Ущербы и компенсационные мероприятия в рыболовстве Печать

Необходимость предотвращения и минимизации ущерба декларируются федеральными законами 

О.В.Родькина - ФГУП «ПИНРО»
И.А.Егорова, Н.Р.Калинина — Баренцево-Беломорское
территориальное управление Федерального агентства по рыболовству

Одним из важнейших направлений внутренней и внешней политики нашей страны является экологическая безопасность. Это способствует совершенствованию системы правового регулирования природопользования и ограничения негативного воздействия на природную среду хозяйственной деятельности.

Основные принципы охраны водных объектов от антропогенных воздействий и, в частности, необходимость предотвращения и минимизации техногенного экологического, в том числе и рыбохозяйственного ущерба декларируются соответствующими федеральными законами и постановлениями Правительства РФ (1-7).

Сохранение естественных экосистем регулируется законодателем в контексте основных принципов охраны окружающей среды. В частности, к основным принципам охраны окружающей среды отнесены: приоритет сохранения естественных экологических систем, а также запрет хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем (ст. 3 закона "Об охране окружающей среды" ).

Естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществом и энергией (ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Законодательство о водных биоресурсах основывается, в частности, на принципе приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов (ст. 2 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").

Любая хозяйственная деятельность человека на водных объектах, имеющих то или иное рыбохозяйственное значение, способная повлечь за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

В морских биоценозах не существует замкнутых ареалов, поэтому экологическим итогом хозяйственной деятельности человека может стать разрушение природной экосистемы в акваториях полузамкнутых морей и прибрежной океанической зоны. Главная особенность структуры и функционирования крупной морской экосистемы заключается в том, что ее элементы тесно связаны между собой. Морские биотопы занимают обширные акватории, постоянно меняют свое положение и трансформируются как в межгодовом, так и сезонном аспекте.

В соответствии с действующим законодательством при проектировании и осуществлении работ на водных объектах рыбохозяйственного значения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по максимальному предотвращению негативного воздействия на водные биологические ресурсы, условия их обитания и воспроизводства.

Если эти мероприятия не позволяют избежать отрицательного влияния на экологические условия водных объектов и полностью обеспечить сохранение и воспроизводство объектов рыболовства, рыбоводства (аквакультуры) и кормовых организмов, производится оценка непредотвращаемого вреда (ущерба) водным биоресурсам — их потерь в натуральном выражении (потерь сырой (биологической) массы ежегодного общего запаса промысловых и потенциально промысловых объектов под влиянием всех прогнозируемых факторов воздействия планируемой деятельности), и, как следствие, разрабатываются компенсационные мероприятия и определяется размер компенсационных затрат.

Компенсационные мероприятия должны обеспечить ежегодное пополнение промыслового запаса биоресурсов и прирост уловов (промысловый возврат) в объеме прогнозируемого ущерба.

Целью данной работы является обзор действующей методической базы по оценке непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам с позиций интересов рыболовства и положение дел с компенсацией непредотвращаемого ущерба.

Расчет ущерба рыбному хозяйству является прикладным научным исследованием по оценке последствий (результата) конкретного вида деятельности на водные биологические ресурсы и основывается на следующих данных:

- о характере, продолжительности и силе воздействия, возможных (прогнозируемых) последствиях планируемой деятельности на состояние, условия обитания (включая кормовую базу) и воспроизводства водных биоресурсов;
- о таксономическом составе, структуре, численности, биомассе, пространственно-временном количественном распределении, состоянии и продуктивности водных биологических ресурсов района (участка) планируемой деятельности;
- о сезонных и межгодовых изменениях условий обитания, влияющих на состав и распределение водных биоресурсов.

Источником исходной информации биопродуктивности водных экосистем, используемой для исчисления размера вреда и разработки компенсационных мероприятий являются научные публикации и фондовые материалы рыбохозяйственных научно-исследовательских организаций, профильных организаций РАН и других ведомств, бассейновых ФГУ по сохранению, воспроизводству водных биологических ресурсов и организации рыболовства, материалы инженерно-экологических изысканий.

В настоящее время для оценки ущерба и определения компенсационных затрат на воспроизводство рыбных ресурсов используется «Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах» (Минрыбхоз, 1990 г.), далее Методика.

Расчет ущерба рыбным запасам, согласно приведенным в Методике алгоритмам, производится по трем возможным вариантам:

1. в случае полной потери рыбопродуктивности водоема или его части;

2. в случае снижения рыбопродуктивности водоема вследствие ухудшения условий размножения, нагула и зимовки рыб;

3. в случае непосредственной гибели кормовых организмов, рыб и других объектов водного промысла на разных стадиях развития.

Методика включает также алгоритм расчета капитальных вложений на осуществление мероприятий, предотвращающих ущерб рыбным запасам.

Ущерб рыбным запасам, независимо от уровня их эксплуатации оценивается разницей в уловах, возможных до и после осуществления проекта, изменяющего условия воспроизводства рыбных запасов.

Независимо от того, ведется ли в данном водоеме промысел, за базу при расчетах ущерба рыбным запасам принимается возможный в естественных условиях ущерб при рациональном ведении рыболовства (сохранении уровня воспроизводства) годовой улов на единицу площади водоема.

При этом учитывается, что методика ориентирована на компенсационные мероприятия, восполняющие объем годовых потерь, возникающих в результате строительства, реконструкции, расширения предприятий.

Ряд недостатков данной Методики позволяет интерпретировать ее положения и оставляет широчайшее поле для произвольной трактовки, тем самым определяя значительную зависимость результата расчетов, проводимых различными специалистами, от квалификации последних, а именно:
- узкая направленность методики для оценки ущерба рыбным запасам в пресноводных водных объектах, т.к. не учитываются особенности структуры морских экосистем;
- не предусмотрен расчет ущерба промысловым беспозвоночным;
- отсутствуют методы расчета параметров зон воздействия;
- в составе потерь кормой базы промысловых рыб не учитываются потери наличной биомассы планктона и бентоса, а только их потенциальной продукции;
- коэффициенты по кормовой базе рыб требуют уточнения;
- методика не имеет статуса нормативного документа (не зарегистрирована в Минюсте).

Оценку влияния и расчет ущерба водным биологическим ресурсам должны осуществлять рыбохозяйственные научно-исследовательские институты и институты биологического профиля, независимо от их ведомственной принадлежности, которые обладают банком данных и опытом в оценках ущерба водных биологических ресурсов.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность, связанная с расчетом ущерба водным биоресурсам при планировании хозяйственной и иной деятельности, не входит в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

Тем самым не ограничено количество организаций, которые могут заниматься выполнением расчетов ущерба водным биоресурсам.

Хозяйствующие субъекты обращаются за расчетами ущербов в различные организации. Данные расчеты в водных объектах Мурманской области проводят такие институты, как ВНИРО, ПИНРО, ММБИ, ГОСНИОРХ, а могут производить расчеты и сами хозяйствующие субъекты.

При этом расчеты затрат на компенсационные мероприятия производятся на основе норм удельных капитальных вложений и текущих затрат (эксплуатационных расходов на единицу производственной мощности (промыслового возврата) следующих предприятий по воспроизводству рыбных запасов: и при реконструкции Тайбольского рыбоводного завода (выращивание молоди сёмги), и при реконструкции Норильского рыбоводного завода (выращивание молоди муксуна), и при строительстве второй очереди Невского лососевого рыбоводного завода (выращивание балтийского лосося). Удельные капитальные вложения на 1 т промвозврата во всех трёх случаях различные. Пользуясь одной методикой, разные научные организации закладывают различные экономические показатели, и имеют свои специфические подходы к расчетам ущербов водным биоресурсам.

Давно идет речь о том, что Временная методика нуждается в пересмотре, ведется разработка новой Методики. А пока зачастую ущербы водным биоресурсам не отражают реального ущерба и оказываются значительно заниженными. Так, при проведении инженерных изысканий для разработки ТЭО (проект) портового транспортно-технологического комплекса (ПТТК) в районе с.п. Териберка в губах Орловка, Завалишина, Корабельная и Опасова, включающих бурение инженерно-геологических скважин, непрерывное сейсмоакустическое профилирование (НСП), гидролокацию бокового обзора (ГЛБО), магнитометрия и др. ущерб составил 318,26 рублей (0,134 кг в пересчете на семгу). Данный ущерб считается крайне незначительным. Планирование выполнения работ по искусственному воспроизводству на данную сумму невозможно.

В тоже время известно, что прибрежные морские акватории являются районами наибольшей биологической продуктивности. В силу своей относительно небольшой площади, биота таких районов весьма уязвима к негативному воздействию различных неблагоприятных (в том числе и антропогенных) факторов. Учитывая данное обстоятельство, единственной мерой, предотвращающей реальный ущерб ВБР, является не компенсация ущерба, а запрет на проведение работ в период основных репродуктивных процессов гидробионтов.

В тех случаях, когда сами хозяйствующие субъекты, заинтересованные в проведении работ, производят расчет ущерба, зачастую допускаются некорректные подходы по оценке рыбохозяйственной значимости районов проводимых работ.

Компенсация вреда водным биоресурсам рассматривается посредством рыбоводно-мелиоративных мероприятий.

Согласно Методике, рыбоводно-мелиоративные мероприятия для компенсации ущерба, как правило, должны осуществляться в том же водоеме или бассейне, где ожидается этот ущерб, а при отсутствии такой возможности - в других водоемах или бассейнах данного региона.

В рамках Методики, по существу, предусмотрен только один вид компенсационных мероприятий - рыбоводно-мелиоративные, которые должны обеспечивать ежегодное пополнение промысловых запасов объектов рыболовства в объеме прогнозируемого вреда. Данными мероприятиями предусматривается восстановление утраченных биоресурсов, вне зависимости от их вида, за счет выпуска молоди ценных видов рыб рыбоводными заводами.

Существующая практика компенсации ущерба в Мурманской области, предусматривает в основном, компенсационные мероприятия, направленные на воспроизводство лососевых.

Проблема такого пути компенсации ущерба рыбным ресурсам - неэквивалентная, в экологическом плане, замена одних видов рыб на другие, особенно заметная в случае нанесения ущерба морской ихтиофауне. Поэтому ущерб должен компенсироваться не только лососевым, по которым мы имеем возможности для воспроизводства, но и наиболее ценным промысловым объектам морских экосистем.

При невозможности сохранения продуктивности естественных водных объектов и водохранилищ, данной Методикой, допускается возможность компенсации ущерба рыбным ресурсам путем строительства товарных рыбоводных хозяйств (товарное рыбоводство) в данном районе. Этот пункт методики открывает широкие возможности рассматривать развитие хозяйств аквакультуры (марикультуры) в качестве компенсационных мероприятий.

Развитие аквакультуры, реконструкция и модернизация рыбоводных заводов включены в основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 - 2010 годы в части рыбохозяйственного комплекса.

Государственная политика заключается в пополнении сырьевой базы естественных и искусственных водоемов ценными промысловыми видами водных биологических ресурсов. За счет искусственного воспроизводства обеспечивается более 90 процентов запасов осетровых видов рыб бассейнов Каспийского и Азовского морей и около 60 процентов запасов тихоокеанских лососей (9).

В современных экономических реалиях развитие хозяйств аквакультуры (марикультуры), пастбищного выращивания ценных видов гидробионтов должно рассматриваться в качестве главного компенсационного мероприятия при нанесении непредотвращаемого ущерба водным биоресурсам морских экосистем (10).

Несмотря на имеющиеся недостатки существующей Методики, работа в данном направлении проводится, гораздо хуже обстоят дела с компенсацией непредотвращаемого ущерба.

Общая сумма рассчитанных компенсационных средств за 2005 — 2009 г.г. по Мурманской области составила 61 млн.51 тыс. рублей. Часть хозяйственных работ, на которые производился расчет ущерба, еще не выполнялась и находится только в планах, а часть работ, на рассчитанную компенсационную сумму 4 млн.168 тыс. рублей, уже выполнена или находится на стадии выполнения. Наглядно данная ситуация представлена в таблице 1.

Таблица 1 Сумма рассчитанных и не возмещенных компенсационных средств

2005 2006 2007 2008 2009 итого
Расчетная сумма компенсационных средств (рублей) 503 417,00 1603 436,00 15 254 016,63 41710 261,28 1979 965,35 61051096,26
Работы выполнены,ущерб не возмещен(рублей) 503 417,00 1342 831,00 609 649,63 957167,76 755 406,01 4168 471,40

До 2005 г. компенсационные средства направлялись в систему рыбводов на выполнение рыбоводно-мелиоративных мероприятий.

Начиная с 2005 г. старый порядок направления средств отменен, а новый ещё не выработан.

В настоящее время, в соответствии с приказом ФАРа от 21.01.2009 г. №19 «Об осуществлении искусственного воспроизводства ВБР в водных объектах рыбохозяйственного значения в целях компенсации ущерба ВБР и среде их обитания» на основании утвержденных Росрыболовством мероприятий по искусственному воспроизводству ВБР должны заключаться договоры с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями об искусственном воспроизводстве.

Приказом ФАР от 05.12.2008 г. № 391 утверждены мероприятия по искусственному воспроизводству ВБР в 2009 г. данные мероприятия по Мурманской области включают выпуск молоди семги в количестве 0,302 млн штук, заготовку производителей, получение половых продуктов, закладку икры на инкубацию, инкубацию икры для обеспечения выпуска 0,561 млн штук годовиков лососевых в 2011г., отлов хищных и малоценных видов рыб. Однако осуществление данных мероприятий финансируется из федерального бюджета, а не за счет компенсационных средств.

На деле получается, что закон с реальностью существуют в параллельных мирах, и хозяйствующим субъектам некуда перечислять компенсационные средства.

Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству совместно со специалистами ФГУП ПИНРО и ФГУ «Мурманрыбвод» проведены совещания, разработаны мероприятия и составлена программа по искусственному воспроизводству ВБР в счет компенсационных средств на 2009-2010 гг. Заседанием постоянно действующей комиссии по искусственному воспроизводству ВБР были одобрены предложения по первому этапу работ - воспроизводству сига в бассейнах рек Тулома и Пиренга.

Предложения о включении дополнений по искусственному воспроизводству сига на рыбоводных заводах ФГУ «Мурманрыбвод» в Мероприятия по искусственному воспроизводству на 2009 г. были направлены в Федеральное агентство по рыболовству. Однако до настоящего времени, данные предложения не утверждены. Таким образом, договоры на воспроизводство не заключаются, ущерб водным биоресурсам с 2005 г. не компенсируется.

Выводы:

1. Используемая в настоящее время для оценки ущерба и определения компенсационных затрат на воспроизводство рыбных ресурсов «Временная методика оценки ущерба, наносимого рыбным запасам в результате строительства, реконструкции и расширения предприятий, сооружений и других объектов и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах» (Минрыбхоз, 1990г.) не совершенна. Необходима научно проработанная Методика, обеспечивающая эффективное решение всех типов воздействия, содержащая единую систему оценки основных параметров.

2. Для наиболее рациональной и полной компенсации прогнозируемого ущерба необходимо разработать взаимосогласованные мероприятия по компенсации ущерба промысловым гидробионтам.

3. Необходимо разработать технологии пастбищного воспроизводства ценных промысловых гидробионтов морских экосистем.

4. Необходимо Положение о порядке компенсации непредотвращаемого ущерба, наносимого водным биоресурсам при осуществлении хозяйственной деятельности на водных объектах рыбохозяйственного значения, в том числе при разработке минеральных ресурсов на континентальном шельфе Российской Федерации.

Список использованной литературы:
1. Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
2. Федеральный закон "О животном мире" от 24.04.1995 № 52-ФЗ.
3. Федеральный закон "О континентальном шельфе" от 30.11.1995 № 187-ФЗ.
4. Федеральный закон "Об экологической экспертизе" от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ
5. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 10.01. 2002; № 7-ФЗ
6. Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи. Утверждены Постановлением Правительства РФ 13.08.1996 г. № 997.
7. Положение об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах СССР. Утверждено Постановлением Совета Министров СССР 15.09.1958. № 1045 (с изменениями и дополнениями на 01.01.1988 г.) (зарегистрировано Минюстом РФ 30.06.2000 г. № 2296
8. Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" от 20.12.2004 г. №166-ФЗ
9. Концепция Федеральной целевой программы «Повышение эффективности использования и развития ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 — 2013 годах». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 681-p
10. Титов О.В., Прищепа Б.Ф., Пестрикова Л.И., Новиков М.А. Искусственное воспроизводство промысловых гидробионтов как способ компенсации ущерба от хозяйственной деятельности на шельфе в отношении водных биологических ресурсов //Нефть и газ арктического шельфа - 2008: Материалы международной конференции. Мурманск, 12-14 ноября. Мурманск: ММБИ КНЦ РАН, 2008. - С. 288-294. Н.Шуйский В.Ф., Дрозжина К.С, Максимова Т.В., Петров Д.С. Современное состояние нормативно-методической базы оценки техногенного рыбохозяйственного ущерба пресноводным и эстуарным экосистемам //экология антропогена и современности: природа и человек. - Докл. междунар. конф. - Астрахань, Волгоград, 24-27 сент. 2004 г. - СПб.: Гуманистика, 2004

РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Еще статьи на тему "ущерб":

Методическая база оценки ущерба от нефтяных загрязнений в Арктике

Учет времени воздействия взвеси при гидротехнических работах для расчета ущерба водным биоресурсам

Кибератаки наносят крупным компаниям ущерб в размере $650-700 тысяч

Власти оценили ущерб от наводнения сельскому хозяйству Дальнего Востока

Пираты ежегодно наносят российским музыкантам ущерб в $70 млн