А.Ф.Леванов: «Кризис создан искусственно» Печать

Из мурманских флотов первым в апреле 1993 года акционировался «Севрыбхолодфлот».

Собрание проходило в большом зале бывшего Дома политпросвещения, где проводились многие значимые для города и области мероприятия - от очередных сессий Мурманского облсовета до приведения к присяге выбранного губернатора. В своем репортаже Инна Березюк писала:

- Перед собранием акционерам выдавался пакет с проектами документов и с листком, на котором на надрезанных полосках были напечатаны номера пунктов повестки дня и количество акций «хозяина» листка. С помощью этих отрывных листочков и проходило тайное голосование. Когда я спросила руководителя флота А.Ф.Леванова о том, кто будет генеральным директором АО, он ответил: «У фонда имущества 32 тысячи голосов, 49 процентов акций. За кого он их отдаст, тот и станет»...

Итак, 4292 человека стали владельцами доли собственности флота. Хотя и в разной степени возможностей, поскольку у матроса 8-10, в лучшем случае 50 акций, а у «начальников» их сотни, тысячи. Положение «Севрыбхолодфлота» в нынешнем году незавидное: кредиторская задолженность полтора миллиарда рублей, долгосрочные кредиты не погашены на сумму 600 миллионов рублей, на балансе убыточные объекты социальной сферы. Конечно, есть в России примеры, когда акционирование возрождало гибнущее производство, выводило в преуспевающие. Но флот, состоящий из огромных старых судов, флот, связанный тысячами нитей зависимости с различными организациями в России, СНГ, в западных странах, не перепрофилируешь на производство кастрюль или шитье наволочек. Сумеют ли новые, вернее, прежние руководители флота в новом качестве вытащить этот тяжеленный воз из финансовой ямы, покажет время.*

Прежде чем попробовать с помощью «Рыбного Мурмана» проследить, как ближайшие четыре года тащил флот из финансовой ямы его генеральный директор, скажу, что А.Ф.Леванов явно поскромничал, кивая на фонд имущества по поводу кандидатуры будущего руководителя. Альберт Филиппович уходить и оставлять кресло флотоводца не собирался. Мало того, к моменту приватизации он взял займ, чтобы выкупить все «положенные» трудовому коллективу по второму варианту приватизации акции. Для этого была найдена фирма, способная предоставить кредит на покупку акций. Ею оказалась московская фирма «Комакс», которая являлась дочерним предприятием владивостокской судоходной компании, с которой у «Севхолода» были давние партнерские связи. В дальнейшем А.Ф.Леванову придется несколько лет доказывать налоговой инспекции и полиции, что эти деньги не были его личным доходом, который он якобы умышленно скрывал от налогообложения.

Вот лишь небольшая выдержка из постановления о прекращении уголовного дела в отношении гендиректора: «В ходе следствия достоверно установлено, что использованные Левановым А.Ф. деньги в сумме 29 миллионов 70 тысяч рублей на приобретение 17100 акций СРХФ не являются его личным доходом, подлежащим декларированию...»*

Надо сказать, что с налоговой инспекцией у Леванова отношения не сложились изначально. Впоследствии он расскажет в своей книге «Пожнешь судьбу» о причинах столь пристального внимания этой государевой службы лично к нему и к руководимому им флоту. Ну а мы обратимся к материалам «Рыбного Мурмана», многие из которых, кстати, вошли в упомянутую книгу. И не мудрено, так как подготовить рукопись к печати флотоводцу помогла сотрудник нашего еженедельника Нина Антонян...

К началу лета 1993 года конфликт с налоговой инспекцией вызвал поток радиограмм с моря. Шел этот поток в адрес Президента Ельцина. Вот что радировал, к примеру, экипаж ТР «Полярные зори»:

- Затянувшаяся проверка Мурманской налоговой инспекцией, отказ в предоставлении отсрочки по платежам держат в постоянном напряжении работников флота, не позволяют осуществлять эффективную работу в жесточайших рыночных условиях. Это может привести АО «Севрыбхолодфлот» на грань банкротства, что, в свою очередь, разрушит весь Северный бассейн. Убедительно просим направить независимую от Мурманской налоговой инспекции комиссию для проверки бедственного положения дел на флоте.*

Охотно шел на контакт с журналистами и сам Леванов. В одном из интервью он так охарактеризовал стоящие перед флотом проблемы:

- Кризис создан искусственно. Мы 20 лет занимались обменными операциями. Сейчас их признали нарушением, и налоговая инспекция заявила, что мы скрывали валюту, которая шла на закупку обменного продукта. Мы, оказывается, 20 лет занимались контрабандой! Но все-таки надеемся доказать свою правоту. Заключили договор с серьезной московской юридической фирмой и дали ей на экспертизу акт налоговой инспекции. Предварительные данные позволяют надеяться на успех. Получив заключение юристов, будем обращаться к правительству, к Президенту. Другого пути нет. Завтра под этот топор попадут другие флоты. Если не сопротивляться, можно ставить крест на рыбной промышленности...

Как в налоговой инспекции рассуждают? Заключили мы, скажем, с Англией контракт: наш транспорт будет перевозить рыбу оттуда, например, в Африку. Допустим, контракт оценивается в 300 тысяч долларов. Но ведь из этой суммы мы должны оплатить заход судна в порт за рыбой, за продукты денежки отдать, за топливо, экипажу валюта. И остаются, скажем, 100 тысяч, а налоговая инспекция фиксирует все 300 тысяч. Так же не должно быть! А годовой баланс? Если не учитывать затраты на ремонт, на модернизацию, закупку оборудования и т.д., получается, мы работаем с «плюсом». Только ведь нельзя не учитывать: это наша жизнь. И тогда - в минусе. В любом нашем флоте нет другого механизма работы с валютой, все в одинаковых условиях. Мы просто первые пострадавшие, и когда получим заключение юристов и будем обращаться к правительству, уверен, что все начальники флотов подпишутся под этим обращением, не останутся в стороне и власти области, ведь сохранить рыбную промышленность - в их интересах.*

Более сухо и делово поведал читателю об этих самых обменно-закупочных операциях заместитель генерального директора по экономике АО «Севрыбхолодфлот» Н.Хуснетдинов. В письме в редакцию он пишет:

- Эти операции позволяют при относительной экономии собственных валютоемких сырьевых ресурсов, таких, как треска, пикша, креветка, получить сырьевые ресурсы иностранных государств. При этом коэффициент обмена 1:8 говорит об эффективности этих операций. Видимо, правительство бывшего СССР, а сейчас и правительство России, исходит именно из этих соображений, разрешая проведение таких операций. Более того, правительство России разрешило предприятиям рыбной отрасли из полученной валютной выручки производить оплату за ремонт судов, а также направлять средства на другие эксплуатационные расходы. При этом все обменно-закупочные операции расцениваются как единый производственно-технологический процесс...*

Не буду цитировать дальнейшие рассуждения-доказательства специалиста. Кому это интересно - пусть почитают сами. А читателю сообщу, что к осени 1993 года государственная налоговая инспекция по Мурманской области (ГНИ) провела уже шесть проверок, по результатам которых «Севрыбхолодфлот» практически был поставлен на грань банкротства. Предъявленные штрафные санкции по всем шести актам составили 36 миллиардов рублей и 50 миллионов американских долларов, что в несколько десятков раз превышало стоимость основных фондов и оборотных средств флота. Безусловно, как и на каждом предприятии, в «Севрыбхолодфлоте» имелись определенные недостатки и упущения. Общая сумма безоговорочно признанных претензий составила 1145 млн. рублей, которые были внесены в бюджет. Спорными являлись суммы в 35 млрд. рублей и вся предъявленная инвалюта.

• А.Леванов: «Мы должны вытянуть этот воз». «РМ» от 30 апреля 1993 года.

• Охота на ведьм, «РМ» от 29 сентября 1995 года.

• Бедствуем, «РМ» от 28 мая 1993 года.

• АО «Севрыбхолодфлот»: «Будем жить, если не задушат». «РМ» от 16 июля 1993 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)