Снизилась доля России в мировом производстве редких металлов Печать

Россия обладает крупнейшим в мире минерально-сырьевым потенциалом по всем видам редкоземельных металлов 

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка расходования средств федерального бюджета и эффективности управления государственным фондом недр редких и редкоземельных металлов в 2011-2014 годах и истекшем периоде 2015 года».

Объекты проверки: Федеральное агентство по недропользованию, ФГУП «Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов», Управление Росприроднадзора по Мурманской области, АО «Ковдорский горно-обогатительный комбинат», ООО «Ловозерский горно-обогатительный комбинат».

Проверяемый период: 2011-2014 годы и истекший период 2015 года.

С сообщением выступил аудитор Счетной палаты Бато-Жаргал Жамбалнимбуев.

На Коллегии отмечалось, что Российская Федерация обладает крупнейшим в мире минерально-сырьевым потенциалом по всем видам редкоземельных металлов - около 28 млн. т., что обеспечивает нашей стране второе место в мире после Китая.

При этом, как показала проверка, использование этого потенциала не соответствует масштабам имеющихся запасов и современным подходам к рациональному использованию природных ресурсов. «Уровень потребления редкоземельных металлов в России не превышает 3 тыс. тонн в год при мировом потреблении - 130 тыс. тонн. Снизилась и доля России в мировом производстве редких металлов - на 20-30% по сравнению с СССР. Сейчас она составляет не более 5%. При этом импорт конечной продукции редкоземельных металлов превышает 90%», - сообщила на Коллегии глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Такая ситуация обусловлена как отсутствием мощностей по выпуску товарной продукции, востребованной на российском рынке, так и несовершенством нормативной правовой базы в области регулирования минерально-сырьевой сферы. «Нормативно правовая база в сфере недропользования нуждается в существенной доработке, так как она не в полной мере обеспечивает эффективность использования минерально-сырьевых ресурсов», - отмечено Татьяной Голиковой.

Во-первых, до настоящего времени не разработаны нормативные акты, регламентирующие учет прогнозных ресурсов по видам полезных ископаемых.

Не определен и ответственный за это орган исполнительной власти.

Во-вторых, составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых регламентируется нормативными актами 80-х годов.

Распоряжение Президента России по их инкорпорированию в законодательство Российской Федерации до настоящего времени Минприроды не выполнило.

В-третьих, меры стимулирующего характера, предусмотренные действующим законодательством, не обеспечивают заинтересованность недропользователей в инвестировании в развитие перерабатывающих производств редкоземельной отрасли с целью наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов. «В результате редкие и редкоземельные металлы либо не извлекаются из концентратов основных компонентов, либо теряются в отходах обогащения», - отметил Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. Он привел пример Ковдорского горно-обогатительного комбината, который в ходе добычи и обогащения железных и апатитовых руд не обеспечивал извлечение стратегических видов полезных ископаемых (тантала и ниобия), так как они отсутствовали в лицензии комбината на право пользования недрами. В результате эти редкие металлы в составе бадделеитового концентрата экспортировались за рубеж. Общая стоимость указанных металлов, вывезенных за рубеж в составе концентрата в период с 2011 по 2014 годы, оценивается в 660 млн. рублей (расчетно).

На Коллегии также отмечалось, что финансирование мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы редких и редкоземельных металлов обеспечивается в рамках реализации 2-х госпрограмм - «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» и «Воспроизводство и использование природных ресурсов». При этом их показатели не скоординированы.

Объем финансирования воспроизводства минерально-сырьевой базы редких и редкоземельных металлов в 2011-2015 гг. составил 1,4 млрд. рублей, из которых на воспроизводство редких металлов направлено 845,5 млн. рублей, редкоземельных - 592,1 млн. рублей. При этом только 29% указанных средств (430,5 млн. рублей) были направлены непосредственно на геолого-разведочные работы. Остальную часть (71%) составили тематические и опытно-методические работы.

Проверка показала, что применяемая Роснедрами система определения начальной (максимальной) цены контракта по укрупненным сметным нормативам, утвержденным в 1993 г., не отражает объективной стоимости геолого-разведочных работ в текущих условиях.

Кроме того, при формировании начальной (максимальной) цены контрактов наблюдается практика включения работ, не предусмотренных хоть и устаревшими, но действующими нормативно-правовыми актами. Например, подготовка различных рекомендаций; затраты, компенсируемые лесохозяйственным организациям за сопутствующие работы; несуществующий налог на себестоимость и другие. Стоимость таких работ только по четырем, еще незавершенным контрактам, составила 98,4 млн. рублей.

Проектная документация на геологоразведочные работы, призванная определять состав работ, разрабатывается исполнителем уже после заключения контракта, а их стоимость подгоняется, как правило, под цену контракта.

В результате принимаются и оплачиваются работы и затраты, не предусмотренные нормативными актами (ввод данных в персональный компьютер, ксерокопирование, сбор архивных материалов и т.п.). В результате еще по четырем контрактам с признаками ущерба государству были оплачены такие работы на общую сумму 23,5 млн. рублей.

В ходе проверки установлено недостаточно эффективное исполнение Управлением Росприроднадзора по Мурманской области полномочий администратора доходов федерального бюджета. В частности, Управление не обеспечило контроль полноты и своевременности перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) Ковдорским и Ловозерским горно-обогатительными комбинатами.

В результате, по расчетам Счетной палаты, за проверяемый период в консолидированный бюджет не поступила плата за НВОС в размере 325,2 млн. рублей. Неуплата большей ее части (311,9 млн. рублей) обусловлена тем, что Ковдорский ГОК не включил в расчет платы за НВОС 94 млн. тонн отходов, размещенных для собственных нужд. Остальная сумма в 13,3 млн. рублей сложилась из-за неверного применения недропользователями коэффициентов к нормативам платы за НВОС в сумме 7 млн. рублей, а также из-за неприменения Управлением пятикратного повышающего коэффициента платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды в сумме 4 млн. рублей и невзыскания административных штрафов в сумме 2,3 млн. рублей.

Кроме того, Управление Росприроднадзора по Мурманской области необоснованно снизило Ловозерскому ГОКу недоимку по плате за НВОС за 2012 г. на сумму 171,3 млн. рублей, или на 68,7% от первоначально заявленной суммы.

В свою очередь проверка самого комбината показала, что промышленная добыча полезных ископаемых производилась там при отсутствии утвержденных запасов и проектных документов на разработку участка недр. При этом половина добычи в 2014-2015 гг. осуществлялась из неутвержденных запасов (162 тыс. тонн), что противоречит условиям лицензии. Более того, при превышении нормативных потерь полезных ископаемых на 7-11% налогообложение осуществлялось по нулевой процентной ставке (вместо 8%).

Помимо этого, комбинат не осуществлял опережающее геологическое изучение недр (нарушение условий лицензии), что не позволяет обеспечить достоверную оценку полезных ископаемых Ловозерского месторождения.

Нормативы предельно допустимых выбросов на 2011-2013 гг. Ловозерским ГОКом не разработаны, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получено. Учет забора воды и сброса сточных вод составлен некорректно.

Коллегия приняла решение направить представления в Роснедра и Управление Росприроднадзора по Мурманской области, информационные письма - в Правительство Российской Федерации, Минприроды России, ФНС России, а также обращение - в Генеральную прокуратуру. Отчет о результатах контрольного мероприятия будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Департамент пресс-службы и информации Счетной палаты Российской Федерации

Экономика