Встречные течения Печать

Отгородившись от шумного мира людей тонким стеклом аквариума, в каюте жили неприхотливые гуппи. «Тимофеичу за бортом рыбы мало - он ее и на столе разводит, - смеются моряки. - Такой фабрику без сырья не оставит, гуппи вместо мойвы в бочки катать будем...»

Первый помощник капитана плавбазы «Полярная звезда» Владимир Тимофеевич Круглий в конце семидесятых годов стал самым молодым комиссаром в управлении «Севрыбхолодфлот». Ему шел четвертый десяток лет. В комсомольско-молодежном коллективе это уже солидный возраст.

Каюта помполита обычно находится на «Пяти углах» - так мурманчане называют главную площадь своего города, так и моряки плавбаз назвали небольшой пятачок палубы рядом с ленинской комнатой и залом-столовой рядового состава. Пятачок, переборки которого заняты экранами показателей работы экипажа и другими оперативными сообщениями. Дверь в каюту комиссара открыта круглосуточно: в любой час сюда можно прийти с предложением или просьбой, попробовать разобраться в сути только наметившегося конфликта, просто поговорить по душам. В изолированном рыбацком коллективе, даже таком большом, как на плавбазе, это порой жизненно необходимо.

Специализированные суда, к которым относится и «Полярная звезда», на флоте считались кузницей кадров.

Переоборудованные под производство пресервов в мелкой расфасовке, они были незаменимы на мойвенных путинах. На стабильность экипажей влияли как бы два подводных течения. Отток - за счет большого количества новичков, которые и попадали в первую очередь на эти невизированные суда, работающие только в Баренцевом море. Ведь молодому моряку хочется посмотреть мир, обогнуть «шарик» - с таким настроем и заработком не прельстишься, когда визу откроют. И приток - именно заработок \в иной рейс в два раза больше, чем у моряков неспециализированных плавбаз\ являлся причиной другого, встречного течения в деле формирования экипажей. Командный состав, при 70-80-процентной сменяемости рядового, в основном был постоянный. Им, «старичкам», и приходилось каждый раз обучать новичков работе на напичканной различным оборудованием рыбофабрике. Да и само оборудование требовало постоянного ремонта. Вот и этот рейс «Полярная звезда» начала с переделок: на морозильных линиях поменяли оттаячные камеры, усовершенствовали транспортеры на фасовке рыбы, по-своему наладили упаковку готовой продукции, в пресервном цехе переделали участок мойки и сушки банок. Но все равно, как только пошла мойва - «не пошли» дорогостоящие станки по разделке рыбы на тушку. Пришлось разделывать на старых ИРАх, которые обслуживают 24 человека.

Труд ручной, безрадостный. Большие надежды возлагали моряки на севтехрыбпромовскую машину Озерова, которая уже прошла обкатку в море и заслужила уважение обработчиков. Достаточно трех таких машин, и можно думать о переходе рыбофабрики плавбазы на нормальный восьмичасовой рабочий день. Но не тут-то было - на «Полярной звезде» люди работали по 14 часов в сутки. Ребята молодые, крепкие - выдерживали. «Но все равно тяжеловато, - вздыхает капитан-директор базы А.И.Чурилов23 . - Матросы даже в кино не ходят - устают, особенно в начале рейса».

За неделю-другую пребывания на флагманской плавбазе я уже привык, что если капитана нет на ходовом мостике, значит, ищи его в трюме, на фабрике. Там он знал всех матросов по именам. Сменив форменный китель с капитанскими шевронами на скромную синюю куртку, из-под которой всегда виднелась свежая белая рубашка с галстуком, Александр Иванович четко отслеживал производственный процесс. С нескрываемой обидой он рассказывал мне, что, испытывая эту самую машину Озерова, конструкторы в общем-то добились своего. Не смогли только наладить обрезку хвостов. И тогда обратились за помощью к берегу, попросили ради исключения изменить цифры ГОСТа, ведь разрешается же закатывать эту самую тушку мойвы с хвостом, если длина рыбки не превышает 10 сантиметров. Но... «Надеемся, что хоть на следующей путине запустим эту машину. Тогда уже наши моряки вздохнут посвободнее», - сам вздыхает и смотрит на меня широко расставленными спокойными и умными глазами Чурилов. Эти глаза под густыми бровями простого русского лица подмечали любую мелочь, если она мешала нормальной работе фабрики, на которой в тот вечер была объявлена комиссарская подвахта.

Казалось бы, простое дело: бери рыбу с транспортера, набивай ею пустую банку и ставь на другой транспортер. Но это на первый взгляд. Как хороший учитель, доброжелательно \журналист, доброволец, - ну что с него возьмешь! \ технолог-лаборант Сергей Воробьев повторял, высыпав на ладонь содержимое моей банки: «Тушки с хвостами и предголовьем не класть, калянус надо удалять, рвань отсортировывать».

Стоящие у транспортера моряки подшучивают над менторским тоном Сергея, но «шару» не гонят. Помполит Владимир Тимофеевич отточенными движениями через каждые 5-7 минут переворачивает очередной ящик с пустой тарой. Скоро руки начинают автоматически укладывать в банку именно 230 граммов тушки, а глаз замечает нетоварную рыбу.

Рядом с конвейером застыла машина для укладки этой же тушки в эту же банку № 19. Днем здесь самоотрешенно колдовали специалисты объединения «Севрыбтехпром», второй месяц доводя до ума сконструированный ими агрегат. Говорят, что вроде бы получается.

Появились и новые конструктивные задумки. Может быть, к следующей путине... Может быть. А пока мне приходится уже привыкшими к скользящему холоду мойвы руками осязать \в прямом смысле слова!\ долгие сроки внедрения новой техники. Сколько еще подвахт проведут здесь десятки людей, прежде чем оживет металл, вклинится в общую технологическую цепочку рыбофабрики? На промысле «сухопутные» проблемы наших конструкторов кажутся подчас столь же далекими, как искусственный мирок на столе первого помощника капитана, где за тонким аквариумным стеклом в стоячей воде кормятся декоративные рыбки.

- Вот жена пишет, - показывает письмо Круглий, - что для меня, мол, важнее мойва, чем семейные дела. Не надоело ли ходить в море? - переспрашивает. - Да как сказать. Это наша работа. Хотя, конечно, свою оценку ей дают не только в управлении, но и дома на берегу. И обе для моряка важны. Они как два встречных течения: отток - приток. А между ними экипаж, семья, ты сам со своими мыслями и планами.

Казалось бы - выбирай. А в итоге остается одно - «надо».

23 - ЧУРИЛОВ Александр Иванович \1932-1994\, капитан транспортных и рефрижераторных судов Севрыбхолодфлота. Родился в Чкаловской \Оренбургской\ области, русский. Окончил Мурманское высшее морское училище \1957\, ходил в море третьим, вторым, старшим помощником капитана на судах тралфлота. С 1965 года капитан-директор на плавбазах Севрыбхолодфлота. В 1991 флот учредил повышенную стипендию имени капитана Чурилова курсантам и студентам-отличникам, направленным на обучение от предприятий в учебные заведения морского профиля. Умер и похоронен в Мурманске.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)