Развивая достигнутое (1951 - 1956 гг.) Печать

Пять послевоенных лет полностью разрушили иллюзии о спокойном мирном сосуществовании двух сверхдержав. Сформировались два противостоящих друг другу лагеря, две непримиримые системы во главе с США и СССР. Шла «холодная война» и безудержная гонка вооружений. Корея была превращена в полигон для испытаний нового оружия противоборствующих держав.

Милитаризация экономики тяжелым бременем легла на плечи советского народа, еще не полностью оправившегося после кровопролитной и разрушительной войны.

Обо всем этом можно было бы не вспоминать, если бы отголоски тех событий не отразились определенным образом на жизни Мурманского мореходного училища. В 1950 году Правительство решило создать в Мурманске высшее морское учебное заведение «закрытого» типа, которое должно было наряду с морскими инженерами готовить офицеров запаса. Новый вуз разместился в здании мореходного училища. Два самостоятельных учебных заведения, высшее и среднее, оказались под одной крышей. Руководил ими Н. П. Раевский, внутренний порядок и дисциплину поддерживал единый организационно-строевой отдел.

Многие сферы жизни двух учебных заведений в ту пору причудливым образом переплелись. Шло строительство второго здания общежития по улице Красноармейской, проектировалась вторая очередь учебного корпуса мореходного училища. Одновременно началось возведение здания высшего морского учебного заведения. Н. П. Раевский превратился в прораба большой стройки. Ему приходилось частенько выезжать в командировки в Москву для решения финансовых вопросов, связанных со строительными работами. Огромную помощь начальнику училищ оказывали в ту пору Е. И. Портнов, который был старшим по воинскому званию среди офицерского состава обоих учебных заведений, и завуч Л. М. Фокеев.

Преподавательский коллектив трудился самоотверженно, с высоким чувством ответственности. Общими усилиями развивалась учебно-лабораторная база, являвшаяся в том числе и базой вуза, совершенствовалась методическая работа. В 1951 году Федор Петрович Лончаков сменил Л. М. Фокеева на посту заместителя начальника училища по учебной работе. К этому времени коллектив пополнился новыми преподавателями и сотрудниками, с работой которых связано немало славных страниц в истории учебного заведения. Среди них были: Тамара Панфиловна Сущинская, Муза Георгиевна Боянус и Эмма Нестеровна Ованесова, заведующий механическими мастерскими Степан Борисович Якунин, секретари учебной части Нина Михайловна Кузина, Надежда Ивановна Екимчук. Несколько позже пришли работать в училище преподаватели Галина Николаевна Никулинская (Тихомирова), Андрей Леонидович Кауфман, Зинаида Григорьевна Литвинова (Платонова). Был переведен для продолжения службы в качестве командира роты Анисим Зиновьевич Мильман, долгие годы потом обучавший курсантов математике.

К концу 1952 года вступило в строй второе здание общежития, была завершена разработка проектно-сметной документации на строительство второй очереди учебного корпуса. К радости преподавателей и курсантов, высшее мореходное училище (ВМУ) частично перебралось в свое новое здание. Возглавил ВМУ Н. П. Раевский. В должность же начальника Мурманского мореходного училища 28 января 1953 года вступил капитан 1 ранга Евгений Иванович Портнов, нередко замещавший Н. П. Раевского во время его частых и продолжительных командировок. Таким образом, была соблюдена преемственность.

Некоторое время после «разделения» двух учебных заведений еще возникали небольшие недоразумения. Многие преподаватели работали одновременно и в среднем и в высшем училищах, учебно-лабораторная база во многих случаях была общей. Но все это не повлияло на товарищеские отношения, сохранившиеся и по сей день.

Тем не менее зародившийся дух соперничества между курсантами двух мореходных училищ еще долго витал в городе. Он проявлялся и в «моде» на форменную одежду, которую носили в увольнении, и в организации вечеров.

Особенно дух конкуренции проявлялся во время праздничных демонстраций - кто лучше промарширует по городу. Сегодня подобное у многих может вызвать улыбку, а в то время к этому относились серьезно не только курсанты, но и преподаватели, офицеры и руководители.

В феврале 1953 года приказом Минрыбхоза СССР была ликвидирована Мурманская мореходная школа, а ее курсанты зачислены для доучивания в Мурманское мореходное училище на второй и третий курсы. Пришлось пересматривать учебные планы, перестраивать в новых группах учебный процесс. Вместе с курсантами в училище перешли очень опытные преподаватели и офицеры. Среди них были и те, кто оставил заметный след в жизни мореходки и добрую о себе память. Это Прасковья Ивановна Федотова, Наталья Ивановна Хабалова (дочь Ивана Алексеевича), Сергей Иванович Баранов, Николай Николаевич Блинов (вновь вернувшийся в училище), Михаил Михайлович Розенштейн, Александра Серапионовна Хрусталева и другие. С этого же времени в мореходном училище началась подготовка судовых механиков-дизелистов (наряду с паросиловиками), как того требовал флот. В те годы на Северный бассейн начали поступать крупные траулеры с дизельными установками, для обслуживания которых требовались подготовленные специалисты. Бывшая мореходная школа как раз готовила мотористов-дизелистов, и ее присоединение к училищу несколько облегчило решение этой задачи.

Большую работу по организации учебного процесса в новых условиях проделал вновь назначенный завуч Константин Владимирович Редьзко.

Несколько суровый и замкнутый, он умел, последовательно и пунктуально ставить перед преподавателями задачи и доводить их решение до логического конца. Его педантичность и требовательность не всем приходились по душе, но спорить с Константином Владимировичем никто не решался. К. В. Редьзко проработал в должности завуча восемь лет. Заложенный им подход уважительного отношения к учебно-методической документации, к полноте и аккуратности ее оформления дошли до наших дней.

К своему двадцатилетию училище подошло, будучи уже солидным морским учебным заведением. Его выпускники занимали в рыбной промышленности и на судах Северного бассейна практически все командные должности. Это обстоятельство не в малой мере способствовало развитию материально-технической базы училища. Полным ходом шло возведение второй очереди учебного корпуса, приступили к строительству новых механических мастерских. Начало поступать на склад лабораторное оборудование и инвентарь. Как всегда, деятельное участие в строительных работах принимали воспитанники училища. Шла размеренная, хорошо организованная учебная деятельность; курсанты учились, работали и отдыхали.

Иллюстрацией того, как и чем жили учащиеся в тот период, могут служить воспоминания бывшего курсанта СМО, а ныне начальника базы экспедиционного флота Мурманского государственного комитета гидрометеорологии Виктора Васильевича Семенова: «...На третьем курсе две наши группы, объединенные в роту, принял капитан-лейтенант Василий Петрович Акишин. Мы считали его одним из лучших офицеров училища: требовательный, справедливый, не боявшийся отстаивать свое мнение перед начальством. Классным руководителем был назначен Зосим Петрович Рахинский, который очень интересно читал нам курс теоретической механики, сопромата и деталей машин. Именно благодаря ему наш взвод на 3-м и 4-м курсах был лучшим в училище по успеваемости. Если кто-нибудь получал неудовлетворительную оценку, то Рахинский требовал исправления ее в ближайшие дни. Он сам договаривался с преподавателем, чтобы в неурочное время сделать опрос для исправления «неуда». На стенах закрепленной за группой аудитории висели «график успеваемости» и два планшета со сменными цифрами; на одном было написано: «Сегодня учатся без «троек», под заголовком - список фамилий, на втором планшете - «Сегодня имеют «двойки» и фамилии. Как правило, на «двоешном» планшете, обрамленном лавровой веткой, стоял ноль. На меня как на старшину взвода была возложена обязанность следить за достоверностью вывешиваемой информации.

В то время в программе училища не предусматривалось обучение расчетам на логарифмической линейке. Зосим Петрович решил восполнить этот пробел, занимаясь с нами в обеденный перерыв, не жалея своего времени. Потом у него возникла идея совершенствовать наши знания в изучаемом английском языке. С помощь преподавателя английского языка он преуспел и в этом».

По сложившейся традиции, проводились ежегодные спартакиады. Особой популярностью у курсантов пользовались морское многоборье и лыжи. Спортивный коллектив училища регулярно участвовал в городских и областных спортивных состязаниях, нередко занимая призовые места. Проведение ежегодных спартакиад, активная спортивная и физкультурная деятельность были и остаются в числе добрых традиций училища.

Летом 1953 года обострилась давно возникшая проблема организации плавательной практики курсантов, особенно у первых и вторых курсов.

Отчасти это было связано с тем, что количество курсантов в училище с каждым годом увеличивалось и в 1953 году составляло без малого 750 человек. Общими усилиями руководителей училища и рыбацких предприятий бассейна, особенно Тралового флота и Мурмансельди, при поддержке Минрыбхоза северо-западных районов СССР (так в ту пору называлось наше министерство) 25 мая 1953 года при Мурманском мореходном училище был сформирован отряд учебных судов (ОУС). На первых порах в состав отряда вошли трофейный немецкий траулер довоенной постройки «Краб», парусник «Юнга Сигарев» и баркентина «Георгий Ратманов» - парусник финской постройки 1951 года.

Баркентиной командовал выпускник училища 1948 года, капитан дальнего плавания Олег Сергеевич Боянус. Несколько позже в состав ОУС были включены баркентина «Иван Месяцев» и два СРТ. Создание ОУС не исключало необходимости проведения практики для учащихся старших курсов на производственных судах, лучшие из них даже становились стажерами судовых специалистов. Благодаря этому курсанты не только набирали ценз плавания, необходимый для получения рабочих дипломов, но и возвращались в училище с хорошим багажом практических знаний, повзрослевшие, возмужавшие. Некоторым доводилось побывать за границей в иностранных портах, что по тем временам считалось большой удачей. Ведь страна жила за «железным занавесом», и редкий советский человек мог выехать за рубеж. Курсанты училища достойно представляли наше государство в загранпоходах. На промысловых судах, кроме занятий по специальности, они активно участвовали в жизни экипажей - выпускали стенные газеты, вели радиопередачи по судовой трансляции, проводили политзанятия, выполняли обязанности киномехаников и библиотекарей.

К середине 50-х годов численность курсантов училища приблизилась к тысяче человек. Оба здания общежитий были заполнены. В одном жили судоводители, в другом - механики и радисты. Переходы из общежитий в учебный корпус осуществлялись строем во главе с командирами рот.

Периодически по воскресным дням проводились «прогулки», когда курсанты колонной под музыку оркестра проходили по центральной улице города, вызывая восхищение горожан, особенно мурманских мальчишек и молоденьких девушек.

В 1955 году закончилось строительство второй очереди учебного корпуса. Открылась новая столовая. Заканчивалось строительство механических мастерских. На склад училища поступило из ГДР (Германская Демократическая Республика) оборудование для планетария.

В феврале 1956 года капитана 1 ранга Е. И. Портнова перевели в Высшее мореходное училище. Начальником Мурманского мореходного училища был назначен капитан 2 ранга Павел Васильевич Иноземцев. Краткий обзор основных событий того периода красноречиво свидетельствует о том, что училище продолжало жить и развиваться. Так, увеличение численности курсантов предопределило приток в учебное заведение новых преподавателей. В 1956 году были приняты на работу Борис Абдулаевич Гасамбеков, Светлана Ивановна Кухарская (Гасамбекова), Александра Семеновна Яковлева, Татьяна Исаевна Фрейдинова. Пришла в училище на работу и группа молодых преподавателей из первого выпуска Высшего мореходного училища, до того окончивших среднюю мореходку. В их числе были Владимир Анатольевич Ильин, Николай Дмитриевич Лялин, Евгений Евгеньевич Силин, Герман Николаевич Павлов. Все они долгие годы плодотворно работали в мореходном училище, став его гордостью.

Летом того же года, по инициативе и при активном участии А. Л. Кауфмана, в мореходке была открыта любительская радиостанция, снискавшая вскоре всемирную известность. Позывные радиостанции Мурманского мореходного училища принимали радиолюбители на всех континентах планеты, о чем свидетельствовали тысячи полученных карточек-подтверждений (QSL).

Хорошел Мурманск. Верные традициям, курсанты училища постоянно помогали в благоустройстве города. Часто приходили на выручку при заготовке овощей, участвовали и в других сельскохозяйственных работах.

Пребывание П. В. Иноземцева в должности начальника училища оказалось недолгим. В августе 1957 года его сменил инженер-капитан флота рыбной промышленности 2 ранга Владимир Петрович Гусев. Это был общительный, жизнерадостный, веселый человек, легко устанавливавший контакты с преподавателями и курсантами. До приезда в Мурманск В. П. Гусев почти три года возглавлял только что созданное Калининградское мореходное училище и уже имел опыт работы в учебных заведениях подобного типа.

Смена руководителя, приход большой группы новых преподавателей, динамичное развитие учебной базы открыли еще одну страницу в жизни Мурманского мореходного училища.

70 лет курсом на Север