Лихолетье Печать

Читать предыдущую статью

Раньше всех специалистов обучали политэкономии и объясняли, что каждое предприятие, чтобы ритмично работать, всегда должно иметь запасы промышленного оборудования и запчастей. А большое промысловое судно по существу является обособленным предприятием.

Это правило хорошо привилось в рыбной отрасти, потому что запасные части покупались в основном за валюту. Заказ на запчасти контролировался очень жестко по каждому отделу, это был большой процесс - составить заявку на следующий год.

Накануне развала, к 90-м годам благодаря такой постановке дела каждое рыбопромысловое предприятие имело все запчасти для функционирования флота. Кроме того, в самые трудные годы на многих предприятиях людям выдавалась зарплата запчастями. Но от этого количество запасных частей не уменьшалось - они все равно шли в дело.

Эта мысль в первую очередь приходит мне в голову, чтобы охарактеризовать экономическое состояние рыбного хозяйства в 90-е годы. Тот потенциал, который был ранее, позволил отрасли удержаться на плаву. И как это ни покажется парадоксальным, я думаю, именно поэтому рыбную отрасль, где законом был морской порядок, мы сохранили лучше других отраслей. За это и страдали...

В Белом доме, где находится наше правительство, я оказался накануне первого съезда рыбаков в 1998 году. Меня привел туда вопрос квотирования биоресурсов. Это было накануне назначения нового председателя Госкомитета по рыболовству. Я высказался
против кандидатуры, которую выдвигал кабинет министров. И другие производственники тоже были против. Этого человека назначили, не считаясь с нашим мнением. И все равно через десять месяцев его сняли...

Самый высокопоставленный чиновник задал мне вопрос:

- Знаете ли вы, как выйти из тяжелого экономического положения в нашей стране?

- Знаю, - ответил я. - Надо взять экономический курс на то, чтобы россияне были богатыми. У нас все для этого есть. А богатый человек воровать не будет.

Этот чиновник мне стал жаловаться:

- Смотрите, сколько бумаг о квоте... Детские сады, клубы - все хотят квоту!

- Будь я на вашем месте, я бы эти бумаги выбросил, - ответил я ему. - Нужно заниматься восстановлением и развитием самого производства, обеспечивать занятость людей!

На съезде рыбаков я еще раз высказал эту мысль: надо вести такую политику, чтобы россияне были богаты. Это главная политика. Это интересы людей, это поднятие страны с колен. А мы что делаем?! Вывозим сырье, даром отдаем за рубеж наши богатства. Это говорит о том, сказал я, что руководители государства не умеют управлять экономическим потенциалом страны.

На первом рыбацком съезде мне пришлось инициативу взять на себя. В пух и прах раскритиковал руководителя федерального органа по рыболовству Дементьева и всех других высших чиновников. После моего выступления съезд пошел по-другому, решили внести в постановление те вопросы, которые мы считали важными.

Однако позже ничего не изменилось. Я участвовал во втором съезде, который даже формально остался незавершенным. После второго съезда хотели нас, делегатов, собрать, но так и не собрали. Это был просто "ход конем". В результате на сегодняшний день рыба идет через Москву. А мы годами думаем, как же у нас на местном рынке население обеспечить свежей рыбой...

В начальный период развала системы управления ликвидировали Минрыбхоз СССР. Сначала говорили, что сделаем свое, российское министерство, - ура!! Но и его ликвидировали, создали отраслевой госкомитет. И после этого началась чехарда: то наш комитет входил в пищевую промышленность, то в сельское хозяйство, то в министерство экономического развития... Однако никакого развития не получалось. Были поставлены десять руководителей федерального комитета, нами управлял даже генерал разведки! Но все люди, приходящие к руководству, во многих вопросах не разбирались.

В правительстве долго ссылались и сейчас еще ссылаются на то, что не надо управлять частным бизнесом. Действительно, так, как это делалось и делается, частным бизнесом управлять нельзя.

В понимании и помощи государства особенно нуждается наш средний и малый бизнес. На позиции защиты и поддержки среднего и малого предпринимательства стоят все страны мира, где ключевой промышленный потенциал находится в руках государства.

Давно в мире выработана концепция государственно-частного партнерства, которая полностью применима к деятельности среднего и малого бизнеса. Если капитал наполовину государственный, а наполовину частный, та или иная компания будет иметь поддержку государства. Однако у нас все еще некоторые демократы и те, кто стоит за их спиной, ссылаются на нарушение принципа конкуренции.

Но ведь это простой технический вопрос: организуйте конкурс по включению компаний в выполнение государственных задач - и дело с концом!..

Очевидно, обеспечение населения страны высококалорийным белком не входило и до сих пор не входит в число приоритетных задач государства.

Кто с самого начала перемен думал о том, что средний и малый рыболовный бизнес имел в основном суда без морозильного оборудования?

Думали лишь об одном: накопленный при советской власти экономический потенциал еще позволяет рыбакам как-то работать. Но как работать?! Стоимость рыбопродукции в России не покрывала затраты. В родном порту рыбаков ждали налоговые инспекторы с требованиями заплатить непосильные сборы. У проверяющих одна идея: взять оброк с рыбаков, и у каждого для этого свой "крючок".

Поэтому у нас оказалось, что те суда, которые должны платить большую пошлину за техническое вооружение, не стали заходить в рыбный порт. И сегодня два-три судна стоят в мурманском порту, остальные за рубежом.

Большинство частных рыболовных компаний, чтобы иметь деньги на реконструкцию, снабжение кораблей, хотели они или не хотели, но вынуждены были свое сырье, - а мороженая рыба тоже сырье, -продавать в Норвегии, Англии, Дании, где для его переработки создавались рабочие места. Экономическое положение населения в ближайших от нас норвежских городках поднялось. В один из последних годов прибавочная стоимость выросла до тысячи с лишним процентов! И наше сырье возвращалось к нам в виде готовой продукции повышенной стоимости.

Никто не дал рецепт, как правильно сделать, чтобы сохранить рыбопромышленный комплекс. Пошли по ложному пути выделения квот береговым предприятиям. Мотивировка следующая: они производят готовую продукцию, а флот производит сырье.

Было напрочь забыто, что мы в свое время имели самый мощный производственный комплекс по добыче и обработке рыбы непосредственно в море! Не принимается во внимание и то, что малый флот не может развиваться экономически, если у него нет обработки рыбы. Вот это самая главная беда.

Я еще раз хочу обратить внимание на то, почему возникали дебаты по образованию "Севрыбхолодфлота" в 1965 году. Потому что мы практикой доказывали, что обработка и добыча должны быть в одних руках. Тогда рыболовный флот не будет иметь проблем с экономикой и сможет обеспечить еще и такой крупнейший береговой комплекс, каким был наш рыбокомбинат.

Этот опыт применим и к частным делам сегодня. Если бы у самих рыбаков на судах были мощности по обработке уловов, то рыбокомбинат в его прежнем виде продолжал бы существовать. Парадоксально, но это факт. Объемы производства в стоимостном выражении были бы такими, что нашим морякам не пришлось бы бежать за границу. И не было бы того положения, что в нашем рыбопромышленном регионе нет рыбного сырья!

Но все же справедливости ради я хочу сказать и следующее: на каждое действие есть противодействие. То есть каждому дурному закону, распоряжению можно противопоставить свои действия.

Почему с самого начала 90-х годов рыбное сырье пошло за рубеж? Потому что это было наиболее легким, доступным вариантом торговой политики предприятий. Большинство частных компаний использовали экспорт валютоемкого сырья для решения текущих проблем и накопления капитала. Однако многие компании, используя экспорт, не вышли из круга своих проблем, возникших в 90-е годы. Значит, проблема не только в сиюминутной выгоде. Проблема, как обычно, в голове.

Отдельные дальновидные предприниматели пошли по пути преодоления невероятно трудных условий российского рынка, не ушли на Запад, а в результате стали развивать производство быстрее других. Этот момент я как раз застал, работая с 1997 года в компании "Антарес".

Во-первых, когда еще не было квотного регулирования на добычу некоторых видов рыб, мы занялись освоением этих ресурсов. Во-вторых, вопреки всему - мы суда компании сделали "заходными" (термин абсурдный по своей сути для людей, не связанных с рыбным флотом. Но думаю, для большинства читателей книги термин понятен, поэтому далее буду упоминать его без кавычек). Мы первыми начали практиковать заходы в свой родной порт. Компания "Робинзон", глядя на нас, тоже пошла по этому пути.

Читать следующую статью 

Проверено жизнью