хотя и работают бок о бок, никак не могут между собой договориться, что называется, полюбовно. И наша задача найти компромисс. Дело неблагодарное, но чрезвычайно важное. ...Мне хочется, чтобы читатель знал всю правду до конца. А она такова: наши славные предприятия так занесло, что они стали игнорировать интересы людей. Вопрос кому содержать культурно-спортивные объекты стал предметом жарких баталий между рыбным портом, «Мурманрыбпромом», траловым флотом, «Севрыбхолодфлотом», промразведкой...

Экономический эгоизм многолик, и основная его черта - наплевательское отношение к общим интересам бассейна, яркое отстаивание личного интереса. Еще бы добавил: стремление не поддержать партнера, а поставить ему подножку. Думаю, нельзя допустить, чтобы все эти явления расцвели букетом. Погасить их в зародыше нужно, и как можно быстрее.*

После таких слов я отказываюсь от комментария - пусть читатель сделает его сам. Мнение начальника юридического бюро Всесоюзного рыбопромышленного объединения - это мнение руководителей Северного бассейна, мнение партийных и профсоюзных лидеров области. Деятелей всех тех организаций, которые отомрут, отпадут сами собой в ходе дальнейшего хода перестройки. Правильного или неправильного хода - это уже другой вопрос. Все мы на своей шкуре еще испытаем последствия финансово-кредитной политики правительства, роста денежных доходов и распада потребительского рынка. Все мы во второй половине восьмидесятых годов слишком долго будем ждать действительно кардинальных реформ, а после набитых шишек и разочарований поймем, что каждый умирает в одиночку.

Все мы... Кто-то, поняв, что себя не переделать, уйдет от борьбы. Кто-то, наоборот, окрепнет на ветрах перемен. Что ни говори, а жить было интересно. Тем более работая в редакции с умными и преданными газете друзьями-товарищами.

· Северному рыбацкому конвейеру - ударные стахановские темпы, «РМ» от 20 декабря 1985 г.

25 - СОКОЛОВА Ольга Лаврентьевна, в 1980-1988 годы начальник «Севрыбсбыта» ВРПО «Севрыба». Родилась в Голой Пристани Херсонской области, русская. Окончила Всесоюзный заочный институт пищевой промышленности \1964\, работала весовщиком, экспедитором, кладовщиком, а в 1962-1980 годы старшим товароведом, старшим экономистом, зам. начальника этой основной в Мурманской области организации по сбыту рыбопродукции.

· О вкусах не спорят? «РМ» от 20 декабря 1985 г.

26 - ЛЕВАНОВ Альберт Филиппович, с 1990 года начальник «Севрыбхолодфлота». Родился в 1937 в Ивановской области, русский. Окончил Мурманское высшее мореходное училище по специальности судовождение на морских путях \1959\. Работал матросом в Морлове, служил в армии. После училища - третий, второй, старший помощник капитана, капитан-директор, начальник отдела, заместитель начальника управления «Севрыбхолодфлот». С акционированием флота и созданием дочерних фирм стал председателем совета директоров «Севрыбхолодфлота». В начале ХХI века был осужден. Выйдя из тюрьмы, умер в 2005 году.

· «Пожнешь судьбу», Мурманск, 1999 \стр.102\.

· Ты - мне, я - тебе, «РМ» № 30 от 1988 года.

· Там же.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)