casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Кризис закончится, а гости в кафе останутся
Кризис закончится, а гости в кафе останутся Печать E-mail

Кризис коренным образом изменит лицо казанского общепита - многие кафе и рестораны прекратят свое существование, а случайные люди, заполонившие эту сферу в последние годы, вынуждены будут оставить этот бизнес.

На первый план выйдет кулинарное и поварское мастерство. В этом уверена одна из известнейших рестораторов Казани Равиля Шайдуллина.

Рассуждениями о том, что ждет отрасль гостеприимства во время и после кризиса, бизнес-леди поделилась в своем интервью.

Дворцы вместо столовых

- Равиля Шамиловна, насколько сейчас рынок общественного питания развит в Казани? Есть еще какие-то ниши?

- Забит полностью. Но при этом не вижу конкурентов. На каждом шагу кафе, а делать в них нечего. Их открыли не специалисты. Мы ежемесячно объезжаем кафе и рестораны, смотрим цены, качество. Чтобы открыть кафе, ты сам должен быть первоклассным поваром. Я захожу, смотрю, блюдо еще не попробовала, а уже знаю его вкус.

Сейчас и ученый, и сапожник кафе открывают. А так не должно быть. Каждый человек должен делать свое дело, то, которое он знает. Они строят рестораны, которые больше на хрустальные дворцы похожи, но это же не главное. В них даже войти страшно, неловко себя чувствуешь. А как в них обедать?

- А что главное для кафе?

- Для кафе главное - место, качество питания и адекватная цена. Мы, когда открыли "Кукан" в прошлом году, люди пошли через два месяца. Рекламы никакой не было, а большинство кафе в округе потеряли половину посетителей.

- Кафе рядом с вами тоже удачно расположены. У них качество или цена вашим уступают?

- Есть кафе, в которых неплохо готовят. Но в большинстве от многих блюд осталось одно название. Татарские национальные блюда у некоторых я вообще не узнаю. И наценки, конечно, высокие. У некоторых наценки на продукты до 350, а то и до 500 % доходят. А закупаемся мы в одних и тех же местах.

- А какая должна быть оптимальная наценка?

- 120-130 процентов, сейчас уже с наценкой в 100 процентов работать невозможно.

- С чем это связано?

- Другие расходы сильно выросли: на электроэнергию, воду, канализацию, тепло и так далее. На оплату труда очень много уходит. А как я снижу им зарплату, на кухне ведь адский труд. Другие вот цены повышают. Но сейчас в кризис, люди будут искать более дешевые места. Так что процентов 30 кафе закроются. Как раз непрофессионалы уйдут. Уже многие продают кафе. Большинство ресторанов погибнут.

Мы готовы работать в убыток во время кризиса

- В каком ценовом сегменте вы работаете?

- Средний, нижняя граница. По сути это столовые. Мы работаем в основном на студентов и средний класс.

- Как на состоянии Вашего бизнеса сказалось ухудшение положения среднего класса и увольнения на многих предприятиях и фирмах?

- В январе, конечно, объемы продаж меньше, но это сезонное. Январь - месяц не показательный: первая неделя - нерабочая, студенты на каникулах. Дальше посмотрим. В целом пока оттока мы не почувствовали. Вот рост цен на продукты мы заметили. У себя я стараюсь держать цены на прежнем уровне. Мы же в кризис готовы в убыток работать. Все когда-нибудь заканчивается, закончится и кризис, а посетители останутся.

В 1998 году я от кризиса очень много выиграла. Количество клиентов у нас тогда утроилось. Сначала было трудно. У меня лежали деньги накопленные - 40 миллионов примерно. Мы их за два месяца "съели". Я пиццу продавала ниже себестоимости. Все цены повышали, а мы держались. В разгар кризиса очереди за пиццей были - люди на улице стояли. Мне бухгалтеры говорили: "Что ты делаешь? В убыток работаем, разоримся же!" А я на своем стояла: была уверена, что так надо. Кризис закончился, а все клиенты остались. И деньги мне очень быстро вернулись. Конкурентов тогда много отпало.

- На Ваш взгляд, этот кризис будет тяжелее, чем в 98-ом?

- Я думаю, да. Поэтому и готовимся так серьезно. Мне кажется, что просто ужаться не получится. Чтобы выжить, свои производства нужны, нужно самим себя обеспечивать.

Производство и животноводство могут спасти от кризиса

- К кризису как-то подготовились?

- У нас был семейный совет. Я собрала весь коллектив, поговорила с ними, подготовила их, что, возможно, больше трудиться придется, но зато все сыты будут. Вместе решили цену не поднимать пока. В этом году 5 тонн смородины засахарили и заморозили. Варим морс из нее - самый ходовой напиток у нас в кафе. Огурцов засолили.

Моркови три тонны купили, еще когда она 5 рублей за килограмм стоила. Нарезали, упаковали, заморозили. На самом деле антикризисная программа большая. Я считаю, что в условиях кризиса выживут группы предприятий.

- Торговые, как у вас?

- Не просто торговые, а производственно-торговые. Мы такими сейчас становимся. У нас есть своя мини-пекарня, так что хлебом и выпечкой сами свои кафе обеспечиваем. Я планирую в этом году запустить мини-сыроварню.

Часть сельскохозяйственной продукции будем сами производить. Картофель, морковь и лук в этом году в деревне посадим. Есть пустующий участок - родительский колхозный пай. В Казани есть еще дом и земля. Там мы уже оборудовали овощехранилище, рядом поставили сарай для кур. Есть планы насчет кролей и коз. Так что встречаем кризис во всеоружии.

Памятник советским поварам

- Вы работали в сфере общественного питания и в советские годы, и в перестроечные, и до сих пор работаете. Чем советский общепит отличается от современного?

- Тем, кто прошел советский общепит и продолжил в новых условиях работать, памятник надо ставить. Советский общепит - это ужас был какой-то. Продукты давали строго по разнарядке. Могли прислать не свежие. Мы выбирали более-менее нормальные продукты, испорченные выкидывали. А как из оставшегося людей накормить? Да еще проверки приходили, порой, по три - четыре раза в день. Привязывались к каждой мелочи. Работников тоже навязывали, по направлению присылали. Чтобы новое блюдо в меню внести, я должна была десяток подписей собрать.

Сейчас свободы стало, конечно, гораздо больше. Я сама себе хозяйка: могу любого человека взять на работу и обучать, могу любое блюдо придумать. С проверками реже приходят. И все знающие, лишний раз не придираются, дают работать.

- Многие бизнесмены в общепите остались с той поры, как и вы?

- Мало, по пальцам пересчитать можно. Во время перестройки дележ начался. Многих специалистов "съели", остались самые стойкие и самые наглые.

- Вас же не "съели".

- У меня три раза пиццерию отнимали! И деньги предлагали, и криминальные структуры угрожали - все было, но вот выстояли. Нет пока такой организации, в которой бы предприниматели нашли поддержку.

- Качество продуктов стало лучше?

- В зависимости от того, где закупать. На крупных фермах хуже качество. Мясо и молоко я у частников беру, в деревнях. Яйца на птицефермах покупаем.

- А персонал сейчас как подготовлен?

- Хороших поваров мало. И учат хуже. Зачастую сами людей ищем и всему обучаем. Из училищ, конечно, тоже приходят. Каждый год я у себя человека два-три из училища оставляю. Но они приходят "полуфабрикатами". А мы уже из них лепим и выпекаем первоклассных поваров.

- Ваши дети тоже с Вами работают? Не хотите им дела передать?

- Дети работают со мной. Они сами опытные бизнесмены, начинали тоже с низов. Внуки подрастают. В общем, смена есть, но отходить от дел пока не собираюсь. А решусь - все равно буду рядом со своими детьми. Мудрость, она ведь с годами приходит.

Досье:

Равиля Шамиловна Шайдуллина, мастер-повар Российской Федерации, заслуженный работник торговли Республики Татарстан.

Год и место рождения: 1949, деревня Алан, Тюлячинский район, ТАССР.

Образование: Казанское кулинарное училище; Казанский государственный педагогический институт, факультет татарской филологии.

Группа компаний семьи Шайдуллиных основана в 1991 г.

Предприятия: кафе "Пиццерия", кафе "Кукан", кафе "Каенлык", ресторан "Ностальгия" (в стадии запуска); мини-пекарня; магазин "Кулинария", магазин "Овощи", магазин "24 часа", 7 павильонов по продаже выпечки; гостиница (в стадии строительства).

Оборот в день по кафе: 220 тыс. рублей.

Количество сотрудников: 100

ТЕКСТ: Денис Симонов

Источник: business-gazeta.ru

Малый бизнес

Еще статьи на тему "кризис":

Рыбная отрасль в условиях экономического мирового кризиса

Кризис им только на пользу

Кризис и антикризисное управление

Как кризис отразится на кредитовании малого и среднего бизнеса

Семейный бизнес в кризис или кризис семейного бизнеса


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.173.48.18

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������